Кейс 1 для магистрантов

Бакалавриат 4 курс:

1 модуль - разработка программы социологического исследования

Направления для разработки программы социологического исследования:

Общее направление для всех программ: Мигранты в городском пространстве

В рамках обозначенного направления слушателю нужно сформулировать свою тему для разработки программы социологического исследования.

Все программы направлены на изучение явления миграции в СПб.  Программы социологического исследования разрабатываются в группах размером до пяти человек.

2 модуль:  Анализ количественных или качественных данных (на выбор слушателя)

Эмпирический материал (мигранты. учебный) для выполнения аналитического задания по модулю

"Анализ количественных данных"

Для подготовки аналитической записки слушателю предлагаются данные социологического исследования 2010 года, направленного на выявление общественного мнения петербуржцев о трудовых мигрантах. Для облегчения аналитической работы слушателя, дается сокращенный массив данных объемом 400 наблюдений.  Сокращенный массив формировался процедурой случайного отбора из полной базы данных опроса, воспроизводит  основные тенденции и позволяет выполнить все основные процедуры обработки количественных данных социологического исследования.

Мигранты. учебный (Файл в формате SPSS)

Мигранты. учебный (Файл в формате Excel)

Эмпирический материал (мигранты. учебное интервью) для выполнения аналитического задания по модулю

"Анализ качественных данных"

Мигранты.учебное интервью

 

Эмпирический материал (Городское пространство. Учебный) для выполнения аналитического задания по модулю

"Анализ визуальных  данных" (возможен как количественный, так и качественный подход)

 

Городское пространство. Учебный

 

3 модуль: Практические задания

Слушателю предлагается на выбор шесть вариантов практического задания:

  • Case study случай взаимодействия "мигрантов" и "питерской" молодежи
  • Case study "мигранты на производстве"
  • Фотонаблюдение городского пространства 
  • Поиск и описание "анклавов", тут так же имеються в виду пространства (физические, социальные, экономические) несущие на себе заявку на анклавизацию 
  • Уличный опрос и воод данных "демографическая динамика Санкт-Петребурга"
  • Биографическое интервью "миграционная история" 

Все задания выполняются только после инструктажа!

 

1. Фотонаблюдение городского пространства: практическое задание по курсу "социологический практикум" тренирует у слушателя практические навки работы с визуальными методами, сбора и архивирования первичных данных, правильной и безопасной работы в поле и навыки обращения с фотоаппаратурой в роли практикующего социолога - исследователя, работу в команде и навыки самостоятельного распределения исследовательских ролей.

Фотонаблюдение проводится малыми группами - 2-3 человека. Недопустимо индивидуальное выполнение задания по соображениям безопасности. Слушатели не допускаются к выполнению практического задания без инструктажа! 

Не забывайте делать свои фотографии (селфи) на фоне маршрута (минимум две: в начале и в конце маршрута)

 

Презентация: Маршрут А В презентации имеються ошибки: на точке А ориентируйтесь не по клумбам, а по фонарям, т.е получаеться 5 фотографий в первой части пешеходной зоны. Гостинный двор: инструкция, как подняться на второй этаж и "счет" столбов на балконе тоже описаны с ошибкой. При подьеме на второй этаж гостинного двора проявите исследовательскую смекалку. Фотографии с балкона сориентированы на пешеходную часть вдоль гостинного двора, не заходите далеко направо, за ларьки, где велопарковка:)))

Презентация: Маршрут В

Презентация: Маршрут С Не согласна с авторами презентации маршрута С, что "нет достопремичательностей" М. Звезная (и прилегающая территория), по своему, уникальная станция с неповторимым нагромождением стилей и особым менталитетом:) Поэтому там совершенно спокойно можно фотографировать интересуясь городом и архитектурой.

Перед выполнением задания необходимо: изучить маршрут, проверить возможности и состояние Фототехники ( качество фотографий, системные настройки, элементы питания...)

Особое внимание уделите безопасности: не выходите на фотонаблюдение в одиночку, тепло одевайтесь, всегда следите за обстановкой во время съемки, не ввязывайтесь  и не создавайте конфликтные ситуации, не грубите и не хамите людям, даже если считаете, что они неправы. Если видите, что точка для съемки потенциальна опасна (компания подвипивших людей, неадекватные люди, строительные или дорожные работы и т.п.) то откажитесь от выполнения фотографий в данной точке(более подробно см. инструкцию)

 

2. Описание анклава. Задание тренирует у слушателей профессиональные навки социолога практика: инициативный и креативный подход к выполнению практических социологических задач, навыки поиска, обработки и анализа вторичных данных и подготовка проекта практического полевого исследования, обнурежиния и описание сложных социальных объектов, а так же безопасной и продуктивной работы в поле, работу в команде и навыки самостоятельного распределения исследовательских ролей.

 Анклавы: условные этапы работы:

·         Что есть анклавы

·         Информация вторичных источников (форумы, блоги)

·         Поиск анклавов (наблюдение)

·         Определение маркеров анклавообразования

·         Описание обнаруженных анклавов

 

 

Дополнительные материалы:

Тренировочное задание на поиск заимствованного текста "Плагиат"

Инструкция по проведению глубинных интервью

Гайд биографического интервью с мигрантом

Гайд лейтмотивного интервью с потомком мигрантов

Эмпирический материал (очереди. учебный) для выполнения аналитического задания по модулю

"Анализ количественных данных"

Для подготовки аналитической записки предложен сокращенный вариант массива данных опроса покупателей на выходе из петербургских продуктовых магазинов, выполненного в июле 2011 года под научно-методическим руководством СПбГУ (канд. соц. наук Николай Викторович Соколов) по заказу ООО «Нью Вижен Инко». Учебный массив состоит из 400 наблюдений, отобранных случайным образом из полной базы данных опроса. Сокращенный массив облегчает трудоемкость обработки, но позволяет выполнять все необходимые для анализа процедуры, и получать реальные результаты, почти не отличающиеся от результатов анализа полного массива. В учебном массиве удалена информация о торговых сетях и названия магазинов, а также фамилии интервьюеров, однако сохранена возможность анализа различий между ними в обезличенной форме. Выборка опроса формировалась с применением шагового отбора (систематическая выборка) респондентов, она может считаться репрезентативной для совокупности обследованных торговых сетей, с учетом пространственных и временных ограничений проведения исследования.

Очереди. учебный (Файл в формате SPSS)

Очереди. учебный (Файл в формате Excel)

Тренировочное задание: "Анализ одномерного распределения"

Тренировочное задание: "Анализ матриц сопряженности"

Эмпирический материал для выполнения аналитического задания по модулю

"Анализ качественных данных"

Для подготовки аналитической записки предлагаются материалы интервью с 16 летним подростком. Интервью проводилось в 2003 году в рамках исследования "Экономические практики подростков".  Материалы включают в себя три части: первая это непосредственно транскрипт интервью, второе это дневник интервьюера, третий дневник подруги интервьюера. Для анализа предлагаются все три текста.  

Тему и предмет анализа нужно сформулировать самостоятельно, но анализ рекомендуется проводить в рамках одного их четырех направлений:

  • Экономические практики подростков;
  • Подростковые социальные сети;
  • Компьютерная  социализация;
  • Правовой нигилизм;  

Транскрипт интервью

Дневник интервьюера

Дневник подруги интервьюера

 

 

Вопросы к экзамену по курсу "Методика и техника социологического исследования" 2014 (для Института наук о земле)

Просмотров: 3375
© Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна