Ученые СПбГУ: ни одного случая суицида детей под влиянием администраторов «групп смерти» не выявлено

В Санкт-Петербургском университете подвели итоги проекта «Саморазрушающее поведение подростков: причины и профилактика», проводимого СПбГУ совместно со Следственным комитетом Российской Федерации (СК РФ).

Участие в обсуждении приняли председатель Следственного комитета, профессор СПбГУ Александр Бастрыкин, уполномоченный по правам ребенка РФ Анна Кузнецова, вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, ректор СПбГУ Николай Кропачев, первый проректор СПбГУ Илья Дементьев, петербургский детский омбудсмен Светлана Агапитова.

«Это очень актуальная тема. Дело в том чувстве одиночества, которое испытывает ребенок. Такие поступки пугают своей закономерностью. Это исследование — начало большой работы государственных органов по изменению ситуации».
Председатель Следственного комитета, профессор СПбГУ Александр Бастрыкин

Анна Кузнецова, принимавшая участие в обсуждении в режиме телемоста, рассказала, что полноценных исследований в области детства не проводилось в России более 50 лет: «Они нужны, чтобы в обществе не было глухоты и отсутствия инструментов измерения детского благополучия, чтобы наших детей было слышно. В основу должны лечь научный подход и научные исследования. Эта тема не место для проб и ошибок».

Исследование ученых СПбГУ длилось восемь месяцев и объединило психологов и социологов. За это время они изучили деструктивное поведение подростков, провели экспертизу материалов, собранных СК в рамках расследований по фактам происшествий подобного рода, а также анализировали аспекты суицидального поведения детей, которое могло быть связано с активным освоением интернет-технологий и их пребыванием в социальных сетях.

Еще несколько лет назад активно обсуждались «группы смерти», распространенные не только на территории России, но и в Киргизии, Казахстане и на Украине, которые, по некоторым версиям, могли вести к совершению суицида. Ученые отмечают: во всех исследованных случаях присутствовал психологический компонент — буллинг, конфликт в семье или школе, прием психоактивных веществ, нарушение самооценки, потеря концепции будущего, но не было выявлено ни одного случая самоубийства под влиянием «кураторов» или администраторов «групп смерти» в социальных сетях.

Согласно проведенному СПбГУ исследованию, последовательность формирования у несовершеннолетних саморазрушающего поведения почти всегда одинаковая. Часто оно зарождается из-за семейного неблагополучия — жестокого обращения, безнадзорности и отсутствия доверительных отношений с родителями. Порой данные проблемы были заметны далеко не сразу. Но в совокупности формируют у ребенка хронические негативные переживания и ведут к появлению так называемых триггеров — стрессовых ситуаций дома или в школе. Тогда и появляется деструктивное поведение — рисковые поступки, опасные увлечения, шрамирование, нанесение себе увечий, враждебность — которое иногда поддерживается референтной группой — например, одноклассниками, интернет-друзьями, участниками групп в социальных сетях. Именно в этот момент и определяется дальнейший исход — такое поведение либо перерастает в более интенсивное, заканчивающееся иногда летальным исходом, либо затихает или пропадает вовсе.

Поскольку «поймать» этот критический момент очень сложно, исследователи предлагают заниматься в первую очередь профилактикой. Сейчас она осуществляется в виде отдельных ведомственных мероприятий, разрозненных мер, отсутствует комплексная и — это важно — научно обоснованная программа профилактики с доказанной эффективностью.

Эксперты подчеркивают, важно информировать население и специалистов, работающих с детьми, — врачей, учителей, психологов. Казалось бы, это очевидный шаг, но сейчас в публичном пространстве информация о суицидах появляется только в связи с уже случившимися трагедиями, а родители или учителя зачастую не знают, что делать, если они заметили необычное поведение ребенка, вызывающее тревогу.

«Если сейчас вы как родитель или как специалист хотите найти рекомендации в интернете, то таких рекомендаций, под которыми бы кто-то подписался, не на уровне обсуждения на родительских форумах, а рекомендаций специалистов — что нужно сделать, к кому нужно обратиться, как нужно изменить свое собственное поведение как специалиста, как учителя, как психолога, как социального работника — нет».
Участник исследования, доцент СПбГУ Майя Русакова

Еще одной необходимой мерой специалисты считают скрининг несовершеннолетних с целью идентификации группы риска. Это может быть очень эффективной мерой, потому что дети часто говорят о своих намерениях, пишут об этом в социальных сетях и обращаются за профессиональной помощью. Самый доступный для ребенка специалист — это школьный психолог, квалификация которого иногда может вызывать сомнения. Психиатрическое лечение и психотерапия, повышение их качества также являются важными задачами. По мнению экспертов, если у ребенка уже была попытка самоубийства, ему обязательна нужна реабилитация — без нее велик шанс рецидива.

Санкт-Петербургский университет совместно со Следственным комитетом планирует приступить к разработке программы по профилактике с учетом мнения экспертов профильных ведомств. В тестовом режиме запуск программы может начаться в Санкт-Петербурге, и — в случае успешной реализации — продолжится и в других субъектах России.

Просмотров: 30
© 2018 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна