Богомягкова Елена Сергеевна
Елена Сергеевна
Богомягкова

Кандидат социологических наук
Старший преподаватель кафедры теории и истории социологии
Образование и трудовая деятельность:

Образование:
1998-2003 социолог, Пермский государственный университет, философско-социологический факультет
2001-2003 психолог, Пермский государственный университет, философско-социологический факультет
2003-2006 – Санкт-Петербургский государственный университет, аспирантура

Занимаемая должность и трудовая деятельность:
2006-2008 - ассистент кафедры теории и истории социологии
с 2008 - н.в. - ст. преподаватель кафедры теории и истории социологии


Основные области научных интересов:

Социальные проблемы
Социология медицины
Film studies
Современная социологическая теория и методология


Участие в научной жизни СПбГУ и факультета:

Организатор (совместно с доц. Ломоносовой М.В.) Ежегодной социологической школы СПбГУ
Организатор (совместно с доц. Орех Е.А.) студенческих клубов «Социологический анализ кино», «Читаем вместе».

Владение иностранными языками:

английский

Участие в международных программах и проектах:

2004-2007 - Министерство иностранных дел Финляндии. Проект «Обратно в общество» – российско-финский проект по созданию модели мультипрофессиональной клиент-центрированной помощи наркозависимым пациентам государственного здравоохранения в С.-Петербурге. Ответственная организация: Дьяконический Политехнический Университет, Ярвенпаа; Основные партнеры: СПб РОО «Возвращение», «Межрайонный наркологический диспансер №1», Кюми А-Клиника. Статус: участник проекта

2007-2010 - Выполнение исследовательской работы в Проекте «Разработка и внедрение на территории Санкт-Петербурга муниципальной модели выявления ВИЧ-инфицированных пациентов нуждающихся в ВААРТ (имеющих в анамнезе наркоманию), а также формирование и сохранение у них приверженности к терапии силами мультипрофессиональных команд, работающих на базе районных ОИЗов» в рамках Программы Глобального Фонда «Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к ВИЧ/СПИД».

2005 - Европейский Университет, Будапешт, стажировка по программе «New Media and Politics»

2014 – Карлов Университет, Прага, стажировка по программе «Social inequality in the Post-Soviet Space»

2014 – Технологический институт Карлсруэ, Германия, стажировка по программе «Принципы проектного менеджмента в управлении научным исследованием»


Основные читаемые курсы:
Социальные проблемы: логика конструкционисткого анализа
Спецкурс для студентов 3 курса Социальные проблемы: логика конструкционисткого анализа Богомягкова Е.С., ст.преп. кафедры теории и истории социологии, elfrolova@yandex.ru Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема. Иоганн Вольфганг фон Гете Вы активны и Вам небезразлично то, что происходит в современном обществе? Вас интересует, каким образом возникают социальные проблемы? Вы хотите понять, что определяет взгляды, реакции и действия людей в отношении какой-либо проблемы и чем объясняется непостоянство общественного внимания к социальным проблемам? Вы хотите научиться анализировать социальные проблемы в рамках самого современного подхода? Вы стремитесь научиться формулировать и продвигать свои идеи, чтобы они привлекали общественное внимание? Приходите на спецкурс! И Вы узнаете, что такое конструирование социальной проблемы Вы познакомитесь 1. С различными концепциями социального конструкционизма – концепция «публичных арен», концепция «повестки дня» (agenda setting), концепция моральной паники, концепция просторечных ресурсов и др. 2. С риторическими и визуальными стратегиями конструирования социальных проблем. 3. С малодоступными русскоязычными и иностранными статьями, посвященными исследованиям современных социальных проблем. Вы научитесь: 1. Анализировать современные социальные проблемы, осуществляя деконструкцию. 2. Понимать роль социальных агентов и СМИ в конструировании социальной проблемы. 3. Формулировать и убедительно представлять свои идеи с целью привлечения общественного внимания. Предполагается просмотр и анализ фильма ПРИХОДИТЕ – БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!
Конструирование и деконструкция социальных проблем
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору «Конструирование и деконструкция социальных проблем» выполнена в соответствии с компетентностно-ориентированным учебным планом по уровню подготовки магистратура, по направлению 040100 «Социология» и соответствует стандарту 3-го поколения. В рамках курса предполагается знакомство обучающихся с конструкционистским подходом к исследованию социальных проблем, особенностями строгого и контекстуального конструкционизма, ролью социальных институтов (особенно, СМК) и социальных групп, социальных акторов в процессах проблематизации. Конструкционисткий подход является одним из самых современных подходов в изучении социальных проблем, позволяет сформировать у студентов представление о социальных процессах, происходящих в обществе, их субъективной составляющей. Кроме того, курс позволяет овладеть навыками конструкционисткого анализа современных социальных проблем. В ходе обучения предполагается использование различных образовательных технологий: лекционные занятия, в том числе, с использованием визуальных презентаций, подготовленных преподавателем, групповые дискуссии, анализ текстовой и визуальной информации (печатные и электронные СМК), отражающей процесс конструирования социальных проблем, подготовка эссе по анализу конкретных социальных проблем в рамках конструкционистской методологии, самостоятельная работа студентов с литературой, подготовленной преподавателем в виде ридера к курсу. Курс носит интерактивный характер.
Социальные проблемы
Учебная дисциплина «Социальные проблемы» имеет важное значение для профессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Именно в рамках этой дисциплины формируются навыки анализа и понимания социальных проблем, что является неотъемлемой составляющей профессионального мышления и профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. В структуру дисциплины входят три компоненты научного подхода к социальным проблемам: теоретические основы изучения социальных проблем (модуль I); вопросы эмпирического изучения социальных проблем (модуль II); интервенции в социальные проблемы и методы их решения (модуль III). По итогам курса студенты смогут сочетать научное знание с практическими социальными преобразованиями. Особое внимание уделено рассмотрению методов оценки программ и проектов, направленных на решение и интервенцию в социальные проблемы, что является актуальной задачей для современного специалиста по социальной работе.
Социологический анализ визуального документа
Публикации:
Богомягкова Е.С. (в соавторстве с Teela Pakkasvirta, Sakari Kainulainen, Galina Khan, Dmitri Ostrovsky) Promoting client centered substance abuse care in St.Petersburgтегии проблематизации и депроблематизации // Helsinki: Diakonia-ammattikorkeakoulun julkaisuja, 2009
Богомягкова Е.С., Ломоносова М.В. Итоги проведения научно-образовательного семинара — зимняя социологическая школа «Современная социологическая методология — от теории к практике» // Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. Сентябрь 2011. Выпуск 3. С.361-362
Богомягкова Е.С. Эвристический потенциал концепций контекстуального конструкционизма в исследовании социальных проблем // Проблемы теоретической социологии. Вып.8. Межвуз. сб./Отв. Ред. А.О. Бороноев — СПб.: Скифия-Принт, 2011. – 280 с. – С.117-193.
Богомягкова Е.С. Глобальные социальные проблемы на аренах публичного дискурса России // Современная социологическая методология – от теории к практике: сборник статей по итогам II Ежегодной Социологической школы, под ред. проф. Бороноева А.О. — 2012. — С. 65-80.
Богомягкова Е.С., Ломоносова М.В. Role of Assisted Reproductive Technologies in the Production of New Forms of Social Control and Discrimination // Proceedings of Papers of International Conference on Knowledge and Politics in Gender and Women’s Studies 2015, Gender and Women’s Studies, GSSS, ODTÜ, Ankara, Turkey, 2016. P. 307 – 317. http://gws.metu.edu.tr/buildingbridges/
Богомягкова Е.С. Новые конфигурации социального неравенства в контексте развития биотехнологий // Телескоп: Журнал социологических и маркетинговых исследований. 2016.№2. С.38-42.
© 2017 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна