Программа магистратуры по направлению подготовки 39.04.01 Социология

Профиль СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Научный руководитель профиля магистратуры
Куропятник Марина Степановна – д.соц.н., профессор
кафедры культурной антропологии и этнической социологии, автор публикаций на русском, английском, норвежском и китайском языках в области социальной антропологии, этнических исследований, антропологии глобализации

 

Профиль «Социальная антропология» единственный в Российском образовательном пространстве, предлагающий уникальную конфигурацию знаний и профессиональных компетенций, основанных на

  • применении социально-антропологического подхода к изучению широкого круга проблем социального и культурного развития современных обществ, (таких как: полиэтничность и поликультурность современных национальных обществ; политика и практика мультикультурализма; миграция как фактор этнической и культурной плюрализации обществ; трансформация локальных сообществ в условиях глобализации; традиционные общества и модернизация; культурные механизмы устойчивого развития; проблемы адаптации, аккультурации, ассимиляции, интеграции);
  • трактовке антропологического образования как системы знания, позволяющей осваивать и понимать культурное многообразие и динамику социальных инноваций – всего того, что прежде не было присуще нашему образу жизни и культуре повседневности;
  • опыте антропологического миропонимания, приобретаемого в ходе исследований межэтнического и межкультурного взаимодействия в социокультурных и бизнес-пространствах.

 

Структура "проблемных полей" магистерского профиля

  • процессы формирования культурного и социального многообразия в современном мире;
  • интеграция и социальная лояльность в условиях полиэтничности и поликультурности;
  • государство и культурное многообразие: политики и практики мультикультурализма;
  • миграция как фактор социальных и культурных трансформаций современных обществ;
  • траектории реконфигураций этнокультурных сообществ в условиях глобализации;
  • культурные механизмы устойчивого развития.
     

Участие студентов магистратуры в исследовательской деятельности является важной частью образовательного профиля Социальная антропология:

  • учебные проекты полевых и фундаментальных социально-антропологических исследований;
  • участие магистрантов в исследовательских проектах, реализуемых преподавателями программы;
  • участие в программах студенческой мобильности;
  • участие в научных конференциях, школах, семинарах.  


Знания и навыки выпускников магистерского профиля «Социальная антропология» окажутся полезными для работы в качестве специалистов, экспертов, аналитиков, консультантов в следующих сферах:

  • в сфере науки и образования
  • в сфере туризма
  • социокультурного сопровождения международных контактов, бизнес-проектов
  • консалтинговой деятельности по проблемам миграции и межкультурного взаимодействия
  • исследовательской деятельности и консультирования по проблемам этнических меньшинств и профессиональных сообществ как в России, так и в странах Евросоюза


Выпускники, ориентированные на дальнейшее обучение в аспирантуре в ведущих Российских вузах или по программе PhD в зарубежных университетах, получат необходимую для этого подготовку.

 

"По меткому замечанию Эдмунда Лича антропологи всегда занимались изучением разнообразия во всем его проявлении. Казалось, совсем недавно происходили дебаты по вопросу релевантности социальной и культурной антропологии в современном меняющемся мире. Демонтаж колониальной системы, трансформирующее влияние культурных потоков, стирание границ медийными технологиями стали теми аргументами, которые заставили Мориса Блоха заявить, что антропологию нужно оставить хотя бы для того, чтобы не забыть старые знания. Эти новые вызовы были обращены, прежде всего, к образовательной системе. Чему и как учить, а главное для чего учить социальных антропологов? Мой личный опыт позволил мне на практике оценить эффективность образовательной программы, нацеленной на обучение этой дисциплине.
Еще ранее получив знания по теории и истории культуры, я не был настроен на продолжение обучения и занимался карьерой. Кризис 2008 года заставил переоценить полученные мною прежде знания и попытаться получить новые, полезные в резко меняющихся условиях рынка навыки. Я решил продолжить обучения в рамках магистерской программы факультета социологии СПБГУ «социальная антропология» 2010-2012 г. Я был убежден, что фокус исследований этой дисциплины и ее внимание к выстраиванию локального взаимодействия в изменяющемся мире поможет мне выстроить собственные жизненные стратегии. Действительно, полевая работа требует личностного роста, психологической устойчивости, высоких коммуникативных навыков и умения постоянно реагировать на изменение ситуации. Этих навыков помогает достичь понимание логики работы социальных механизмов на всех уровнях. Кроме того, программа нацелена на получение практических исследовательских навыков в том, как выстроить полевое исследование, как грамотно собрать и обработать полевой материал.
Программа знакомит с современными методиками социологического и антропологического исследования. Ряд тематических курсов знакомят с существующими областями знания современной антропологии. В процессе обучения студенты принимают участие в исследовательских проектах кафедры, проводя собственные исследования и участвуя в научной жизни. Полностью соответствует современной конъюнктуре тематический спектр исследовательских работ, от крупной транснациональной компании до локальной общины или субкультуры. Охват различных социальных сред позволяет выбрать студентам индивидуальные стратегии развития в той или иной области и подготовить их к выстраиванию собственной карьеры".
Денис Гвоздиков, выпускник магистратуры


"Что такое антропология? Согласно широко распространенному мнению неискушенных в данной профессии людей, это наука, изучающая кости. «Вы черепа всякие изучаете, да?» - спрашивали меня люди, которым я сообщала о своей специальности. Между тем, обучение по программе «Социальная антропология» скорее научит разбираться в содержании человеческих голов, нежели в их физиологической структуре. Например, в том насколько близки такие на первый взгляд различные явления как «кости, барабанные сообщения и пляски вокруг костра» и «деньги, декларации и бизнес планы» или насколько оформление трудовой книжки сопоставимо с проведением ритуала инициации в племенном сообществе. Так что если уж говорить о костях, то антропология – это, скорее, наука о том, что скрывают кости – будь то ритуальные, игральные или черепные.
Антропология станет подспорьем в любой профессии и при любой специализации, ведь ее секрет в умении посмотреть на мир под другим углом, с иной точки зрения и открыть для себя что-то новое в привычном и обыкновенное в экзотичном.
Если вы хотите лучше разобраться в противоречивых реалиях современного мира, понять логику иных культур и увидеть экзотику в своей, сделать повседневную жизнь в мегаполисе приключением, а полевые экспедиции – рутиной, то добро пожаловать к нам, на кафедру культурной антропологии и этнической социологии! Мы ждем вас!"
Ольга Тысячная, выпускница магистратуры

 

СХЕМА / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА

КАК ПОСТУПИТЬ НА ПРОГРАММУ

 

Дискуссии с немецкими антропологами расширяют горизонты науки. В них принимают живое участие студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели - социальные антропологи.


На фотографии в верхнем  ряду (слева) - профессор Michael Schönhuth, Университет г. Трир (Германия)

на фотографии в верхнем ряду (справа) - выступает профессор Alois Khan, Университет г. Люцерна (Швейцария)

на фотографии слева - заведующий кафедрой культурной антропологии и этнической социологии - А. И. Куропятник и профессор Michael Schönhuth

 

Поднебесье в Поднебесной – буддийский монастырь в провинции Ганьсу

 


 

Просмотров: 4737
© Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна