Смирнова Елена Эмильевна
Елена Эмильевна
Смирнова

Доктор социологических наук
Профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии
Образование и трудовая деятельность:

Высшее, Ленинградский технологический институт холодильной промышленности. 1964 год.

Почетные звания и награды:

Ветеран труда. Почетный работник высшего профессионального образования России.

Ученая степень кандидата психологических наук, 1972 год. Ученая степень доктора социологических наук, 1994 год. Ученое звание профессора по кафедре социологии. 1995 г.

Основные области научных интересов:

научный подход как стратегия исследования
социология образования
социальная норма как регулятор поведения

Читаемые курсы:

1.Методология и методика социологических исследований

2.Социология образования


Коллективные монографии

1. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. Томск, Изд-во ТГУ, 1984.

2. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного подхода. Л., Изд-во ЛГУ, 1984.

3. Становление специалиста. Л., Изд-во ЛГУ, 1989.

4. Образование как ценность, цели и средства в жизни студенчества. Социология молодежи. Молодежь Германии и России / Под ред. В.Т.Лисовского М.: Социум. 1994.

5. Учитель. Школа. Общество: Социологический очерк 90-х гг. / Под ред. Е.Э. Смирновой. СПб., Изд-во ГУМП, 1995.

6. Социальные проблемы образования. Социология молодежи. Учебное пособие. М., Социум.1995.

7. Мир ребенка. Некоторые черты школьной жизни. СПб., ГУПМ, 1997.

8.Хорошая школа. Размышления социолога. Общественная оценка школы.

СПб, РДК-Принт, 2000.

9.Новая школа – поливариантная модель. Российская школа в сумерках образования. Edvin Mellen Press Ltd New-York, 2002.

10.Социология образования. Социология. Ч.1: Учебно-методическое пособие. СПб, Изд-во МБИ (Междунар. Банковский Институт), 2005.

11. Эмпирические исследования в социологии: программа, исследовательские стратегии, методы. Социология: Учебник / Под ред. проф. Н.Г. Скворцова. Изд-во СПбГУ, 2006.

12. Введение в социологию образования. СПб.: Интерсоцис, 2006.

13. Обществознание. Учеб. пособие. В 3 т. Основные сферы жизни общества / Под ред. М.В. Пашкова и др. Том 2. СПб., Изд-во СПбГУ, 2007.

14.Социология образования. Социология в Ленинграде- Санкт-Петербурге во второй половине ХХ века. Межвузовский сборник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

Статьи, брошюры

15. Толерантность. Коллектив, личность, общение. Словарь социально-психологических понятий. Лениздат,1987.

16. Проблемы обучения детей шестилетнего возраста. Всесоюзная конференция "Социология образования".Т. 3. Средняя общеобразовательная школа: пересмотр позиций. 1990

17. Новые формы образования.Сб. «Научные достижения и передовой опыт в области образования». Вып.10, М., НИИ ВО. М.,НИИ ВО,1992

18. Социологический анализ тенденции гуманизации в школах. Гуманизация Образования. СПб, Изд.СПбГУПМ, 1994

19. Социальная норма и возможности ее измерения // Социологические исследования. 1999. N1.

20. О сущности комплексного подхода. Методология и методика педагогического исследования. СПб., ГУПМ, 2000.

21. Обществознание как интегративный гуманитарный цикл в школе // Обществознание. 2000. № 3.

22. Демократические перемены в школе // Социологические исследования. 2001. № 4.

23. Новые управленческие технологии в системе высшей школы: уроки Болонского процесса. Организмы и механизмы: проблемы управления в социальных и технических системах. Материалы междисциплинарного научного семинара. СПб., 2003.

24. Оценка качества образования: подходы и практики. Оценка качества образования в российских вузах. Опыт и проблемы. Материалы межвузовского семинара С.-Петербург, 28 октября 2003 г. Изд-во СПбГУ, 2003.

25. Субъектный подход в образовании: сопряженность с Болонским процессом // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4.

26.От общих положений Болонского процесса к конструированию российских образцов. Россия и Европа на пути интеграции в единое образовательное пространство. Сборник материалов межвузовского семинара. СПб.: Борей Арт, 2007.

Участие в исследовательских проектах

1.Институт «Открытое общество». «Детская социологическая лаборатория в школе». 1999-2000

2.Институт «Открытое общество». «Общественная оценка школы». 2000

3.РГНФ, проект № 04-03-00354а. «Трансформация российского высшего образования «Интеграция в европейское образовательное пространство: субъектно-ориентированный подход». 2004-2006гг.

3. РГНФ, грант 02-03-18183а, Проект «Статус образования в современном российском обществе. Фактор образования в жизненных стратегиях современного российского человека». 2002-2004

4.РГНФ: Проект «Трансформация российского высшего образования и интеграция в европейское образовательное пространство: субъектно-ориентированный подход. № 04-03- 00354а ». 2004–2006 гг

5. Грант РГНФ, № 05-03-10207а.. «Реализация права на образование в российском обществе. Социальные практики деприваций в системе российского образования». 2005-2007

6.Грант РГНФ N 08-03-00480а. « Студенчество как активный участник реформирования высшего образования России. Субъектный подход». 2008 г.

7. Грант РГНФ: 08-03-00578а. 2008-2010. «Социальная реальность в системах российского образования. Адекватность содержания учебного материала и форматов российского обучения характеру современной эпохи и уровню развития современных учащихся». (Исполнитель).

8. Грант РГНФ, № 05-03-10207а. 2005-2007. «Реализация права на образование в российском обществе. Социальные практики деприваций в системе российского образования». (Исполнитель).

9. Грант РГНФ: № 02-03-18183а. 2002-2004. «Статус образования в современном российском обществе. Фактор образования в жизненных стратегиях современного российского человека» (Исполнитель).

10. РГНФ, грант 02-03-18183а, Проект «Статус образования в современном российском обществе. Фактор образования в жизненных стратегиях современного российского человека». 2002-2004

Эл. почта – smirnova-soc@yandex.ru

© 2017 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна