Смирнов Петр Иванович
Петр Иванович
Смирнов

Доктор философских наук
Профессор кафедры теории и истории социологии
Образование и трудовая деятельность:

Образование:
Дата рождения: 6 января 1942 г.
1963 – 1972 гг. – студент философского факультета Ленинградского государственного университета, перерыв в учебе в 1964 – 1967 гг. в связи со службой Советской Армии.
Квалификация:
1972 г. – философ-преподаватель марксистско-ленинской философии и обществоведения.
1988 г. – ученая степень кандидата философских наук. Тема диссертации «Неформальные нормы как регулятор деятельности специалиста с высшим образованием.
1995 г. – ученая степень доктора философских наук. Тема диссертации: «Ценностные основания общества: концепция исследования».
2000 г. – присвоено ученое звание «профессор».


Занимаемая должность и трудовая деятельность:

1973 – 1995 гг. – младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник НИИКСИ ЛГУ (СПбГУ).
1995 – 1997 гг. – доцент, профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
1997 – 2001 гг. – профессор кафедры общей социологии факультета социологии.
С 2001 г. по настоящее время – профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии.

Почетные звания и награды:

Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ветеран труда, член Международной Социологической Ассоциации (ISA) и ряда других профессиональных сообществ


Основные области научных интересов:

1) теоретические проблемы взаимодействия личности и общества
2) проблемы эволюции общества
3) проблемы российской цивилизации

Основные результаты научной деятельности:
1. Деятельностно-ценностный подход к исследованию социальных процессов и явлений (разрабатываемый в соавторстве с А.О.Бороноевым, Ю.М.Письмаком), включающий в себя:
- представление об основных типах взаимодействия между людьми (природном, чувственном, рече-коммуникационном, деятельностном, правовом),
- представление о базовых разновидностях деятельности: эгодеятельности (деятельности для себя), служебной деятельности (деятельности для другого), игре (деятельности для деятельности),
- универсальную типологию фундаментальных ценностей общества, построенную на концепции социальной значимости как основной личностной ценности и др.
2. Теоретическая схема эволюции общества, разработанная с использованием понятия «идеальный тип» в качестве основного теоретического средства. В названной схеме эволюция общества прослеживается по изменению положения человека в обществе, конкретнее, исходя из представления о возможностях самореализации человека в обществе. Для этого строятся идеальные типы дикости, варварства и цивилизации с использованием понятийных средств деятельностно-ценностного подхода.
3. Концепция социальной значимости как основной ценности личности (человека как социального существа), включающей в себя представление об основных модусах социальной значимости (власти, богатстве и т.д.), а также представление об основных процедурах социальной признания (личной и безличной (рыночной) экспертизах).
4. Концепция основных социальных типов личности, построенная на базе критически воспринятой концепции К.Г.Юнга об экстравертах и интровертах, а также представления об основных разновидностях деятельности. Основными социальными типами личности оказываются – гармоничный деятель, эгодеятель, служитель и игрок.
5. Авторский вариант ролевой концепции личности, в которой роль понимается как специализированный вид деятельности. Основными элементами роли считаются: ценности, мастерство (знания, умения и навыки) и полномочия (права и обязанности).
6. Логически корректные определения понятия «общество» (в соавторстве с А.О.Бороноевым). С учетом разных исследовательских целей общество в широком смысле может пониматься как:
1) объединение людей, возникшее на основе всех сколлрелированных типов взаимодействия, ведущим из которых является деятельностное взаимодействие
(обмен результатами деятельности – продуктами и услугами),
2) – система субъектного типа, возникшая на основе всех типов взаимодействия, ведущим из которых является деятельностное взаимодействие.

Основные исследовательские проекты:
- 1999-2001 гг. Менталитет россиян и реформы – руководитель, грант Мин. Обр. РФ
- 2002-2003 гг. Сохранение цивилизационного разнообразия в условиях глобализации – руководитель, грант Мин. Обр. РФ.
- 2002- 2004 - 2002-2004. Участник проекта "Интеграция исследований естественных и гуманитарных наук". Грант РФФИ.
- 2005-2011 – Проблемы теории и истории социологии – исполнитель.

Научная школа:
1.Богомягкова Елена Сергеевна, кандидат социологических наук. «Эвтаназия как социальная проблема»
2. Геращенко Людмила Ивановна, доктор социологических наук. «Социальное воздействие на биопотенциал человека: факторы, проблемы, решения»

3. Плетнев Александр Владиславович, кандидат социологических наук. "Динамика выхода современного российского общества и состояния аномии"

Владение иностранными языками:

Французский
Английский – чтение со словарем

Почтовый адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 48, кв. 5.
Телефон: (812) 274-1562 (р.), (812) 272-5515 (д.).
Факс: (812) 710-0077.
Электронная почта: smirnovpi@mail.ru

Основные читаемые курсы:
Социология личности
Курс "Социология личности" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин по профилю "Общая социология" и дополнительных дисциплин по профилям "Социальная работа" и "Социология молодежи". Основная цель курса заключается в том, чтобы сформировать представление о личности как социальной сущности человека, раскрыв механизм ее взаимодействия с обществом. Для ее достижения предполагается решение задач: - выяснение специфики рассмотрения личности в философии, психологии и социологии; - уточнение совокупность признаков, характеризующих человека как социальное существо; - раскрытие механизма взаимосвязи явлений "общество" и "личность"; - формирование представлений об основных социальных типах личности; - вскрытие взаимосвязи личности и основных ценностей общества; - рассмотрение этапов эволюции общества в зависимости от положения личности в нем; - описание основных социальных типов личности в разных цивилизациях; - показ положение личности в российском обществе на разных этапах развития страны.
Общая социология
Курс "Общая социология" был предназначен студентам отделения социальной работы факультета социологии СПбГУ дневной и вечерней форм обучения. В настоящее время может читаться на всех обществоведческих и гуманитарных факультетах СПбГУ. Целью курса является развитие у студентов способности к самостоятельной оценке социальных процессов и событий, а также к сознательному выбору собственной линии поведения в современном российском обществе. Для достижения указанной цели в курсе предполагается решение следующих основных задач: - сформировать у студентов общее представление о социологии как науке, ее структуре и методах; - ознакомить их с важнейшими учениями об обществе, возникшими в процессе развития обществоведческой мысли; - дать им представление об основных понятиях современной социологии; - ознакомить студентов с важнейшими социальными явлениями и процессами; - ввести их в курс проблем, возникших в современном обществе; - показать студентам специфику эволюции российского общества и очертить суть происходящих в нем изменений.
Моделирование социальной эволюции
Курс "Моделирование социальной эволюции" относится к блоку дополнительных дисциплин по профилю "Общая социология", а также по профилям "Экономическая социология", "Социальная работа" и "Социология молодежи". Кроме того, в качестве дополнительной дисциплины можется читаться студентам, обучающимся по специальности "Культурная антропология" на факультете социологии, а также студентам обществоведам и гуманитариям на всех факультетах СПбГУ. Основная цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление об общей логике эволюции общества. Для ее достижения в курсе решаются следующие основные задачи: - обоснование моделирования как универсального принципа человеческой деятельности; - ознакомление студентов с проблемами моделирования социальной эволюции; - аргументированный выбор методологии моделирования этапов общественной эволюции; - исследование важнейших признаков и свойств, присущих моделям указанных этапов; - оценка перспектив эволюции общества. Дополнительными задачами курса являются описание особой цивилизации, сложившейся в России, а также выявление проблем, трудностей и перспектив развития страны.
Эволюция российской цивилизации
Курс "Эволюция российской цивилизации" относится к блоку основных дисциплин в магистерской программе "Исследования российского общества" по профилю "Общая социология". В качестве дополнительной дисциплины курс можется читаться бакалаврам и магистрам разных курсов обществоведческих и гуманитарных факультетов СПбГУ в связи с его мировоззренческой направленностью. Основная цель курса заключается в том, чтобы способствовать формированию у магистрантов самостоятельной мировоззренческой позиции относительно проблем и трудностей развития страны. Для достижения цели в курсе решаются следующие основные задачи: - выбор и обоснование теоретических средств для описания эволюции страны; - показ общей логики социальной эволюции и нахождение в ней места эволюции российской цивилизации, - описание эволюции российского общества; - характеристика недавних реформ; - оценка перспектив эволюции страны.
Социальные типы личности во властной элите российского общества
Курс "Социальные типы личности во властной элите российского общества" относится к числу дополнительных дисциплин в основной образовательной программе "Социология". В качестве спецкурса можется читаться студентам обществоведам и гуманитариям разных курсов на всех факультетах СПбГУ в связи с его мировоззренческой направленностью. Особый интерес он может иметь для студентов факультета политологии, поскольку раскрывает роль социальных типов личности во властной элите российского общества на ход событий в стране. Основной целью курса является описание механизма влияния социальных типов личности во властной элите российского общества на ход событий в стране. Для достижения этой цели в курсе решаются следующие основные задачи: - формирование представлений о личности как социальной сущности человека, (социальном явлении); - рассмотрение социальной эволюции в ВВ«человеческом измеренииВВ» (исходя из расширения возможностей самореализации человека в обществе); - описание социальных типов личности во властной элите российского общества и их влияния на ход событий в стране; - описание положения личности в российском обществе как результат недавних реформ; - оценка необходимого личностного потенциала для успешного решения проблем страны.
Публикации:
Смирнов П.И. (в соавторстве с А.О.Бороноев, Ю.М.Письмак.) Социология. Введение в проблемы познания общества. Учебное пособие для системы образования взрослых // СПб.: Институт образования взрослых. 2010. - 576 с.
Смирнов П.И. (в соавторстве с А.О.Бороноев, Ю.М.Письмак.) "Социология" П.Штомпки: конструктивные критические замечания // Вестник СПбГУ. Серия 12. Выпуск 1. Часть II . 2009. С.120-133.
Смирнов П.И. (в соавторстве с А.О.Бороноев, Ю.М.Письмак.) Цивилизация: естественный и управляемый этапы эволюции общества // Цивилизация, государство и общество Евразии: вчера, сегодня, завтра: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Москва, РУДН, 11-12 ноября 2008 г. - М.: РУДН, 2009. С.287-313.
Смирнов П.И. (в соавторстве с А.О.Бороноев, Ю.М.Письмак.) Социология личности. // Учебное пособие. Изд. 2-е. - СПб.: СПбГИПСР, 2007. - 472 с.
Смирнов П.И. Универсальные элементы культуры и своеобразие отдельных культур // Вестник СПбГУ. Серия 6. Выпуск 3. 2007. С.14-22.
Смирнов П.И. Здоровье общества: от привычной метафоры к научному понятию // Российская социология: история и современные проблемы: Сборник научных статей посвященных 70-летию Заслуженного деятеля науки России, академика РАЕН, почетного профессора СПбГУ А.О.Бороноева / Под общ. ред. Н.Г.Скворцова, В.Д.Виноградова, Н.А.Голо
Смирнов П.И. (в соавторстве с А.О.Бороноев, Ф.П.Смирнов.) Постцивилизационное варварство или тяжелое бремя мирового лидерства США // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер.16. Вып. 2. 2005. С.5-33.
Смирнов П.И. О социологическом моделировании общественной эволюции // Социологические исследования. 2004. 8. С.12-22.
Смирнов П.И. (в соавторстве с Л.И.Геращенко. ) О природе человека в контексте социальных проблем // Вестник СПбГУ. Сер.6. 2003. Вып.4. С.68-76.
Смирнов П.И. (в соавторстве с Бороноев А.О.) О понятиях "общество" и "социальное" // Социологические исследования. 2003. 8. С.3-11.
Смирнов П.И. (в соавторстве с Бороноев А.О.) Россия и русские: характер народа и судьбы страны. // 2-е изд. - СПб.: Изд-во "Санкт-Петербургская панорама", 2001.
Смирнов П.И. (в соавторстве с Бороноев А.О., Письмак Ю.М.) Моделирование социальных систем: концепция и основные категории // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2 / Под ред. А.О.Бороноева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С.81-92.
Смирнов П.И. Социальная значимость как основная личностная ценность // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1990. Вып. 3. С.38-43.
Смирнов П.И. Ценность: стимул деятельности и одно из основных понятий социологии // Теоретический журнал Credo new. 2011. 1 (65). С.139-157
Смирнов П.И. Понятие "общество": проблема существенности содержания // Теоретический журнал Credo new. 2010. 2 (62). С.64-81
Смирнов П.И. Понятие "общество" в современной социологии: проблема логически корректного определения // Теоретический журнал Credo new. 2010. 1 (61). С.110-129
© 2017 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна