Орех Екатерина Александровна
Екатерина Александровна
Орех

Кандидат социологических наук
Доцент кафедры теории и истории социологии
Образование и трудовая деятельность:

Образование:
Училась:
1995 – 2000 гг. СПбГУ, факультет социологии. Специальность: социолог. Преподаватель социологии.
1998 – 2000 гг. СПбГУ, филологический факультет. Специальность: переводчик в сфере профессиональной коммуникации (немецкий язык).
2003 – 2006 гг. аспирантура факультета социологии СПбГУ.
В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Изменение механизма рекрутирования политико-административной элиты в современной России» по специальности 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Занимаемая должность и трудовая деятельность:
С 09.2004 по настоящее время работаю на кафедре теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ
До факультета (06.1998-08.2004) работала в Социологическом институте РАН: старшим лаборантом-исследователем, затем младшим научным сотрудником сектора социологии власти и гражданского общества

Основные области научных интересов:

1. Методы визуального анализа в социологии
2. Визуальная социология
3. Социологический анализ властвующих групп
4. Социология детства


Владение иностранными языками:

немецкий (чтение, разговорный), английский (чтение)

Основные читаемые курсы:
Программа курса "Визуальная культура советской эпохи"
спецкурс для магистрантов по направлению "Социология", профиль "Социология культуры"
Программа курса "Визуальный анализ социальной коммуникации"
спецкурс для магистрантов по направлению "Социология", профиль "Социология коммуникации"
Программа курса "Социологический анализ правящих элит"
спецкурс для бакалавров по направлению "Социология"
Публикации:
Орех Е.А. Теоретико-методологические аспекты исследования элит в современной российской социологии // Российская социология: история и современные проблемы: Сб. научных статей / Под общ. ред. В.Д. Виноградова, Н.А. Головина, Н.Г. Скворцова. СПб., 2007. С. 288- Издат. Дом СПбГУ
Орех Е.А. Рекрутирование элиты как проблема социологических исследований // Политическая социология: теоретические и прикладные проблемы: Сб. научных статей / Под общ. ред. Н.Г. Скворцова, А.О. Бороноева, С.М. Елисеева. СПб., 2007. С. 246-264. // Издат. Дом СПбГУ
Орех Е.А. (в соавторстве с Головин Н.А.) Изучение социологической теории. Методические рекомендации, программа, планы семинарских занятий, дистанционная версия курса. СПб., 2008. 49 с. // Изд-во С.-Петерб. ун-та
Орех Е.А. Перспективы изучения элит в рамках социологии вещей // Элиты и власть в российском социальном пространстве: Материалы V Всеросс. семинара В«Социологические проблемы институтов власти...В» (15-16 декабря 200 // Интерсоцис
Орех Е.А. К вопросу о моделях трансформации советской номенклатуры в российскую элиту // Проблемы теоретической социологии. Вып. 7. / Отв. ред. А.О. Бороноев. - СПб., 2009. // Изд-во С.-Петерб. ун-та
Орех Е.А. Фотографии вождей: способы визуализации лидерства // Человек. 2012. N 3. С. 128-139.
Орех Е.А., Bogomiagkova E. ‘Being on Trend’: Selfie as a Social Phenomenon // International Journal of Digital Society (IJDS). Volume 8. Issue 1. March 2017. DOI: 10.20533/ijds.2040.2570.2017.0152.
The article analyzes the selfie as a social phenomenon. It considers theories in the field of social science that deal with this issue; reviews existing scientific approaches to the selfie and suggests critisism. Using the iconographic method (E. Panofsky) and visual discourse-analysis, we study visual content of a 200-picture random sample aiming to reveal the hidden rules of selfie’s reproduction. As a result insights into the essence of selfie-taking as a social practice are offered, possible explanations of 2012-2016 selfie-boom are put forward. It is suggested that the selfie be viewed as a social practice that maintains an individual's social identity. The authors assume that the selfie popularity is caused by the convenient visual format of such communicative messages. Firstly, the visual format of the selfie explicates the main trend in the Western values (living a full life, experience strong emotions). Secondly, it allows for the active circulation of selfies on the internet: the visual pattern of photographed self-portraits facilitates reading and spreading those messages on the web.
Орех Е.А., Бойцова О.Ю. Политические акторы на детских рисунках 1917-1918 гг.: социологическая рефлексия (на основе коллекции В.С. Воронова из фонда ГИМ) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 4. C. 185-209.
Статья основана на анализе коллекции детских рисунков, выполненных мальчиками - учениками младших классов московских школ в 1917-1918 гг. и переданных на хранение в фонды Государственного исторического музея преподавателем графических искусств В.С. Вороновым. В тексте представлена рефлексия о возможностях работы с рисунками как источником социологической информации на примере изучения содержания изображений с точки зрения проблематики детской политической социализации. Иконографический анализ образов политических персонажей на детских рисунках позволяет высказать предположение о стадии политической социализации младших школьников, а также сделать выводы об источниках влияния на становление политического сознания детей. Для анализа были выбраны образы большевиков. Сначала были выявлены способы репрезентации большевиков в визуальной культуре того времени, определены их иконографические признаки, затем таким же образом были проанализированы образы большевиков, присутствующие на детских рисунках, а на следующем этапе полученные результаты сравнивались между собой. Проведенный анализ показывает, что в детском творчестве отразились стереотипы из средств визуальной пропаганды той эпохи - сатирических иллюстрированных журналов, юмористических открыток. Рисунки свидетельствуют о наличии у некоторых детей политического сознания, выражающегося в представлениях о группе «чужих» / «врагов» - эти представления можно идентифицировать благодаря одновременному присутствию в рисунках нескольких иконографических признаков с негативным значением. Наличие политического сознания позволяет нам говорить о начале процесса политической социализации у детей младшего школьного возраста в период масштабной социокультурной трансформации 1917-1918 гг. в России. Также мы продемонстрировали, что особенность политической социализации детей в условиях революции и начала гражданского противостояния состояла в снижении традиционного влияния на этот процесс семьи и школы, которое в определенной степени компенсировалось влиянием средств визуальной пропаганды.
Орех Е.А. «Любить иных – тяжёлый крест…»: о феномене лукизма // Человек. 2017. № 2. С. 71-77.
Статья посвящена феномену лукизма – его сущности, анализу предшествующей ситуации, причинам. Лукизм рассматривается как дискриминация на основе представлений о внешности или как новое неравенство, в котором внешность дифференцирует для её обладателей доступ к социально значимым ресурсам. Делается обзор имеющихся наработок в изучении данной проблематики, предлагаются научные концепции в социальном знании, с помощью которых можно объяснить практику оценивания человека по внешности, а также причины самой дискриминации. Предлагается объяснение, согласно которому дискриминация на основе внешности может являться следствием процессов конструирования социальной идентичности. Намечаются возможности анализа феномена.
Орех Е.А., Бойцова О.Ю. От светлой одежды — к светлому будущему: дискурс о цвете детской одежды в СССР 1950–80-х гг. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 6. С. 6-15.
В статье исследуется место дискурса о детской одежде в идеологическом дискурсе советской эпохи. Авторы пытаются ответить на вопросы: какую смысловую нагрузку несли цвета детской одежды, какая идеология транслировалась для советских граждан посредством вербальных и визуальных высказываний в контексте «правильного» одевания детей. В качестве методов исследования использовались дискурс-анализ рекомендаций по подбору детской одежды (книги, брошюры, статьи из журналов, изданных в СССР с 1950-х по 1980-е гг.) и контент-анализ открыток с изображениями детей с 1960 по 1980 г. Результаты исследования показывают, что в советском официальном дискурсе второй половины ХХ в. в ряде случаев дети рассматривались обособленно от взрослых. Говорить о существовании единой и непротиворечивой советской концепции детства на протяжении всего периода существования СССР не приходится.
Орех Е.А. Феномен лукизма и возможности его социологического анализа // Социологический журнал. 2016. № 3. С. 67-81. DOI: 10.19181/socjour.2016.22.3.4585
Статья посвящена рассмотрению социального феномена лукизма (lookism) — дискриминации по внешнему виду, а также возможностям его социологического анализа. Анализируются причины возникновения интереса к данной проблематике в западном социологическом знании с 1980-х гг. и невнимания к теме в отечественной социологии. Лукизм предлагается рассматривать как дискриминирующее поведение, которому предшествует оценивание внешних данных человека на основе представлений, стереотипов и предрассудков, распространенных внутри социальной общности. Обосновывается, что ранжирование внешности происходит по ресурсам, которые приобретает человек в зависимости от того, насколько котируется его внешность в глазах другого. Это, в свою очередь, обусловлено различными стереотипами относительно связи внешности и внутренних человеческих качеств. Проблематизируются эвристические возможности социологической теории в изучении темы лукизма, рассматриваются сложности методологического характера. Оценивается имеющийся на сегодня багаж научных публикаций, посвященных изучению влияния образов «идеального» внешнего вида на самооценку человека, способам борьбы с дискриминацией по внешности. Отдельно анализируются особенности воспроизводства лукизма посредством визуальных медиумов, таких как кино и анимация. Определяются лакуны в исследованиях лукизма и намечаются перспективы исследований в данной области.
© 2018 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна