Кутейников Александр Евгеньевич
Александр Евгеньевич
Кутейников

Кандидат политических наук
Доцент кафедры социологии политических и социальных процессов
Образование и трудовая деятельность:

Родился 29 августа 1963 г. в Ленинграде.

Доцент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (с 2002 г.).
В СПбГУ (ранее ЛГУ) работаю с 1986 г., преподаю с 1988 г., на факультете социологии - с 2000 г.

Образование:
1981-1986 гг. Философский факультет Ленинградского государственного университета.
1986-1989 гг. Аспирантура ЛГУ.
1993-1994 гг. Исторический факультет Санкт-Петербургского еврейского университета.
1994-1995 гг. Институт практического французского языка Фрибургского университета (Швейцария).
2011 г. Институт живых языков Лёвенского католического университета (Бельгия).

Читаю курсы "Социология международных отношений", "Социальные процессы в системе международных отношений","Социология международных организаций", "Проектная деятельность и фандрайзинг в области социологии" и др.

Прочитал более 30 авторских курсов в СПбГУ и других вузах.

Приглашенный исследователь:
Колледж Европы, Брюгге, Бельгия, апрель-июнь 1994 г.;
Институт журналистики Фрибургского университета, Швейцария, октябрь 1994 — август 1995 г.;
Лёвенский католический университет, Бельгия, июнь-декабрь 2011 г.;
Александровский институт Университета Хельсинки, июнь-июль 2016 г.

Тел. +7 (905) 232-50-88

Почетные звания и награды:

Премия Российской ассоциации международных исследований в номинации «За лучшую монографию», 2016 г. http://soc.spbu.ru/news/?id=2718#main

Основные области научных интересов:

Международные организации, социология международных отношений, педагогика высшей и средней школы, логика и методология познания.



О МОИХ СТУДЕНТАХ, КОЛЛЕГАХ И OБО МНЕ

Электронный альянс по правам детей
Подробнее:
http://www.imapress.spb.ru/family/family_10435.html
http://imapress.spb.ru/education/education_10328.html
http://www.ifap.ru/pr/2012/120222a.htm
http://www.imapress.spb.ru/family/family_10431.html
http://www.ifap.ru/pr/2012/120227a.htm
http://nnsspb.ru/?p=4598

Подготовка к саммиту "Юношеской восьмерки" началась с пробежки
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1049795-0.html

Без миротворчества наш мир существовать не может
http://journal.spbu.ru/?p=3543

Транснациональный терроризм как знак (В соавторстве с Ю. В. Жушмой, Н. В. Михайличенко)
http://www.intertrends.ru/seven/009.htm

Выступление на Морозовских чтениях, Москва, 2010 г. (YouTube)
http://yandex.ru/video/search?text=%D0%90.%20%D0%95.%20%D0%9A%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&where=all&filmId=wUp4ClK5UXI

Александр Кутейников: Фанат системы ООН
http://www.nashagazeta.ch/node/7195


ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ

ИМА-Пресс, Наша новая школа, Наша газета (Женева)

РОССИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
В 2015 году будет отмечаться семидесятилетие Организации Объединенных Наций. За семьдесят лет своей истории она прошла путь от инструмента, способствующего сглаживанию наиболее острых противоречий между двумя блоками государств по вопросам мира и безопасности...
Подробнее: http://imapress.spb.ru/society/society_22828.html

НА ПУТИ К ООН
Организация Объединенных Наций учреждена в последние месяцы Второй мировой войны с целями поддержания мира и безопасности на всей планете, развития дружеских отношений между странами и оказания содействия социальному прогрессу, улучшения условий жизни и положения дел в области прав человека.
Подробнее: http://imapress.spb.ru/society/society_23090.html

ЖАН-КЛОД ПАЛЛАС: ЗАЩИТНИК ДВОРЦА НАЦИЙ
http://www.nashagazeta.ch/node/8371

90-ЛЕТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЮРОКРАТИИ
http://www.nashagazeta.ch/node/7401

ЖЕНЕВСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИЩАЮТ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
http://www.nashagazeta.ch/node/7463

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН
http://nnsspb.ru/?p=702

КАРТА МИРА В ОКРУЖЕНИИ ОЛИВКОВЫХ ВЕТВЕЙ [об эмблеме ООН]
http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/socspb.11/0_5088c_16de7217_orig



УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:
Руководитель постоянного научного семинара "Теория и практика деятельности международных организаций".
Член правления Санкт-Петербургского отделения Союза англоговорящих.
Директор АНО "Альянс социальных технологий"



Участие в научных конференциях:

X Конвент Российской ассоциации международных исследований «25 лет внешней политике России», Москва, МГИМО (У), 8-9 декабря 2016 г. Со-модератор секции Россия и меняющаяся роль ООН в современном мире (при поддержке Российской ассоциации содействия ООН). Доклад: Влияние России на векторы развития ООН.

Третий форум по социологии Международной социологической ассоциации, Вена, 10-14 июля 2016 г. Доклад: Как подлинная демократия Совета Европы влияет на политические институты европейских государств.

Третий форум по социологии Международной социологической ассоциации.
Вена, 10-14 июля 2016 г. Доклад: Развитие глобальных профессиональных групп в процессах защиты достоинства в Европейском суде по правам человека (в соавторстве с А. С. Бояшовым).

Мир для нового миропорядка, СПбГУ, 26-27 января 2016 г. Доклад: Смогут ли ответить многосторонние институты на новые угрозы и вызовы миру и безопасности?

X международная конференция «Сорокинские чтения», Москва, МГУ, 17-18 февраля 2016 г. Доклад: Всемирная организация здравоохранения как организация: возможно ли мировое управление глобальным здоровьем?

VIII Конвент Российской ассоциации международных исследований «Метаморфозы посткризисного мира: новый регионализм и сценарии глобального управления», Москва, МГИМО (У), 25-26 апреля 2014 г. Доклад: Современные практики участия ООН в разрешении международных конфликтов (в соавторстве с А. В. Масляк).

VIII Конвент Российской ассоциации международных исследований «Метаморфозы посткризисного мира: новый регионализм и сценарии глобального управления», Москва, МГИМО (У), 25-26 апреля 2014 г. Доклад: Факторы и механизмы изменений Организации Объединенных Наций (к 70-летию ООН).

Ежегодная конференция Северо-Американской ассоциации глобальных исследований «Антиутопия и глобальный бунт» (Dystopia and Global Rebellion). Доклад: Антиутопии стабильных многосторонних международных структур и ментальность: национальное и интернациональное. на международной конференции, Виктория, Канада, 5-7 мая 2012 г.

Участие в научной жизни СПбГУ и факультета:

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ГРАНТАМ И КОНТРАКТАМ

Нормативные рамки, политический процесс и структурные изменения в Организации Объединенных Наций: международный институт в сплетении мегатрендов XXI века", грант РНФ 16-18-10315, шифр ИАС 17.53.1153.2016, 2016 — , исполнитель.


Анализ влияния процессов международной экономической интеграции Российской Федерации в рамках ВТО и ОЭСР на достижение Россией ведущих позиций в мировой экономике, НИР по госконтракту 18/дб, заказчик — НИИ системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, 2013 г., руководитель проекта.

Государственные и негосударственные акторы в системе ООН: глобальная тенденция изменений, грант РГНФ № 13-07-00020, 2013-2015, руководитель проекта.

Изучение зарубежного опыта и разработка предложений по поддержке отечественных производителей и продвижению национальных и региональных брендов на внутреннем рынке, НИР по госконтракту 13411.0010400.08.045, заказчик — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации), 2013 г., исполнитель.

От Священного союза до ШОС: международные организации в мировой политике», грант РГНФ 10-03-93649к/К., 2010 г., руководитель проекта.

Россия в многосторонних механизмах: цели участия и повышение эффективности в продвижении российских интересов, НИР по госконтракту УД-354д, заказчик — Управление делами Администрации Президента Российской Федерации, 2010 г., руководитель проекта.

Исследование социальных проблем демократизации (на примере процессов в Российской Федерации), НИР по темплану СПбГУ, 2009-2010 гг., исполнитель.

Обеспечение качества образования в магистерских программах вузов Англии, НИР по темплану СПбГУ, 2009 г., руководитель проекта.

Многосторонние объединения государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе, грант программы МИОН, 2003 г., руководитель проекта.


Владение иностранными языками:

английский, французский - свободно.
немецкий, голландский - начальный уровень.

Участие в международных программах и проектах:

«Как ОБСЕ должна ответить на украинский кризис: российский и финский подходы», исследовательский проект по программе межвузовского обмена СПбГУ — Университет Хельсинки, 2016 г.

Социология международных институтов, грант программы «Эразмус-Мундус» для индивидуальных исследований, Лёвенский католический университет, Бельгия, июнь-декабрь 2011 г.;

Электронный альянс дистанционного обучения по правам детей в Северной Европе и России, грант Совета министров Северных стран, 2011-2012 гг., руководитель проекта.

Летняя школа для немецких студентов «Социология современного российского города» при поддержке ДААД, 2010 г., со-координатор.

Дистанционное образование взрослых, грант Шведского института, Стокгольм, 2009 г., координатор.

Традиционное прикладное искусство: культура и образование, проект при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2007 г., руководитель.

Социология народного искусства Финляндии и Швеции, грант программы «Слейпнир» Совета министров Северных стран, 2006 г., координатор.

Массовая коммуникация в политических процессах, стипендия Швейцарской Конфедерации для индивидуальных исследований, Фрибургский университет, Швейцария, 1994-1995 гг.


Основные читаемые курсы:
Проектная деятельность и фандрайзинг в области социологии
Факультативный курс для магистрантов проводится, в основном, в форме практических тренингов. Он предназначен для тех, кто уже в ходе обучения в магистратуре желает получать гранты и стипендии российских и зарубежных фондов, вести научные исследования и зарабатывать на жизнь с использованием своего образования и профессиональных знаний.
Многосторонние международные структуры в современном политическом процессе
Главная цель учебного курса состоит в том, чтобы сформировать у слушателей социологические знания о многосторонних международных структурах (ММС) как об особом типе социальных и политических организаций, включающем в себя совокупность разнородных классов межправительственных учреждений. Стабильные многосторонние международные структуры (ММС) представляют собой организационные формы сотрудничества трех и более государств. Первые из них — всеобщие административные союзы государств — были созданы в 1860-х годах в качестве форумов многосторонней дипломатии и инструментов сотрудничества по техническим вопросам. В теоретических интерпретациях, объясняющих природу ММС и характер их участия в политике, сложились два противоречащих друг другу подхода. Первый подход состоит в понимании этих организаций в качестве вполне самостоятельных международных политических акторов, обладающих властными полномочиями, ресурсами и легитимностью. Второй подход заключается в толковании ММС как агентов государств с крайне ограниченной свободой действий. Трактовка ММС с позиций социологической науки позволяет преодолеть это противоречие и рассмотреть ММС как совокупность нескольких различных подклассов организационных форм, объединяющих государства для решения определенных задач.
Социальные процессы в системе международных отношений
Главная цель учебного курса для магистрантов состоит в том, чтобы направить познавательную деятельность на изучение системы международных процессов как составной части жизни глобального социума с использованием теоретических достижений и методологии социологической науки. В ходе изучения курса у магистрантов формируются знания о современном мире и практические навыки работы с информацией международного характера. Ставятся и решаются следующие вопросы. Какова природа международных процессов? Чем отличаются международные процессы от немеждународных? Носят ли различия между ними сущностный, качественный характер или они касаются всего лишь второстепенных, количественных аспектов (число участников, географический ареал и пр.)? Являются ли международные процессы суммой, конгломератом, системой немеждународных? Протекают ли они на каком-то особом международном «уровне»? Можно ли ими управлять так же, как человечество научилось управлять процессами внутри государств и местных сообществ? Где находятся пределы управляемости миром? и др.
Социология международных организаций
Главная цель учебного курса для бакалавров состоит в том, чтобы сформировать у слушателей комплекс систематизированных знаний о международных межправительственых организациях (ММПО) как об особом классе социальных организаций. К ММПО относятся, например, ООН, НАТО, Совет Европы, ШОС, ОДКБ. Эти удивительные международные структуры открыты для изучения, хотя не слишком охотно раскрывают свои тайны. Тем не менее, студенты нашего факультета уже провели исследования и даже побывали в некоторых из них. Особенность международных организаций как класса организаций состоит в том, что они обладают двойственной природой. С одной стороны, ММПО являются союзами суверенных государств в форме постоянно действующей конференции. С другой стороны, они образуют сложный комплекс социальных отношений между людьми, создавшими их и работающими в них. Специфика деятельности ММПО, их строение, особенности организационных процессов обусловлены одновременно и соотношением ресурсов, ролей, статусов государств, и свойствами людей, их социальными представлениями, знаниями, умениями, навыками. Сочетание этих двух сторон во многом и определяет облик каждой отдельной реально существующей организации.
Социология международных отношений
Цель учебного курса для бакалавров состоит в том, чтобы сформировать у студента-социолога комплексные научно-теоретические знания о сущности международных отношений как особой форме социальной жизни. Социология международных отношений ― одна из самых молодых отраслей социологической науки. Ее предмет — часть предмета социологии в целом, т. е. жизни общества, а именно ее международный аспект, специфическая сфера бытия человечества — международная жизнь. Социология изучает международную жизнь, рассматривая ее как объективный, спонтанный, стихийный процесс. Объективность, спонтанность и стихийность не исключают сознательной и организованной деятельности людей. Напротив, социологический взгляд на явления и процессы как раз и состоит в их понимании как результата деятельности конкретных социальных общностей. Люди подчиняются законам социальной жизни, но тем не менее произвольно совершают действия, создавая объединения, учреждения, нормы, институты. Степень свободы этих произвольных действий задается объективными законами общества. Социология международных отношений — подлинно отечественная (русская, советская, пост-советская, российская) область социологии. Она позволяет «увидеть мысленным взором» мировую систему целиком, что соответствует нашему менталитету, духу наших исследований. При этом творчество отечественных ученых не носит сугубо прагматического характера, не осуществляется в угоду обслуживания внешнеполитических интересов элит. Во всяком случае, отечественная социология смотрит на мир не как на объект завоевания и присвоения, она смотрит на него как на предмет изучения и понимания.
Публикации:
Кутейников А.Е. «СЕМЬЯ ООН»: СТАРЫЕ И НОВЫЕ ЧЛЕНЫ // Международные процессы. 2014. Т. 12. № 4 (39). С. 66-77.
Статья призвана отразить смену дискурса ООН, которая в 2015 году отмечает семидесятилетний юбилей, связанную с переходом от рассмотрения организации как межправительственной структуры к ее восприятию в качестве института глобального управления. Цель статьи состоит в характеристике современных исследовательских подходов к изучению ООН, выявлении его новых компонентов и раскрытии механизмов и способов его формирования. Современный дискурс ООН отмечен, во-первых, постановкой новых исследовательских проблем. Исследователи дополняют разрабатывавшиеся ранее темы безопасности и прав человека новыми сюжетами. В частности, они уделяют значительное внимание финансовым аспектам деятельности организации, вопросам миростроительства, участия негосударственных субъектов в деятельности ООН. Во-вторых, традиционным темам исследования организации даётся новая интерпретация, например, человеческая безопасность трактуется как составная часть обеспечения коллективной безопасности. Особое внимание в современных публикациях уделяется проблематике новых субъектов в системе ООН и активизации их деятельности. К ним относятся преимущественно негосударственных структуры, включая неправительственные организации, группы давления, экспертные сообщества. Новые негосударственные участники рассматриваются как элементы «внутреннего институционального дизайна» международной организации, а не как источники внешнего влияния на нее. В отличие от традиционных игроков, включающих государства и их объединения или блоки, они создают более тесные связи с Секретариатом ООН. Последняя тенденция обусловлена совпадением их целей и интересов ооновской бюрократии. Обобщение накопленных знаний об ООН и новейших тенденциях развития организации дает основания для более глубокого осмысления ее места в современном мире. Организация Объединенных Наций представляется не только площадкой взаимодействия государств. Она становится значительно более сложным по своему составу учреждением, вбирающим в себя в качестве равнозначных компонентов разнообразные государственные и негосударственные элементы.
Кутейников А.Е., Бояшов А.С. РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМИРОВАНИИ И ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. Психология. Педагогика. Социология. 2014. Вып. 3. С. 145-152.
В статье обосновывается возможность использования сравнительного метода для изучения глобальных социопрофессиональных групп, вовлеченных в международные отношения и мировую политику. Приведен пример сравнения группы судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) с другими группами, связанными с функционированием ЕСПЧ: государственные уполномоченные при ЕСПЧ, сотрудники Секретариата ЕСПЧ, представители заявителей и заявители.
Кутейников А.Е. «ПОДЛИННАЯ ДЕМОКРАТИЯ» СОВЕТА ЕВРОПЫ СРЕДИ НЕИСПРАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ // Актуальные проблемы Европы. 2015. № 3. С. 69-92.
В статье рассматриваются основные направления деятельности Совета Европы в области демократии. Их общая тенденция определяется усиливающимся сотрудничеством с Европейским союзом. Страны ЕС имеют автоматическое большинство при голосовании в Комитете министров. Политическая ангажированность членов ПАСЕ мешает Ассамблее быть институтом истинной демократии. Совет Европы расширяет сотрудничество с неправительственными акторами, фокусирует внимание на вопросах демократии в бывших социалистических странах, приглашает на разнообразные площадки сотрудничества страны, не являющиеся его членами. Субстантивное содержание резолюций и рекомендаций Совета Европы в области демократии определяется двойными стандартами. Формальные демократические принципы принимаются в расчет лишь выборочно, когда это соответствует внешнеполитическим интересам элит ведущих государств.
Кутейников А.Е. ДЕМОКРАТИЯ ВНЕ ГОСУДАРСТВА? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРУКТУР ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ // Актуальные проблемы Европы. 2015. № 3. С. 15-44.
В статье исследуются основные направления деятельности ООН и других многосторонних международных структур (ММС) в областях демократии и демократизации. Цели статьи состоят в том, чтобы установить факторы, обуславливающие вовлечение ММС в сферу продвижения демократии, и объяснить концепцию современной модели демократии, создаваемой с их участием. Включение демократии в повестку дня ММС, с одной стороны, обусловлено необходимостью ответить на вызовы кризиса либеральной демократии и, с другой стороны, представляет собой прикрытие для разнообразных форм вмешательства ММС во внутреннюю политику их государств-членов. Сложное организационное строение организаций способствует тому, что рассмотрение и решение вопросов демократии переносятся на уровень, находящийся вне постоянного контроля государств. Тем не менее, ООН остается классическим инструментом межгосударственного сотрудничества. Она, главным образом, продолжает поддержку национальных политических систем и не занимается созданием глобальной модели демократии. Что касается других ММС, то степень их проникновения во внутренние дела государств зависит от объекта влияния, расстановки сил, мандата соответствующей миссии или операции, давления со стороны внутренних и внешних акторов. Следующие факторы способствуют активизации работы ООН в области демократии: секретариаты; личность руководителя организации; воля государств-членов, воздействие гражданского общества.
Кутейников А.Е., Иванова Н.А. ВЫЕЗДНАЯ МИГРАЦИЯ ЖИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 80-85.
В статье представлены результаты анализа миграционных устремлений жителей Магаданской области, выявлено распространение иллюзии о существовании открытых и доступных каналов восходящей социальной мобильности, заключающихся в географическом перемещении на так называемый материк, под которым понимаются южные и центральные области России. Доказывается, что географическое перемещение является способом повышения субъективного социального статуса, связанного с современными характеристиками социальной мобильности.
Кутейников А.Е. ОТ СОЦИОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ К СОЦИОЛОГИИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ // Социологические исследования. 2013. № 12. С. 57-64.
В статье излагается история становления и развития социологии международных отношений как одного из направлений отечественной социологии. Стремительное развитие международных процессов и постоянное приращение научного знания способствуют формированию социологии мировой политики, имеющей тенденцию стать новой отдельной отраслевой социологией.
Кутейников А.Е. ВОПРОСЫ СЕМЬИ В "СЕМЬЕ" ООН (20-ЛЕТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГОДА СЕМЬИ) // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 6. С. 80-84.
Излагается краткая история действий органов и организаций системы ООН в вопросах семьи с конца 1980-х гг. по настоящее время. Особенности организационного строения ООН предопределяют невозможность выработки единого подхода к трактовке вопросов семьи и линии действий по вопросам семьи, поэтому ООН ограничиваются в основном изучением и обсуждением существующих вызовов и задач. В ООН сложились два блока государств. Первый блок объединяет страны, отстаивающие традиционную форму семьи, второй включает страны, придерживающиеся нетрадиционного статуса семьи. Российская Федерация сохранила влияние на выработку и принятие решений в ООН по вопросам семьи благодаря принципиальности своей внешней политики, высочайшей квалификации российских дипломатов. В 2014 г. органы и организации системы ООН отмечают двадцатилетие международного года семьи проведением комплекса мероприятий, включая сессию Совета по правам человека, а также вопроса о семье в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН.
Кутейников А.Е. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ОРГАНИЗАЦИЙ // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 79-87.
В статье представлены основы социологической теории международных межправительственных организаций (ММПО). Обращается внимание на то, что, с одной стороны, они представляют собой союзы государств и действуют под влиянием этих политических институтов. С другой, – являются объединениями людей с их личностными и социальными качествами. Автор подчеркивает, что ММПО приобретают общие свойства организаций, проявляющиеся в постановке и реализации целей, организационной структуре, взаимодействии с социальной средой.
Кутейников А.Е. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК КЛАСС МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРУКТУР И КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Государство и право, 2013. № 3. С. 72-79.
Международные межправительственные организации (ММПО) образуют особый класс многосторонних структур, отличающийся статусом юридического лица в международном праве. Наличие данного статуса является условием для их самостоятельных действий, поведения и выполнения возложенных на них задач.
Кутейников А.Е., Масляк А.В. ОТ СТРОИТЕЛЬСТВА МИРА К ГОСУДАРСТВОСТРОИТЕЛЬСТВУ: ОПЫТ ООН В РАЗРЕШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ // Международные процессы. 2013, № 1. С. 29-48.
За последние десятилетия миротворчество превратилось в неотъемлемый элемент международных взаимодействий. Со времени создания ООН под эгидой этой организации было инициировано 68 операций. Из них 15 осуществляются в настоящее время. В связи с постепенным расширением понимания миротворческой деятельности можно выделить три поколения в ее развитии. При этом различные типы операций не получили точного определения в связи как с содержательными, так и лингвистическими препятствиями. Сегодня проводимые операции нацелены на достижение всеобъемлющего урегулирования и носят комплексный характер. С начала 1990-х годов активизировались дискуссии о приоритетной для ООН модели миротворчества. Ее результатом стало утверждение миростроительства в качестве основного типа операций. Организация сконцентрировала усилия на постконфликтном восстановлении. В целях совершенствования такой деятельности в середине 2000-х годов в рамках ООН были созданы специализированные институты и выделено финансирование. Необходимо учитывать, что по ряду характеристик миростроительство сильно отличается от традиционного миротворчества. В частности, оно предъявляет специфические требования к квалификации персонала – костяк миссий составляют не военные, а гражданские специалисты. К миростроительным миссиям в большей степени привлекаются женщины, местное население, волонтеры. Расширение практики миростроительства способствует наметившейся тенденции специализации вклада стран в проводимые операции. Наряду с очевидным делением на государства, участвующие в осуществлении миротворческой деятельности, и государства, в отношении которых она применяется, стоит различать страны предоставляющие финансирование, военные контингенты, транспортные услуги и высококвалифицированных специалистов. Сегодня все активнее обсуждаются дальнейшие пути развития миротворчества. В рамках этой дискуссии американское экспертное сообщество явственно пропагандирует концепцию «государственного строительства». По сравнению с существующей практикой миростроительства в данном случае речь идет о более идеологизированной деятельности, преследующей цель создания пост-либеральных обществ. Таким образом, наблюдается тенденция к дальнейшему расширению возможностей вмешательства в рамках миротворческой деятельности, которое все больше контрастирует с юридической основой этой деятельности, заложенной в Уставе ООН.
Кутейников А.Е. СТАБИЛЬНЫЕ МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРУКТУРЫ В ПОЛИТИКЕ // // Политическая социология. Учебник. М.: РГ-Пресс, 2013. С. 349-380.
Кутейников А.Е. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ // Политическая социология. Учебник. М.: РГ-Пресс, 2013. С. 315-348.
Кутейников А.Е. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Право международных организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014. С. 133-154.
Кутейников А.Е. МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА // Право международных организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014. С. 166-186.
Раздел в учебнике http://www.urait.ru/catalog/pravo_yurisprudentsiya/27555/
Кутейников А.Е., Чалый В.А. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И. КАНТА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Кантовский проект вечного мира в контексте современной политики : матер. междунар. семинара / под ред. А. С. Зильбера, А. Н. Саликова. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. С. 185-194.
Кутейников А.Е., Шестакова К.Д., Карандашов И.И., Уденко Е.И., Бояшов А.С. ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ // Государственный аудит. Право. Экономика. 2014. № 4. С. 121-129.
В статье исследуются некоторые правовые и политические условия вступления Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Представляя собой международную межправительственную организацию, ОЭСР действует в качестве своеобразного клуба представителей государств. Российская Федерация ведет переговоры о присоединении к ОЭСР с 1996 г. Присоединение Российской Федерации к ОЭСР предполагает принятие и осуществление положений ряда международных договоров, разработанных ОЭСР и другими международными организациями. Основные акты ОЭСР носят форму рекомендаций факультативного характера, но большинство из них принимается и реализуется государствами-членами. Участие Российской Федерации в ОЭСР позволит использовать опыт и экспертизу наиболее передовых стран и информационные ресурсы данной организации для модернизации собственного законодательства и приобщения к передовым практикам в области государственного управления экономикой и другими сферами общества.
Кутейников А.Е. ВЕКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ООН: К 70-ЛЕТИЮ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ // Международные процессы. 2015. № 4. С. 20-44.
В статье с позиций социологического подхода рассматриваются современное состояние и некоторые направления развития Организации Объединенных Наций. Несмотря на свою феноменологическую уникальность, ООН обладает признаками, присущими любой организации: наличие членов, внутренняя структура, целеполагание, взаимосвязь с окружающей средой. Поскольку ООН относится к международным межправительственным организациям, в ней выделяются три относительно самостоятельных уровня отношений: политико-юридический (государства-члены), институциональный (органы и самостоятельные или автономные организации), социальный (группы людей, вовлеченные в работу организации). Перемены в расстановке сил в ООН определяются особенностями глобализирующегося мира. Интеграционные объединения начинают вытеснять страны, созданные согласно установлениям вестфальской модели. В развитии главных органов наблюдаются «большие» и «малые» периоды. Большие периоды отражают перемены в организации как в союзе ее членов. Малые периоды выступают проявлениями собственно организационных процессов. Во взаимодействии ООН с внешней средой наиболее отчетливо прослеживаются две тенденции: интенсификация связей с негосударственными акторами и усиление давления на некоторые страны мира. Приходится констатировать, что непоследовательные попытки придать ООН функции центрального учреждения, обеспечивающего международный порядок, реализованы в незначительной степени. Создаваемая как стабилизирующий элемент международной системы, ООН лишь отчасти выполнила возлагаемые на неё задачи, но вместе с тем сама стала служить инструментом перемен. Будучи по своему первоначальному замыслу учреждением межгосударственного сотрудничества, она «втягивается» в процессы, связанные с глобализацией и «размыванием» государственности и сыграла роль катализатора важнейших социальных и политических мегатрендов.
© 2017 Санкт-Петербургский государственный университет
При публикации материалов сайта ссылка www.soc.spbu.ru обязательна