Самойлова Валентина Алексеевна
Валентина Алексеевна
Самойлова

Кандидат психологических наук
Доцент кафедры теории и практики социальной работы
Образование и трудовая деятельность:

Образование:
Окончила Ленинградский государственный университет в 1976 по специальности психолог, с 1988 года кандидат психологических наук.

Занимаемая должность и трудовая деятельность:
С 1975 - 1998 гг. - научный сотрудник лаборатории социальной психологии в НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ.
С 1998 г. - доцент кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ.
Заместитель заведующего кафедой по науке.

Почетные звания и награды:

С 1992 года имеет научное звание старший научный сотрудник.

Основные области научных интересов:

Психология личности
Психологическое здоровье личности
Адаптация личности в современном обществе
Организационная психология и управление человеческими ресурсами
Социальная работа с семьей и детьми
технологии и методы социальной работы
Активизация ресурсов

Участие в научных конференциях:

Международная научно-практическая конференция «Профилактическая социальная работа в России и Европе», СПбГУ, ноябрь, 2008;

III, IV, Y, YI
Ковалевские чтения,СПбГУ,2008, 2010, 2011;

Международная научно-практическая конференция «Трансформация семьи в современном мире»,
Северо-Западная Академия госслужбы, СПб., 2010;

II Международная научно-практическая конференция «Современные формы семьи в России и Швеции: тенденции и перспективы развития»,Северо-Западная Академия госслужбы ,СПб.,
2011;

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологические проблемы безопасности в образовании», Моск. гос.психол.-пед.ун- тет ,2011;

Научно-практический семинар и семинар-совещание «Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022годы»,Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга,2011, 2012 ;

Международная летняя школа “Accessibility, Capabilties and Social Exclusion”, СПбГУ, 2012;

IV Очередной Всероссийский социологический конгресс, Российское общество социологов,
Уфа,2012;

Всерос¬сийская научная конференция «Социальные сети и социальный капитал семьи в контексте семейной политики Санкт-Петербурга», СПбГУ,2012;

Международная конференция «Социальное благополучие молодежи в процессе социальных изменений в Санкт-Петербурге и Гданьске, СПбГУ,2012;

Интернет-семинар для социологов, руководителей и специалистов в области социальной работы "Взаимодействие социальных служб и общества: проблемы и перспективы социологического анализа», Рег.центр «Семья»,СПб., 2012;

YIII Ковалевские чтения, СПбГУ,2013;

Научно-практ.семинар для рук-й социальных служб«Актуальные проблемы управления соц.службами на современном этапе», , СПб.,Комитет по соц.защите Лен.обл., 2013;

Межд.конф. «Активизация социальной работы с семьей», Адм-я.Адм.района СПб., Инс-т «Палмения» Ун-та Хельсиннки,СПб., 2014.



Участие в научной жизни СПбГУ и факультета:

Член Ученого совета факультета

Владение иностранными языками:

Английский язык



Участие в международных программах и проектах:

Инициативный исследовательский проект «Будь здорова, молодежь» (сравнительное исследование благополучия молодежи в Финляндии и России) (2011);
Международное сотрудничество с университетом Хельсинки по теме «Активизация семей с детьми» (2011-2013);
Проведение Международной научной школы «Accessibility, Capabilities and Social Exclusion» (2012)




Основные читаемые курсы:
Управление социальной работой. Часть 2. Психология управления /
Студенты приобретают соответствующие знания основных концепций трудовой мотивации, лидерства, организационной культуры и т.д., первичные умения и навыки анализа психологических проблем управления, выявления резервов повышения эффективности на индивидуальном, групповом, организационном уровнях, разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию управления человеческими ресурсами социальных служб. В процессе обучения используются разнообразные методы: лекции, работа в группах, диагностический практикум.
Психология социальной работы. Часть 1. Психология личности.
Данная дисциплина занимает особое место в цикле психологических дисциплин, читаемых бакалаврам социальной работы. Она направлена на формирование целостного представления о личности, о мотивах ее поведения, факторах и закономерностях развития, механизмах, лежащих в основе нарушений ее функционирования, без которого вряд ли возможна эффективная деятельность специалистов помогающих профессий. Кроме того, полученные знания могут быть весьма полезны в процессах личностного и профессионального становления студентов, диагностики и рефлексии ими особенностей собственной личности. Кроме практических профессиональных задач, курс имеет и более широкую направленность, а именно развитие у студентов навыков сравнительного теоретического анализа, расширение методологических основ, необходимых для проведения студентами и выпускниками самостоятельных исследований в области социальной работы, а также общекультурное развитие студентов. Особое внимание уделяется связям теорий личности с социальной практикой, в том числе, с социальной работой. На лекциях и семинарах предусмотрено изучение методов и терапевтических техник, разработанных в рамках различных психологических концепций личности.
Технологии социальной работы. Часть 1. Технологии социальной работы/
Данная дисциплина относится к общепрофессиональным базовым дисциплинам Программой курса предусмотрено изучение принципов и методов социальной диагностики и социальной терапии на разных уровнях социальной работы и с разными клиентскими группами, их отработка при выполнении практических занятий. Результатом обучения по курсу должно стать формирование основ социально-технологических профессиональных компетенций, проявляющихся в умении разрабатывать и эффективно применять социальные технологии с учетом особенностей современного состояния общества на глобальном, национальном и региональном уровнях.
Теоретико-методологические основы конструирования технологий социальной работы /
Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью обучения по основной образовательной программе по направлению 040400 – Социальная работа и, в частности, по магистерской программе «Инновационные технологии в социальной работе»Программа содержит темы, направленные на раскрытие методологических основ технологий, их методической оснащенности, ее реализация основана на преимущественно активных формах обучения, предполагающих высокий уровень вовлеченности и творческой активности студентов.
Публикации:
Самойлова В.А., Torronen M., Borodkina O. Family policy in Russia: problems in the establishment process and new challeges // Empowering Social Work: Research &PracticePalmenia Centre for Continuing E Education, University of Helsinki, Kotka Unit Kopijyva Oy, 2013
Самойлова В.А., Torronen M., Borodkina O. Empowerment as a current trend of social work in Russia // Empowering Social Work: Research &PracticePalmenia Centre for Continuing E Education, University of Helsinki, Kotka Unit Kopijyva Oy, 2013.
Самойлова В.А., Torronen M., Borodkina O. Trust in reciprocal relationships - The construction of well-being // Empowering Social Work: Research &PracticePalmenia Centre for Continuing E Education, University of Helsinki, Kotka Unit Kopijyva Oy, 2013.
Самойлова В.А., M.Torronen, O.Borodkina, E.Heino (соредакторы) Empowering Social Work: Research &Practice. // Palmenia Centre for Continuing E Education, University of Helsinki, Kotka Unit Kopijyva Oy, 2013.
Самойлова В.А., О.Н.Безрукова Семейная политика на муниципальном уровне // Журнал "Власть", 2013, №№11
Самойлова В.А., О.И.Бородкина (соредактор) Активизация в социальной работе с семьей. Колл. мон.Отв.ред., Автор разд," Ресурсный подход в социальной работе с семьей" // СПб, Скифия-Принт ,2013.
Самойлова В.А., Бородкина О.И., Каллунки В. Проблемы социального исключения/включения молодежи (на материале социол.исследования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области) // ЖЖурнал социологии и социаль- ц ной антропологии,2013. Том XVI,№ 1 (66)
Самойлова В.А., О.И.Бородкина Жизненные приоритеты молодежи Санкт-Петербурга(раздел мон.). // Социальное благополучие молодежи Санкт-Петербурга и Гданьска.Колл. мон. Под ред. А.Бахуж, О. Безруковой, Л.Михаловски, В.Семенова. СПб., Изд-во "Скифия-принт", 2012.
Самойлова В.А., Бородкина О. И., Каллунки В. Социальные проблемы молодежи и ресурсы их преодоления (раздел монографии). // Концепция возможностей и социальные проблемы молодежи. Колл. мон. под ред. О. И. Бородкиной. СПб.,Скифия-принт, 2012
Самойлова В.А., Бородкина О. И.,Каллунки В.,Романенко В. Феномен социального исключения у молодежи в Санкт-Петербурге (раздел монографии). // Концепция возможностей и социальные проблемы молодежи. Колл. мон. под ред. О. И. Бородкиной. СПб.:Скифия-принт, 2012
Самойлова В.А., Бородкина О. И., Дмитриева А. В. Теоретико-методологические основы исследования социального исключения молодежи (раздел монографии). // Концепция возможностей и социальные проблемы молодежи. Колл. мон. под ред. О. И. Бородкиной. СПб.:Скифия-принт, 2012
Самойлова В.А. Первичная профилактика в работе с семьей: перспективы развития. // Отечественный журнал Социальной работы 2012 № 3.
Самойлова В.А., О.Н.Безрукова, Ю.Ю.Ивашкина, Г.С.Курганова Трансформация моделей семьи и родительства и концептуализация семейной политики // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Мат-лы IV Очередного Всероссийского социолог. Конгресса.РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012.
Самойлова В.А., О.И.Бородкина Social inclusion and social support network of young adults in Russia // TISSA Social Work and Society. Czech Republic: Un-ty Hradec Králové 2011
Самойлова В.А. Психологическое здоровье личности: ресурсы формирования. // Психологические проблемы безопасности в образовании. Под ред. И.А.Баевой, В.В.Рубцова. М.,МГППУ, 2011.
Самойлова В.А., О.И.Бородкина Потребности и ресурсы развития профилактической работы с семьей и детьми (по материалам социолог. исследования) // Вестник С.-Петерб.ун-та. 2011. Сер. 12 Вып. 4
Самойлова В.А. Социальная компетентность молодежи в сфере семейных отношений (раздел монографии) // Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе: Колл.мон. Под ред. В.Н. Келасьева и И.Л. Первовой, СПбГУ, 2010
Самойлова В.А., О.И.Бородкина, А.Н.Смирнова, Ю.Викторова Preventive work with children and families in Finland and Russia: needs and challenges. Preliminary results of the sociological study in Leningrad Oblast, Russia // SW&S (Social Work and Soсiety)March 24th, 2008. //the only on-line Journal.http://www.socmag.net
Самойлова В.А., О.И.Бородкина (соредактор) Теория и практика профилактической социальной работы. Сб.статей (отв.ред., автор статей) // СПб, Скифия-Принт ,2008
Самойлова В.А. Профилактическая работа с семьей и детьми в Ленинградской области: современное состояние и перспективы развития: Колл.мон. (отв.ред., автор разделов) // СПб, Скифия-Принт ,2008.
Самойлова В.А., Козлов А.А.,Григорьева И.А.(соредакторы) Социальная работа и гражданское общество. Колл.мон. (редакт-ние, введение, // СПб, «Скифия-принт»,2006
Самойлова В.А., Л.А.Ясюкова Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе. // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества. Человек и общество, Вып.ХХХI, СПбГУ,2005.
Самойлова В.А., О.Н.Безрукова Situation and selected trends in the development of the present-day family in Russia and St.Petersburg Dilemma of modern family. // Annual Review of Sociology of Family. Volume XYI (2005). By ed. A.Michalska, Poznan, 2005.
Самойлова В.А., Н.М.Полуэктова Методы саморегуляции социального работника // Социальная работа: введение в профессиональную деятельность.Уч.пос.Под ред. Козлова А.А..М.,Логос, 2004
Самойлова В.А., Л.А.Ясюкова Социальная работа в школе: актуальные задачи и возможности их решения. // Проблемы социальной работы. Под ред.Келасьева В.Н., Салустовича П. СПбГУ, 2003
Самойлова В.А. Актуальные проблемы управления персоналом социальных служб. // Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. СПб.ООО «Нева», 2002.
Самойлова В.А., Л.А.Ясюкова Профилактика тревожности у учащихся начальной и средней школ. // Технологии социальной работы с детьми и подростками.
Самойлова В.А., А.С.Батуев, О.Н.Безрукова Психофизиологические факторы риска репродуктивного здоровья и поведения женщин. // Валеология. 1999. № 2.
Самойлова В.А., О.Н.Безрукова Влияние социокультурных факторов риска на репродуктивное здоровье женщины. // Психофизиология матери и ребенка. (Вып.33). Под ред.А.С.Батуева.СПб,1998 СПб,1998
Самойлова В.А. О некоторых психологических предпосылках правосознания россиян // Вестник СПбГУ.Сер.6.1998.№4.
Самойлова В.А. 1. Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городского населения . // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996. Вып. 3. № 20
© 2017 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна