Профиль (специализация)
«Социальная антропология»

В Основной образовательной программе по направлению 040200 – Социология (квалификация – Бакалавр социологии), профиль «Социальная антропология» представлен в качестве ее структурного элемента и, соответственно, как один из важных компонентов современного социологического образования.

Творческое сотрудничество между социологией и социальной антропологией в области теории и методологии, в практике полевых исследований позволяет не только создавать новые, перспективные конфигурации обучения, отвечающие мировым стандартам, но открывает социологам-бакалаврам новое видение таких «традиционных» сфер интересов социальной антропологии как этнические исследования, экономическая антропология, изучение родства, культурные аспекты социального поведения, межкультурная коммуникация, миграционные процессы, социокультурные аспекты глобализации, межкультурные взаимодействия в бизнес - деятельности, без знания которых невозможно ни понимание тенденций социокультурной динамики современных обществ, ни палитры проблем, возникающих в области межэтнического и межкультурного взаимодействия, ни успешная конкуренция на современных рынках труда.
Исходя из этого, в ходе обучения особое внимание уделяется формированию необходимых личностных и профессиональных компетенций бакалавра, которые в разделе учебных дисциплин профиля «социальная антропология» получают дополнительный аспект содержания знаний, умений, навыков (компетенции) ориентированных на сферу современной культуры, ее профессиональных конфигураций, межкультурного взаимодействия, на практическую трудовую деятельность бакалавра-социолога.

В соответствии с базовыми культурными компетенциями (БКК), в профиле «социальная антропология», например, предусматривается:

  • знание основных тенденций и приоритетов политико-правого, социально-экономического и культурного развития современной России;
  • владение знаниями и методами формирования гражданской позиции и общегражданской идентичности;
  • знание основных этапов экономического, политического, социального и культурного развития современной миросистемы;
  • знание основных принципов, норм межкультурного взаимодействия и деятельности в поликультурных, полиэтнических обществах и средах;
  • владение навыками социальной и профессиональной коммуникации.
     

Cовокупность общих культурных компетенций существенно дополняется личностно-ориентированными культурными компетенциями.
При этом профессорско-преподавательский коллектив факультета социологии и, в частности, преподаватели кафедры культурной антропологии и этнической социологии, исходят из того, что без развития личностных качеств студентов, приобретения ими навыков творческой работы, научного мышления, понимания возможностей и перспектив практического приложения приобретаемых знаний, умений, навыков невозможна полноценная подготовка хорошо образованного, свободно мыслящего, конкурентноспособного специалиста.
Студент, освоивший комплекс личностно-ориентированных компетенций в рамках профиля «социальная антропология», умеет:

  • самостоятельно осваивать смежные с социологией области знаний, имеющие мировоззренческое и культурное значение;
  • ясно формулировать и излагать мысли в письменной или в устной форме на иностранном языке;
  • осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке;
  • Знает специфику работы с международными информационными источниками.
  • Имеет навыки привлечения и использования в профессиональной деятельности постоянно обновляющихся информационных технологий (как то: компьютерные, интернет - технологии);
  • Студент способен к постоянному самообразованию и творческому переосмыслению уже полученных знаний, навыков с учетом изменений в обществе и в технологиях;

Научно-исследовательская профессиональная компетентность (НИПК) формируется из умений:

  • применять знания по теории и методологии социологии для выявления социально значимой проблемной ситуации, определения стратегий ее изучения;
  • самостоятельно и/или в рамках рабочей группы определять объект и предмет исследования, формулировать его цели и задачи, контуры гипотезы исследования;
  • самостоятельно разработать программу социологического (социально-антропологического) исследования, ее календарный план, методику и технику реализации, определить необходимые человеческие и материальные ресурсы для осуществления научного проекта;
  • представлять результаты исследования заказчику (в форме отчета, аналитической записки) или научной общественности (в форме публикации) в соответствии с научными и формальными требованиями презентации;
  • оформлять и представлять результаты научно-исследовательской и научно-прикладной работы в соответствии с российскими, международными нормативными документами и стандартами;

Производственно-прикладная профессиональная компетентность (ПППК) включает в себя:

  • способность к проведению предварительной экспертизы проблемной ситуации на предприятии, в организации или в социальной группе, определение потенциала ее влияния на производственную деятельность или жизнь коллектива;
  • умение обрабатывать и анализировать социологические данные, социальную информацию, полученную смежными науками, для подготовки аналитических предложений, экспертных заключений и рекомендаций, направленных на решение конкретных социальных задач;
  • умение использовать теоретические знания, навыки прикладных социологических исследований, методы анализа социологической информации для изучения актуальных социальных проблем;
  • умение выявлять на основе научных методов познания потребности и интересы социальных, этнических и культурных групп населения,
  • знание основных методов консалтинговой деятельности, маркетинговых и социокультурных исследований;
  • способность представлять в печати, средствах массовой коммуникации результаты социологического исследования, аналитической работы по актуальным социально-экономическим, социально-политическим и культурным проблемам с учетом особенностей потенциальной аудитории.

При формировании научно-организационной профессиональной компетентности студентов особое внимание уделяется таким ее элементам как:
 

  • способность и подготовленность к планированию и реализации проектных работ в социогуманитарной области;
  • владение навыками формирования научных, образовательных проектов, проектов мобильности и заявок для участия в российских и международных конкурсах с целью получения финансирования или развития научных контактов.

При условии успешного завершения обучения по основной образовательной программе по направлению 040200 «Социология», присваивается квалификация «бакалавра социологии» с записью во вкладыше диплома: «по профилю «Социальная антропология».

Просмотров: 1473
© Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна