Спецкурсы по выбору на 2015-2016 учебный год

кафедры социального анализа и математических методов в социологии

2 курс, семестр 3

Математика сетей

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент Е.А.Евсеев

Исследования различных сетей — социальных сетей в интернете, экономических сетевых структур и, в более общем смысле, сетевая методология чрезвычайно популярны в последнее время в социологии, менеджменте, экономике. В основе многочисленных моделей анализа социальных сетей как раз и лежат понятия и методы теории графов.

Цель курса является формирование основных представлений о методах и возможностях теории графов и сетевых моделях. В рамках курса обсуждаются основные понятия теории графов и сетевых моделей. Наряду с классическими темами рассматриваются вопросы, актуальные для современных приложений математики в социологии, например, сети Петри и знаковые графы.

Основная задача курса не столько в теоретическом изучении, сколько в обсуждении практических примеров и методов использования методов теории графов для анализа социально-экономических явлений и процессов. Особое внимание уделяется формированию практических навыков работы с сетевыми моделями.

Теория вероятностей

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент В.В. Скитович

Со случайными событиями мы встречаемся очень часто, значительно чаще, чем это обычно принято считать. Совокупность случайных факторов лежит в основе всех социальных процессах от рождения отдельного ребенка  до крупных исторических потрясений. Наш мир построен на вероятности. Однако за кажущейся хаотичностью  мира случайности скрываются специфические законы, познание которых позволяет не только ориентироваться в реальности, но и активно действовать, управляя случайностью.

Целью курса является обучение использованию методов теории вероятностей  для исследования и анализа социально–экономических процессов.  Содержание курса позволяет освоить базовые элементы теории марковских процессов и теории массового обслуживания для моделирования и анализа стохастических социальных процессов.

3 курс, семестр 5

Социальный анализ производства и потребления

Преподаватель: к.э.н., доцент, А.Н. Сошнев

Предлагаемый специальный курс предназначен для бакалавров направления «Социология» и посвящен одной из самых сложных проблем социального воспроизводства человека и общества.

Производство как социальный институт в курсе рассматривается с позиции роли в нем человека. Он оказывается производительным потреблением, т.е. потреблением самого человека в форме трудовой деятельности. В свою очередь институт потребления оказывается потребительным производством, где происходит распредмечивание полезностей и воспроизводство человека в процессе удовлетворения его потребностей.

В курсе обращается внимание на структуру производства, ее зависимость от целей общества. Потребление рассматривается как особый институт, закрепляющий социальную структуру общества.

Спецкурс может быть полезен для желающих специализироваться в области государственного и муниципального управления, а также для студентов, специализирующихся в области теоретической социологии.

Социометрия

Преподаватель: д.соц.н., доцент Т.Б. Малинина

Социометрия происходит от латинского «societas» - общество и греческого «metreo» - измеряю. Следовательно, под социометрией понимается измерение общества: измерение социальных отношений, поиск меры этих отношений, причем и измерение (и мера) и социальные отношения могут быть любыми. За время существования социометрии  в ней выделилось три области исследования: 1) динамическая или революционная социометрия (Яков Леви Морено, Г. Инфилд, Э. Дженнингс); 2) диагностическая социометрия (Дж. Крисвелл, Г. Лундберг, У. Бронфенбреннер, Н. Нортуэй, М. Бонни, Л. Зеленый, Ч. Лумис, Ф. Чапин, Э. Богардус и др.); 3) математическая социометрия (П. Лазарфельд, С. Додд, Л. Кац, Дж. Стюарт).

Каждое из этих направлений не только исследует определенными средствами социальные факты и соответствующими средствами измеряет их, но, прежде всего, выявляет условия, при которых проявляются эти важные факты.

Социометрия представляет собой сумму технических приемов и методов изучения общественных явлений на микроуровне в конкретных условиях места и времени и социологические выводы из этого изучения. Она исследует и практикует законы социального развития и социальных отношений. Социометрия с одной стороны изучает внутреннюю структуру социальных групп,  сложные образования, которые возникают из сил притяжения и отталкивания между отдельными людьми определенной группы. А с другой стороны социометрия занимается математическим изучением взаимоотношений между людьми, психологических свойств популяций, экспериментальными методами и результатами, которые получает из применения количественных и качественных принципов. Социометрические методы позволяют получать объемную и точную информацию о социальных явлениях и процессах.

Прослушав этот курс, студент познакомится с положениями общей теории измерений,  общими принципами измерения социальных явлений, а так же с методами измерения социальной реальности, что позволит ему сформировать представление об отображении социальных процессов и явлений и применять методы социометрии в социологических исследованиях.

Модели принятия решений

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент Е.А.Евсеев

Принятие решений самого различного характера и масштаба является характерной особенностью человеческой деятельности. Принятие решения — это выбор  (рациональный или иррациональный) альтернатив, для достижения желаемого результата.

Как принимаются решения, на основании каких мотивов и рассуждений — эти вопросы и  рассматривает теория принятия решений. Теория принятия решений — область  исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей рационального выбора людьми путей решения в самых различных ситуациях, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений. Знакомство хотя бы с основами теории принятия решений не только выгодно отличает современного специалиста, но и дает практические преимущества во всех сферах деятельности.

Целью курса является изучение основ математических моделей теории принятия решений, рассматриваются основные типы моделей: модели принятия решений в условиях определённости, неопределённости и риска. Рассматриваются не только классические приемы анализа решений, но и такие современные подходы, как метод анализа иерархий.

Курс формирует навыки аналитического мышления, представления о методах и возможностях теории принятия решений, перспективах ее применения для анализа социально-экономических процессов и явлений. Основная цель курса — практическая: обсуждение и анализ практических примеров принятия решений и формирование навыков принятия рациональных решений.

3 курс, семестр 6

Моделирование динамики социальных процессов

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент Е.А.Евсеев

Анализ происходящих изменений, предсказание будущих состояний — важнейшая практическая задача, решением которой люди постоянно занимаются на всех уровнях: и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности.

Подобный анализ может производиться совершенно различными методами, в рамках спецкурса рассматриваются несколько моделей. Классическая модель, основанная на марковских цепях, лежит в основе многих, гораздо более сложных современных подходов. Модель хорошо разработана, достаточно проста и имеет много практических приложений.

Крайне популярные в последнее время когнитивные карты представляют собой развитие марковской модели, позволяющее учесть многие слабоформализуемые факторы и человеческие мнения и имеет многочисленные сферы приложения. Методология применения когнитивных карт быстро развивается и имеет отчетливо выраженную практическую направленность.

Целью спецкурса является формирование представлений о возможностях применения случайных процессов, в частности марковских цепей, и когнитивных карт для анализа динамики социально — экономических процессов.

Особое внимание уделяется обсуждению практических приложений и анализу многочисленных практических ситуаций. Результатами курса станут не столько теоретические знания о цепях Маркова и когнитивных картах, сколько практические навыки построения и анализа основанных на них моделей, в том числе и с использованием современного программного обеспечения.

Социальное здоровье общества

Преподаватель: к.э.н., доцент, А.Н. Сошнев

Предлагаемый специальный курс разработан для бакалавров профиля «Прикладная информатика в социологии». Особое внимание в курсе уделено подходам к оценке состояния общества. Рассматриваются различные позиции и предлагается авторская точка зрения на предмет социологии и особенности социальных отношений. Социальное здоровье как обобщающий показатель представляется в виде факторной модели.

В курсе анализируется институциональная структура общества и роль отдельных институтов в формировании социального здоровья общества.

Курс может быть полезен не только тем, кто интересуется проблемами теоретической социологии, но и занимается прикладными исследованиями. В частности для выбора темы ВКР, профиля своей практической деятельности.

Многомерный статистический анализ данных

Преподаватель: к.э.н., доцент, В.А. Сибирев

Данный курс предназначен для студентов, желающих усовершенствовать навыки многомерного статистического анализа данных.

Многомерные статистические методы анализа социологических данных  среди множества возможных вероятностно-статистических моделей позволяют обоснованно выбрать ту, которая наилучшим образом соответствует исходным статистическим данным,  характеризующим реальные социальные явления и процессы, оценить надежность и точность выводов, сделанных на   основании   ограниченного   статистического   материала. 

В   рамках спецкурса планируются  рассмотреть нетрадиционные методы   многомерного   статистического   анализа социальных явлений, которые характеризуются несколькими качественными признаками:  логистический регрессионный   анализ, логлинейный анализ. Излагается структура пакета прикладных программ   «SPSS»,   а   также   реализация  в   данном   пакете   изложенных  методов многомерного статистического анализа.

Основы аграрной социологии

Преподаватель: к.э.н., доцент, А.Н. Сошнев

Предлагаемый спецкурс направлен на то, чтобы ознакомить студентов факультета социологии со спецификой социального воспроизводства в аграрном секторе.

В мировой социологии исследованиям села уделяется большое внимание, в отличие от отечественных исследований. Вместе с тем в сельских поселениях проживает на данный момент больше 37 млн. человек.

Российское село характеризуется высоким уровнем смертности, интенсивной эмиграцией, снижением уровня рождаемости. Низкий уровень жизни, высокая степень обнищания населения, безработица – вызовы для современной российской аграрной социологии.

В спецкурсе исследуются проблемы и перспективы развития российского села и российского крестьянства. Спецкурс может быть полезен как для специализирующихся в области теоретической социологии, так и для студентов, исследующих прикладные проблемы.

4 курс, семестр 7

Высокоуровневые  методы информатики

Преподаватель: ст.преп. Мирошниченко И.Д.

При разработке современных проектов предметные области (в том числе социология) всё больше встречаются с такими проблемами как обработка больших и очень больших объёмов данных и выполнение этой обработки с приемлемым быстродействием. Эти проблемы успешно решаются с помощью применения высокоуровневых технологий на суперкомпьютерных вычислительных системах. Для того чтобы эффективно решать такие проблемы в предметных областях, специалисту нужно грамотно поставить задачу коллективу исполнителей, а значит, иметь представление об особенностях реализации параллельных алгоритмов, архитектуре и операционных системах параллельных вычислительных систем.

Спецкурс знакомит обучающихся с фундаментальными концепциями и методами параллельного программирования, необходимыми для выбора парадигмы и разработки модели некоторого процесса в конкретной предметной области.

Прикладной информатик, кроме того, расширяет кругозор и компетентность в области современных высокоуровневых ИТ разработок,

· знакомясь с классификациями вычислительных комплексов, общими свойствами параллельных вычислений, моделями параллельных вычислений и их характеристиками, отличиями технологии программирования для параллельных вычислительных систем от технологии последовательного программирования;

·  изучая общие вопросы декомпозиции алгоритмов и программ в рамках технологии параллельного программирования: основы построения параллельных алгоритмов, проблемы параллельных вычислений при их выполнении на многоядерных компьютерах с общей памятью и на суперкомпьютерных вычислительных комплексах с распределенными вычислениями, в том числе на примерах программ, написанных на разных языках параллельного программирования;

·  знакомясь с оценками производительности параллельных алгоритмов.

Проблема социального выбора

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент В.В. Скитович

Проблема выбора возникает, когда мы пытаемся что-то в обществе распределять, от властных полномочий и мест в парламенте до материальных и духовных благ. Идеальных процедур голосования и дележа, которые удовлетворяли бы нашему представлению о демократическом выборе или о социальной справедливости, пока не найдено.  Все  это порождает множество коллизий и парадоксов, которые не способствуют стабильному развитию общества. Обсуждение этих вопросов можно найти уже в трудах древних философов, таких как Аристотель, Демокрит, Эпикур и др. Однако только в наше время, благодаря развитию математики, были найдены ответы на некоторые из этих проблем.

Целью курса является формирование навыков принятия коллективных решений и знакомство с многочисленными проблемами сопутствующими этому процессу.  Содержание курса представляет собой анализ коллективных решений, получаемых путем различных схем голосования и на основе теоретико-игрового подхода.

Социальный аудит

Преподаватель: к.э.н., доцент, А.Н. Сошнев

Предлагаемый спецкурс посвящен новому направлению прикладной социологии. С начала 70х годов прошлого века в ответ на обострение социальной напряженности в Европе стали выполняться исследования социального состояния отдельных институтов общества на предмет соответствия условиям воспроизводства. Наиболее продвинутыми в этом направлении оказались французские ученые. В 1972 году в Париже был создан Международный институт социального аудита. В России социальный аудит пока развит слабо. В специальном курсе предлагаются методологические основания социального аудита, методы и методики аудиторских процедур, подходы к разработке социальных норм и нормативов.

Спецкурс может быть полезен для студентов, ориентированных на деятельность в сфере государственного и муниципального управления, управления крупными компаниями и организациями.

Нечёткое моделирование в социологии

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент Е.А.Евсеев

В социологических исследованиях мы постоянно сталкиваемся с понятиями, сформулированными на обычном языке, например, «Молодой человек», «Большой доход». Содержание и интерпретация таких понятий кажутся нам очевидными, но при внимательном взгляде мы отмечаем расплывчатость, лингвистическую нечёткость подобных понятий.

Моделирование и анализ социальной реальности неизбежно связаны с необходимостью учёта и отражения в моделях большого количества качественной информации, лингвистически неточно определённой. Можно сказать, что это специфичная особенность моделирования социальной реальности. Современный социолог должен владеть основами использования методов и методик, позволяющих эффективно работать с качественной, нечёткой информацией.

Для учёта этих особенностей социологических исследований и включения подобной информации в математические модели разработан аппарат нечётких множеств и нечёткой логики. Нечёткая математика включает в себя такие разделы как нечёткие множества, нечёткая логика и системы логического вывода. Использование элементов нечёткой математики является характерной чертой большинства современных моделей в социально-экономической сфере. Можно сказать, что нечёткая математика — это передний край современной прикладной математики.

Целью курса является знакомство как с теоретическими, так и с практическими основами использования нечёткой математики при моделировании социально-экономических явлений и процессов. Основная задача состоит в формирование представлений о нечёткой математике и возможностях использования нечётких методов для изучения социально–экономических явлений и процессов

Практическая задача состоит в формировании навыков использования нечётких методов, навыков построения и анализа нечётких моделей. Обсуждаются практические примеры использования нечётких методов при сборе и анализе информации, основные способы моделирования лингвистической неопределенности.

Курс обеспечивает навыки аналитического мышления, формирует представления о методах и возможностях нечёткой математики, перспективах её использования.

Информационные технологии в государственном управлении

Преподаватель: ассистент А.А. Флягин

Курс предназначен студентам бакалавриата направления «Социология» профиль «Прикладная информатика в социологии», а также всем желающим. Цель курса – изучение основных направлений информатизации сферы государственного управления, изучение истории вопроса и зарубежного опыта, нормативной базы и программ развития данного направления, принятых в России, проблем, возникающих при внедрении информационных технологий в институтах государственного управления, а также реальных и ожидаемых результатов и социальных последствий процесса информатизации. В рамках курса рассматривается проблемы, связанные с развитием электронного правительства и информатизацией государственных услуг. Отдельное внимание уделяется методикам оценки состояния информатизации органов государственного управления и вопросам оптимизации процесса оказания государственных услуг.

4 курс, семестр 8

Применение линейных моделей для анализа социологических данных

Преподаватель: к.ф.-м.н., доцент Е.А.Евсеев

Современный специалист должен не только знать теорию, но и уверенно владеть методами статистического анализа данных. Практические навыки анализа данных дают большие преимущества при выборе места работы.

Основу практики применения  статистических методов анализа зависимостей составляют линейные методы. Не смотря на свою простоту линейные модели имеют много привлекательных сторон — богатство интерпретаций, хорошую теоретическую проработанность, легкость в использовании и хорошие прогностические качества. На основе классических линейных моделей разработаны обобщенные линейные модели, позволяющие анализировать зависимости между порядковыми и номинальными переменными, что является характерной особенностью многих прикладных задач.

В рамках спецкурса рассматриваются линейные регрессионные модели и особенности их использования для анализа социологических данных. Основное внимание уделяется практическим навыкам построения и анализа линейных регрессионных моделей в популярном статистическом пакете SPSS. /fakultet/departments/mat/spets_kursy

Просмотров: 847
© Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна