Кого нужно готовить на программах «Социальная работа»?

19 декабря 2016 состоялось первое заседание Совета основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры «Социальная работа». Мероприятие продолжило линию развития сотрудничества между Университетом и работодателями в части работы над образовательными программами.

«Взаимодействие практиков и представителей науки поможет в подготовке молодых специалистов, так как сфера социальной работы претерпевает постоянные изменения, и недавние выпускники должны быть к ним готовы. Наращивание компетенций, необходимых в профессиональной деятельности, должно происходить уже с 1 курса бакалавриата, причем речь идет не только о практических навыках, но и фундаментальных компетенциях, например, умении анализировать информацию, творчески мыслить», - отметила на встрече председатель Совета, первый заместитель председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Галина Колосова.

О текущем состоянии образовательных программ бакалавриата и магистратуры «Социальная работа» рассказал профессор, заведующий Кафедрой теории и практики социальной работы СПбГУ Вячеслав Келасьев. «Сейчас мы ведем работу по приданию программам более практико-ориентированного характера, наращиваем правовую подготовку специалистов, которым предстоит работать в социальной сфере, а также увеличиваем количество практики в учебном процессе. Также основополагающим направлением для работы во взаимосвязи  с работодателями является профессиональная ориентация студентов на протяжении всей учебы, чтобы мотивация работать по специальности сохранялась до самого выпуска», - подчеркнул профессор.

О причинах низкой мотивации к работе и продолжению обучения в магистратуре упомянул член Совета, президент Благотворительного общества «Невский ангел» Владимир Лукьянов. По его мнению, Университет недостаточно изучает потребности своих студентов-бакалавров: мотивы заработной платы и профессионального развития далеко не единственные, нужно искать что-то еще, например, пробуждать осознанный интерес студентов работать в социальной сфере. Меняться нужно и самим преподавателям, откликаясь на текущие потребности и целенаправленно подходя к подготовке студентов.

Членами совета высказаны и другие мнения о направлениях совершенствования учебного процесса. Для увеличения приема в магистратуру предложено направлять информацию о программе и условиях поступления в государственные органы и учреждения; интегрировать молодых специалистов в профессиональную деятельность силами состоявшихся практиков - выпускников СПбГУ (такое направление как наставничество, вероятно, могло бы быть пилотно выделено в работе Ассоциации выпускников СПбГУ применительно к выпускникам программ «Социальная работа»).

Председатель совета выразила уверенность в том, что необходимо изменение формата обучения: начиная с первых курсов студентам нужно предлагать выбор какого-либо направления и закреплять их за куратором из числа работодателей по этому направлению. Вместе с тем на заседании члены Совета сошлись в том, что обучение по программам «Социальная работа» должно иметь уклон на фундаментальную подготовку управленцев в органах и учреждениях социальной работы, способных проектировать процессы, быть управленцами, а не исполнителями.

Еще одним связующим звеном между преподавателями, студентами и работодателями должна стать Социальная клиника СПбГУ, открытие которой запланировано на февраль 2017 года. Клиника задумана в качестве проекта, который поможет вовлечь студентов в практическую работу под руководством практиков. В свою очередь, работодатели, участвующие в проекте Социальной клиники, получают возможность обновления состава высококвалифицированными специалистами со сформированными профессиональными компетенциями и представлением о практической деятельности (Галина Колосова отметила высокий средний возраст сотрудников государственных органов и учреждений социальной сферы как одну из кадровых проблем). Участники встречи обсудили актуальное состояние взаимодействия, договорились о  календарном плане деятельности Совета, выделении направлений в его работе и ответственных лиц.

Положение о Совете основной образовательной программы высшего образования СПбГУ утверждено приказом первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работы от 10.03.2016 № 1430/1. Согласно Положению, Совет является совещательным органом, созданным для повышения эффективности обучения по основной образовательной программе и формируемым из числа ведущих российских и зарубежных ученых, представителей работодателей и профессиональных сообществ. По словам заместителя начальника Управления образовательных программ Фатимы Ногайлиевой, советы образовательных программ призваны стать наиболее предметным инструментом развития образовательных программ и взаимодействия с профессиональным сообществом: внимание членов советов сосредотачивается на определенной образовательной программе, таким образом, появляется возможность сформулировать конкретные рекомендации и выбрать собственную стратегию развития.

Презентация по стратегии развития программ "Социальная работа"

 

Просмотров: 170
© 2017 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна