Новости:

Публикации:

Презентация

 

 

Социальная клиника СПбГУ

Социальная клиника – форма организации и прохождения включенных в учебные планы Образовательных программ практик, состоящая в участии обучающихся в профессиональной деятельности под руководством лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу СПбГУ.

В своей деятельности Социальная клиника (с 2002 - по 2010 годы носила название – «Центр научно-практической социальной работы и студенческих инициатив», с 2010 по 2016 – «Учебная лаборатория Учебного отдела Учебного управления Ректората СПбГУ») руководствуется общей задачей подготовки будущих конкурентоспособных специалистов социальной сферы путем формирования у студентов профессиональных компетенций: знаний, умений и навыков.

Целью является содействие в реализации практико-ориентированного подхода при реализации Образовательных программ и формирование у обучающихся СПбГУ мотивации и ориентации на творческую и профессиональную самореализацию.

Задачами являются:

  1. Организация и методическое обеспечение практик обучающихся на площадках Социальных организаций.
  2. Содействие участию научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ в практической клинической деятельности через сопровождение практик.
  3. Подготовка учебных и учебно-методических пособий для обеспечения методического сопровождения практик обучающихся СПбГУ.
  4. Содействие развитию добровольчества (оказания услуг в форме добровольческой помощи) среди обучающихся СПбГУ по Образовательным программам.
  5. Содействие взаимодействию научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ с представителями работодателей в целях дальнейшего трудоустройства выпускников СПбГУ.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ ПО МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КЛИНИКИ

1. Учебно-методическое направление включает в себя следующее:

  1. Методическая поддержка и консультирование специалистов социальной сферы (групповая и индивидуальная) при подготовке учебно-методических пособий по вопросам осуществления деятельности Социальных организаций;
  2. Включение в образовательный процесс аудиовизуальных технологий: создание видеолекций при посещении Социальных организаций в рамках учебного процесса;
  3. Привлечение специалистов социальной сферы к образовательному процессу в форме проведения лекций, круглых столов и мастер- классов;
  4. Выявление потребностей практиков социальной сферы в повышении квалификации и методическом обеспечении слушателей курсов;
  5. Разработка форм отчетности для обучающихся СПбГУ.

2. Практическая клиническая деятельность направлена на обеспечение формирования общекультурных и профессиональных компетенций на площадках Социальных организаций и осуществляется в соответствие с учебными планами Образовательных программ.

3. Профориентационное направление включает в себя:

  1. Консультационная поддержка добровольческих (волонтерских) инициатив обучающихся СПбГУ при проведении ими самостоятельных социальных акций на благотворительной основе;
  2. Организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов с участием обучающихся СПбГУ и специалистов социальной сферы;
  3. Информационное просвещение обучающихся СПбГУ по вопросам социальной проблематики и трудоустройства: размещение на стендах актуальной информации о социально значимых событиях и мероприятиях в Санкт-Петербурге, деятельности некоммерческих организаций, этике социолога и социального работника, благотворительной деятельности, объявлений о вакансиях в Социальных организациях и добровольческих проектах (на основании интернет-источников);
  4. Установление контактов и координация сотрудничества обучающихся СПбГУ с заслуженными универсантами старшего поколения, нуждающимися в помощи добровольных помощников. Составление Памятки для добровольных помощников. Инструкции и Правил поведения.

 

В рамках второго направления деятельности (Практическая клиническая деятельность) осуществляется организация практик обучающихся направления «Социальная работа» (учебная, производственная, преддипломная - бакалавры; научно-исследовательская - магистры).

Профессиональная подготовка обучающихся к  непосредственной социальной работе требует последовательного осуществления одного из  важнейших современных педагогических требований  — непрерывного процесса интеграции теории и  практики в  течение всего периода обучения в университете.

Именно практическая подготовка создает условия для овладения специальными умениями, развивает специальные способности, необходимые для профессиональной деятельности, способствует приобретению обучающимися личного практического опыта, позволяет осмыслить свою будущую профессию, видеть в своей деятельности социальный смысл. Практика закрепляет знания и  умения, приобретаемые обучающимися в  результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки, способствует комплексному формированию профессиональных компетенций обучающихся, направлена на подготовку студентов к выполнению определенного уровня таких видов профессиональной деятельности в области социальной работы.

Проведение практик осуществляется на основании заключенных СПбГУ с государственными органами и учреждениями, научно-исследовательскими и коммерческими организациями социальной сферы Санкт-Петербурга договоров об организации и проведении практики обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета. Обучающийся  имеет право выбора места прохождения практики (за исключением учебных практик) из перечня организаций, с которыми заключены указанные договоры либо выбрать иное учреждение, заключив с ним договор.

Форма договора с учреждением об организации и проведении практики обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета: форма договора.

В настоящее время заключены договоры об организации и проведении практик бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» со следующими организациями и учреждениями Санкт-Петербурга: практические площадки.

 

Для аттестации по результатам практики студент предоставляет ряд отчетных документов:

  • письменный отчет/ план-отчет преддипломной практики (титульный лист, содержание, приложения);
  • дневник практики.
  • отзыв куратора.

Формы отчетных документов размещены по каждому виду практики отдельно.

Бакалавриат

1. 1 курс - Учебная практика «Основы добровольческой деятельности»

Учебная практика проходит в клинической форме и осуществляется на базе социальных органов, учреждений и организаций социальной сферы Санкт-Петербурга. К сопровождению практики привлекаются: преподаватель кафедры теории и практики социальной работы, осуществляющий теоретическую подготовку студентов, кураторы – специалисты учреждений – баз практики, сотрудники социальной клиники, выполняющие функцию консультирующей супервизии и методической поддержки.

Особый акцент в работе сотрудника социальной клиники, осуществляющего супервизию, должен ставиться на необходимости предложения бакалаврам альтернатив в разрешении возникающих проблем, а не предоставления готовых решений. Супервизия, осуществляемая сотрудниками социальной клиники, представляет собой обучение посредством консультирования. Смысл супервизорского сопровождения – развитие у студентов компетенций, определение характера возникающих перед ними трудностей, которые влияния на профессиональное формирование обучающихся.

Клиническая практика закрепляет теоретические знания основ организации добровольческой деятельности, умения проведения добровольческих акций .

Цель практики - подготовка и проведение обучающимися самостоятельных социальных добровольческих  акций или мероприятий.

Задачи практики:

  • ознакомление с теоретическими основами организации добровольческой деятельности и самостоятельная разработка плана проведения социальной добровольческой акции или мероприятия с конкретной группой клиентов;
  • получение опыта организации культурного досуга клиентов социальных учреждений города (при супервизии условий практики научным  руководителем и профессиональной супервизии по специальности потенциальными работодателями).

Формы отчетных документов: отчетные документы

 

2. 2 курс - Учебная практика «Ознакомление с деятельностью социальных служб»

Учебная практика проходит на базе социальных органов, учреждений и организаций социальной сферы Санкт-Петербурга. При посещении выбранных в качестве баз практики учреждений и организаций практиканты выполняют задание.

Цель учебной  практики – профессионально-личностное становление и развитие будущего специалиста по социальной работе в процессе формирования общих представлений о системе социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге.

Задачи учебной практики:

  • ознакомление студентов с деятельностью различных социальных учреждений Санкт-Петербурга, с применяемыми в них технологиями и методами работы;
  • формирование у студентов представлений о функциональных и профессиональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных по типу и виду социальных органах или учреждениях по оказанию помощи нуждающимся;
  • формирование у студентов представлений об основных группах клиентов социальных служб Санкт-Петербурга;
  • приобретение профессиональной компетентности в результате посещения социальных учреждений и активного взаимодействия с сотрудниками данных учреждений.

Формы отчетных документов: отчетные документы

 

3. 2 курс - Учебная практика «Деятельность социальных служб по активизации личностного потенциала клиентов»

В качестве практических площадок выступают государственные социальные учреждения Санкт-Петербурга.

Цель практики - ознакомление с методами арт-терапии, обретение практических навыков в применении методов арт-терапии при работе с клиентами, нуждающимися в помощи.

Задачи практики:

  • формирование у студентов представлений о различных формах психотерапии искусством – арт-терапии;
  • помощь в овладении методами арт-терапии при работе с клиентами, находящимися в кризисной ситуации;
  • обретение практических навыков в применении методов арт-терапии в государственных социальных учреждениях Санкт-Петербурга при работе с клиентами, нуждающимися в помощи.

Формы отчетных документов: отчетные документы

 

4. 3 курс – Производственная практика

Цель практики:

  • дать студентам системное представление о деятельности, структуре и характерных особенностях государственных социальных органов (учреждений) и негосударственных социальных организаций Санкт-Петербурга, а также о социальном партнерстве государственных структур, с коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями для решения социально значимых проблем;
  • дать возможность студентам получить опыт участия в решении конкретных социальных проблем граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Задачи практики:

  • сформировать у студентов реальные представления о функциональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных социальных организациях и учреждениях;
  • ознакомить с социальными технологиями, используемыми в современной практике социальной работы;
  • обогатить профессиональные навыки и умения студентов в процессе осуществления  ими функций помощника специалиста по социальной работе; развить навыки и компетенции социальной работы с различными категориями населения.

Формы отчетных документов: отчетные документы

 

Анкета для прохождения производственной практики

 

 

5. 4 курс – Преддипломная практика

Цель:

  • получение опыта самостоятельной профессиональной работы; 
  • приобретение практических навыков и умений самостоятельно осуществлять все этапы научно-исследовательской или научно-практической работы, направленной на подготовку текста бакалаврской (выпускной) квалификационной работы. 

Задачи практики:

  • выбор темы и социальной базы для проведения практики;
  • знакомство со структурой и спецификой социальной организации, в которой осуществляется практика;
  • постановка научно-исследовательской или научно-практической проблемы в соответствии с потребностями данной социальной организации;
  • формулировка основных целей и задач исследования или технического проекта;
  • разработка методического инструментария для выполнения дипломного задания;
  • сбор эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы или апробация разработанной студентом-дипломником технологии решения профессиональной задачи;
  • анализ полученных эмпирических материалов;
  • подготовка представления результатов научно-исследовательской работы по теме выпускной квалификационной работы научной общественности.

Форма отчетных документов: отчетные документы

Анкета для прохождения производственной (преддипломной) практики

 

 

Начиная с бакалавров, поступивших на первый курс в 2016-17 учебном году, практики в клинической форме охватывают весь период обучения:

  1. Учебная практика «Основы добровольческой деятельности» - 1 курс.
  2. Учебная практика «Деятельность социальных служб по активизации личностного потенциала клиентов» – 2 курс
  3. Учебная практика «Ознакомление с деятельностью социальных служб» – 2 курс.
  4. Учебная практика «Деятельность фондов системы социального страхования» – 3 курс.
  5. Производственная практика – 3 курс.
  6. Управление социальной работой. Модуль 3. Учебная практика по административно-управленческой работе – 4 курс.
  7. Производственная (преддипломная) практика – 4 курс.
  8. Учебная практика по социальной реабилитации – 4 курс.

В результате прохождения клинических практик во время обучения по направлению подготовки «Социальная работа» студенты:

  • приобретают опыт оказания социальных услуг представителям различных групп населения, нуждающихся в социальной помощи;
  • отрабатывают навыки и умения в проведении досуговых, культурных, информационных, просветительских гуманитарных мероприятий для клиентов учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга;
  • реализуют добровольческие инициативы в форме участия в социальном патронаже заслуженных универсантов третьего возраста, нуждающихся в социальном сопровождении.

Магистратура

1. На 1-м и 2-м курсах проходит научно-исследовательская практика

Цель научно-исследовательской практики — расширение профессиональных знаний, полученных магистрами в процессе обучения и формирование практических умений и навыков по общим основам организации и проведения прикладных исследований по общим и частным проблемам социальной работы.

Задачи:

  • овладение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных;
  • приобретение опыта в проведении прикладных исследований (в том числе, Интернет-исследования, телефонного опроса);
  • формирование навыков составления и оформления научных отчетов, презентации результатов самостоятельной исследовательской работы;
  • сбор необходимых эмпирических материалов по теме выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Формы отчетных документов: отчетные документы        

Анкета для прохождения научно-исследовательской практики (1 курс)

        

      Анкета для прохождения научно-исследовательской практики (2 курс)      

             


Контактная информация:

Россия, 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 9-й подъезд, оф. 218

Тел.: +7 (812) 324-12-70, доб. 6623

Тел./факс +7 (812) 710-00-77

e-mail: socialclinic@mail.ru

 

Директор Социальной клиники СПбГУ:

Воронов Александр Николаевич

e-mail: a.voronov@spbu.ru

Просмотров: 2009
© Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна