История в лицах

Бороноев Асалхан Ользонович
Доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Бороноев А.О. родился 25 июня 1937 г. в деревне Старый Хогот Баяндаевского района Иркутской области. После окончания школы работал в колхозе, сотрудником окружной газеты, служил в армии рядовым, сержантом в Дальневосточном и Прикарпатском военных округах. В 1959 г. он поступил в Ленинградский Государственный университет. С тех пор его дальнейшая судьба связана с Университетом: студент, аспирант, ассистент, доцент, профессор, зав. кафедрой, директор НИИКСИ, декан. Еще в студенческие годы преподаватели и коллеги замечали в нем не только страстное стремление к знаниям, но и желание проявить свои организаторские способности, которыми бывший деревенский паренек несомненно обладал. Это проявлялось в его активном участии в общественной жизни факультета, университета: член профкома, зам. председателя, председатель студенческого профкома университета. Да и позже, в зрелом возрасте А. О. Бороноев постоянно избирался на различные общественные должности — секретарь партийной организации философского факультета, председатель месткома преподавателей и сотрудников университета, член городского комитета партии. Эта организаторская «жилка», конечно, проявилась в его умении успешно руководить различными научными коллективами. после защиты докторской диссертации в 1980 г. его вскоре избирают зав. кафедрой философии для гуманитарных факультетов, а в 1987 г. избирают директором Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при университете. А когда возник вопрос об организации факультета социологии в университете, то первой кандидатурой на должность декана — организатора была выдвинута кандидатура Бороноева А. О. Таким образом, он является первым деканом факультета социологии Ленинградского — Санкт-Петербургского университета, одним из организаторов социологического образования в стране. Сегодня профессор Бороноев А.О. — признанный в стране и за рубежом специалист в области истории и теории социологии, этнической социологии. Им опубликовано свыше 350 научных работ, в том числе 4 монографии, 2 учебных пособия. Под его руководством подготовлено и защищено 61 кандидатская, 14 докторских диссертаций. Под его руководством и непосредственном участиикак автора издано свыше 20 коллективных сборников, в том числе такие, как «Проблемы теоретической социологии», вып. 1–10 (1994–2013); «Российская социология», вып. I, II, III, IV (1993–2005); «Человек в зеркале наук», вып. I, II (1991, 1993). Руководитель проекта «Русские социологи» (с 1997 г.); издано 11 томов книг М. Ковалевского, П. Сорокина, Н. Михайловского, Е. Де-Роберти, Н. Кареева, К. Тахтарева. С 1989 г. создал и возглавляет кафедру истории и теории социологии, является почетным председателем Социологического общества им. М. М. Ковалевского. Более 20 лет был председателем Диссертационного совета по защите докторских диссертаций. Член редсовета журнала «Социс», член редколлегии журнала «Журнал социологии и социальной антропологии» и многих других журналов. Бороноев А.О. является действительным членом Академии социальных наук, Академии гуманитарных наук, Российской академии естественных наук. Награжден орденами «Знак Почета», «Дружбы» и медалями. Имеет почетное звание Заслуженного деятеля науки России и академические медали П. Сорокина, Н. Кондратьева, В. Вернадского, Г. И. Петровского. Почетный профессор СПбГУ. Перечень читаемых курсов: Введение в социологию, Общая социология, Классики российской социологии, спецкурсы. Область научных интересов: теоретическая социология, этническая социология и антропология, история русской социологии.

Научные публикации

  • Основы этнической психологии» СПбГУ, 1991
  • «Россия и русские. Характер народа и судьбы страны» 2-ое издание, СПб. 2001 (в соавторстве)
  • «О понятиях «ОБЩЕСТВО» и «СОЦИАЛЬНОЕ» — Социс. № 8. 2003. (в соавторстве)
  • Проблемы личности: поиск социологического образа // сб. «Проблемы теоретической социологии», вып. 3, 2000.
  • М. Ковалевский и его научное наследие // Сб. «М. М. Ковалевский и русская общественная мысль», СПб. 2003.
  • «Сибирство» как форма территориальной идентичности // Сб. «Сибирь. Проблемы сибирской идентичности» СПб, 2003.
  • Территориальная ментальность и проблемы социокультурного развития региона // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб. 2007.
  • Социологические исследования в Ленинграде в 60–90 годы 20 века // Социс, № 6, 2008.
  • Российская социология: опыт и проблемы изучения // Социс. № 7, 2007.
  • Классики российской социологии. Учебное пособие. СПб. 2007 (в соавторстве).
  • Социологическое общество им. М. М. Ковалевского (К 90-летию со дня создания). СПб. 2007 (в соавторстве).
  • Социология и социологическое образование в Санкт-Петербургском университете: традиции и современность // Социс. № 8. 2005 (в соавторстве).
  • М. М. Ковалевский как социолог политики // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 3.
  • Поиск российской идентичности и евразийские идеи // Debay. Artes Liberales. T.VII, Warszavwa, 2013. 31–44 c.
  • М. В. Ломоносов о роли Сибири в развитии России. К вопросу о его геополитических взглядах // Вестник СПбГУ. Серия 12, вып.2, 2012, с.210–217.
  • Проблемы социологического образования и развития социологиченской культуры // Социология образования. № 10. 2011. С.28–35.
  • Ментальные процессы в условиях цивилизационного погрничья // Сб. «Debay IBI AL. T. IV, Warszavwa, 2011.
  • О динамике сибирской идентичности // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3.
  • Размышления по поводу отечественных социологических конгрессов // Вестник СПбГУ. Серия 12, вып. 3. Часть 1. 2009.
Ельмеев Василий Яковлевич (1928–2012)
Доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Родился Василий Яковлевич 18 января 1928 г. в Сузгарье Рузаевского района Мордовской АССР в крестьянской семье. Его родители Яков Герасимович и Дарья Петровна Ельмеевы были земледельцами, отец участвовал в Великой Отечественной войне. В 1945 г. Василий Яковлевич окончил с отличием Саранское педагогическое училище, поступил на философский факультет ЛГУ, окончил его в 1950 г. и аспирантуру того же факультета в 1953 г. Его учителями в университете были профессора М. В. Серебряков, В. П. Тугаринов, Б. Г. Ананьев. С 1949 г. работает в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете: 1949–1950 гг. — ст. лаборант; 1951–1957 гг. — ассистент (по совместительству и аспирант), преподаватель; 1957–1965 гг. — доцент; с 1965 г. — профессор философского факультета; 1965–1968 гг. — директор НИИ комплексных социальных исследований при ЛГУ; 1971–1984 гг. — заведующий кафедрой экономики исследований и разработок; 1984–1989 гг. — заведующий кафедрой прикладной социологии экономического факультета; 1989—1993 гг. — заведующий кафедрой прикладной и отраслевой социологии факультета социологии; 1993–1994 гг. — профессор этой кафедры; с 1994 г. — профессор кафедры экономической социологии факультета социологии.

В. Я. Ельмеев — организатор НИИ комплексных социальных исследований (1965), отделения и кафедры экономики исследований и разработок (1971), отделения и кафедры прикладной социологии (1984). Он — заслуженный деятель науки РСФСР (1988), действительный член Академии социальных наук, Петровской академии наук и искусств. В 1963 г. защитил докторскую диссертацию по философии «Главная производительная сила общества», в 1977 г. — по экономике «Экономика науки: теоретические основы». Сфера научных интересов Василия Яковлевича затрагивает проблемы философии, социологии и экономической теории. Он занимается исследованием методологических вопросов социального познания, проблемами социального развития и управления, воспроизводства человека и общества, социологией и экономикой науки, развитием человека как субъекта труда и главной производительной силы общества, трудовой теорией потребительной стоимости. В области социальной философии и социологии он разрабатывал теорию социального развития, ставшую основой осуществления на практике крупного исследовательского проекта по планированию и проектированию социального развития трудовых коллективов и регионов страны. В монографиях «Проблемы социального планирования» (Л., 1973), «Методологические основы планирования социального развития» (М., 1974) обобщены итоги прикладных социологических исследований и практика планирования социального развития. Награжден золотой медалью ВДНХ и дипломом лауреата объединения «Кировский завод». Продолжением этих исследований стала разработка воспроизводственной концепции развития общества, изложенная в монографии «Воспроизводство общества и человека» (М., 1988). Из проблем методологии социологической науки предметом его анализа стали вопросы превращения фундаментальной теории в прикладные формы, пригодные к применению на практике, методы конкретизации социологической теории, отличные от ее операционализации. Он предложил метод прикладного социального анализа, а также методы заключительного звена прикладных социальных исследований — социальной практики. Результаты этих исследований опубликованы в коллективных работах, выполненных под руководством В. Я. Ельмеева: «Фундаментальные и прикладные социальные исследования: методологические проблемы взаимодействия» (Л., 1988); «Прикладная социология: очерки методологии» (СПб., 1994; 1998); «Социология практики: методологические проблемы» (СПб., 1994). Завершает цикл его работ по методологии социологии монография «Социологический метод: теория, онтология, логика» (СПб., 1995), в которой излагается авторская концепция метода теоретической социологии на современном этапе развития, выявляется специфика социологического метода, обсуждается вопрос о предпосылках его превращения в единый, интегрированный метод социологической науки.

В экономической социологии и в экономической теории предметом его занятий были проблемы развития науки, научного труда, разделения умственного и физического труда, развития человека как производительной силы общества, разработки новой парадигмы экономической теории, ставящей человека в качестве цели и результата экономики. Он внес весомый вклад в создание политэкономической теории науки, обоснование превращения науки в непосредственную производительную силу, исследование социальной эффективности научно-технического прогресса (Наука и производительные силы общества. М., 1959; Основы экономики науки. Л., 1977). Изучение развития производительных сил, человеческого труда, науки, выходящих за рамки стоимостных отношений, привели к разработке новой парадигмы экономической теории — трудовой теории потребительной стоимости, представляющей собой новую основу для решения современных социальных проблем («К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества». СПб., 1999). Концепция и способы решения современных социально-экономических проблем рассмотрены в монографиях «Выбор нового курса» (М., 1991, в соавторстве) и «Уроки и перспективы социализма в России» (СПб., 1997, в соавторстве). В последнее время им опубликованы: «Теория и практика социального развития. Избранные научные труды» (СПб., 2004 г.); «Будущее за обществом труда» (СПб., 2003, в соавторстве) .

В области исследования труда основные результаты научной деятельности В. Я. Ельмеева обобщены в его крупной монографии «Социальная экономия труда» (СПб., 2007), оцененной научной общественностью как создание политической экономии труда, составляющей основание политической экономии в ее широком смысле (Экономист. 2007. № 12; Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 3.) В отличие от классической политической экономии, в которой труд представлен в его стоимостном выражении, и от теории предельной полезности, отвергающей труд, в монографии автора он исследуется как созидатель потребительной стоимости. В ней сформулирован закон движения потребительной стоимости на объективной трудовой основе: а) в противоположность закону стоимости, выражающему эквивалентность и обратимость общественных затрат труда и стоимости его результатов, закон потребительной стоимости предполагает превышение результатов труда над его затратами и их необратимость; б) труд и его результат в этом своем качестве приобретают экономическое определение потребительной стоимости, поскольку труд не имеет стоимости и не имеет стоимостного определения; в) труд и его результат в форме потребительной стоимости получают количественную меру не в затратах, а в экономии труда и рабочего времени. Потребительностоимостная теория труда позволяет решить ряд крупных проблем, не исследованных мировой экономической наукой и имеющих серьёзное практическое значение. Во-первых, преодолевается тезис о принципиальной несоизмеримости потребительных стоимостей как таковых без подведения их под меновую стоимость, под затратный принцип. Экономия труда, его высвобождение, измеренные в соответствующих единицах труда, являются более высокими соизмерителями потребительных стоимостей, чем затраты труда. Во-вторых, посредством трудовой теории потребительной стоимости получено обоснование возможности собственно экономического и социального развития общества, что не допускается принципом стоимостной эквивалентности затрат и результатов труда. В-третьих, в потребительностоимостном определении труд выявляет свою инновационную сущность, отрицаемую стоимостной парадигмой равновесности затрат и результатов труда.

Предложенные автором теоретические решения помогут на практике преодолеть растущий разрыв между стоимостным (номинальным) и потребительностоимостным (реальным) движением ВВП, обратить внимание хозяйственных органов на то, что и сегодня потребительная стоимость остается предпосылкой стоимости продукта, а потребительная стоимость рабочей силы — источником прибавочной стоимости. Благосостояние трудящихся может быть правильно оценено и реально обеспечено, если исходить из потребительной стоимости жизненных средств (потребительской корзины), которой в итоге определяется их стоимость (МРОТ). Всего В. Я. Ельмеевым опубликовано свыше 350 работ, из них 18 монографий, в 38 коллективных монографиях он принял участие как автор.

Научные публикации

  • Наука и производительные силы общества. М.: Соцэкгиз, 1959. 112 с.
  • Возрастание роли науки в строительстве коммунизма. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. 103 с. (Соавт. Корнеев М. Я.)
  • Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества. М.: Мысль, 1964. 317 с.
  • Коммунизм и преодоление разделения между умственным и физическим трудом. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. 144 с. (Соавт. Полозов В. Р., Рященко Б. Р.)
  • Комплексное планирование экономического и социального развития района. Л.: Лениздат, 1972.126 с. (Соавт. Рященко Б. Р., Юдин Е. П.)
  • Проблемы социального планирования. Л.: Лениздат, 1973. 151 с.
  • Методологические основы планирования социального развития. М.: Мысль, 1974. 167 с.
  • Основы экономики науки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 144 с.
  • Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1988. 235 с.
  • Выбор нового курса. М.: Мысль, 1991. 201 с. (Соавт. Долгов В. Г., Попов М. В.)
  • Прикладная социология: Очерки методологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994. 200 с.(Соавт. Овсянников В. Г.)
  • Социологический метод: Теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995. 144 с.
  • Трудовая теория потребительной стоимости — новая парадигма экономической науки. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 134 с.
  • Уроки и перспективы социализма в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 126 с. (Соавт. Долгов В. Г., Попов М. В.)
  • Прикладная социология. Очерки методологии. 2-е изд. исправ. и допол. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 200 с. (Соавт. Овсянников В. Г.)
  • К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 140 с.
  • Теория и практика социального развития. Избранные научные труды. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 400 с.
  • Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 576 с.
Галактионов Анатолий Андрианович (1922–2002)
Доктор философских наук, профессор

Родился 21 ноября 1922 г. в Петрограде. Участник Великой Отечественной войны В 1949 году окончил философский факультет ЛГУ. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию на тему плехановской концепции русской материалистической философии XIX в. С 1952 года старший преподаватель кафедры истории философии ЛГУ, с 1955 года доцент. Докторская диссертация, написанная совместно с П. Ф. Никандровым, — «История русской философии», защищена в 1966. Заведующий кафедрой истории философии ЛГУ (1968), профессор (1970). Взгляды мыслителей Киевской Руси Галактионов относил к предыстории русской философии. Саму же историю начинал со средневековых ересей и антицерковных движений. В XVIII веке русская философия обособилась от религии. Большую роль в становлении философии сыграло шеллингианство и «гегелизм».

Заведующий кафедрой истории философии ЛГУ (1968), профессор (1970). В 1979–1989 — заведующий кафедрой философии Ленинградского сельско-хозяйственного института. С 1989 профессор факультета социологии СПбУ.

С 1956 почти двадцать лет Галактионов работал в постоянном творческом содружестве с П. Ф. Никандровым. Им принадлежит заслуга создания одной из первых марке монографий по истории русской философии (1961). На ее основе был написан более совершенный вариант — книга «Русская философия IX–XIX веков» (Л., 1970). Утверждая, что развитие русской философии подчинено общим закономерностям историко-философского процесса, авторы предлагают также решение проблемы ее национальных особенностей. Они определены существованием русской мысли в различных социокультурных обстоятельствах одной феодально-крепостнической формации. По-своему повторив основные моменты теоретического содержания европейской мысли, русской философии заявляет о своей самостоятельности в 40-е гг. XIX в., а с 60-х гг. оказывает все большее влияние на славянские страны и приобретает авторитет в передовых странах Европы. Научная ценность, гуманизм, гражданственность и социально-политическая актуальность русской мысли обретены ею в поисках ответов на насущные вопросы жизни. Главным и наиболее оригинальным направлением русской философии является материализм. Обе книги предварялись очерком историографии русской философии.

После смерти П. Ф. Никандрова Галактионов предпринимает второе издание этой книги («Русская философия IХ–ХIХвв». Л.,1989). Здесь Галактионов усиливает внимание к национальным особенностям русской мысли, полагая, что с 40-х гг. XIX в. она становится «главным стволом мировой философской мысли, параллельным марксизму», а с началом XX в. она превращается в центр марксистской мысли, которая «сняла» научное, диалектико-материалистическое направление русской философии как одного из родников ленинизма. При этом русский идеализм играет роль «важнейшего запасника» идей западной буржуазной философии XX в. Во втором издании Галактионов также указал на плодотворные исследовательские возможности, открывающиеся при обращении к «сквозным», т. е. проходящим через несколько периодов, теоретическим конструктам и темам (теория естественного права, место России во всемирно-историческом процессе, органическая теория и т. д.).

Другим написанным вместе с П. Ф. Никандровым исследованием была монография «Идеологи русского народничества» (Л., 1966), в которой восстанавливалось историческое место философии и социологии революционных народников как предшественников российской социал-демократии.

Первыми из советских исследователей Галактионов и П. Ф. Никандров предложили позитивную интерпретацию славянофильства, увидя его специфику главным образом в решении историческо-социологических вопросов — об общине, об особом пути России, о государстве, что получило новое звучание у революционных демократов (Историко-социологические взгляды К. С. Аксакова // В. ЛГУ. 1965. № 17. Серия экономика, философия и права. Вып. З; Славянофильство, его национальные истоки и место в истории рус мысли // «Вопросы философии» 1966. № 1).

В последние годы Галактионов исследовал перипетии органической теории в русской мысли, что получило свое выражение в ряде статей и особенно во вступительной статье к книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», к шестому ее изданию, подготовленному им.

Научные публикации

  • Критика методологии Г. В. Плеханова в его работах по истории русской материалистической философии XIX в.// Уч. зап. ЛГУ. 1955. № 168. Сер. филос. наук. Вып.5.
  • О месте Л. Н. Радищева в русском освободительном движении. [В соавт.]// «Вопросы философии» 1956. № 3.
  • Насущные задачи развития русской философии. [В соавт.] // В. ЛГУ. 1956. № 23. Серия экономики, философии и права. Вып 4.
  • О серьезных недостатках в освещении отечественной философии. [Совм. с П. Ф. Никандровым и В. П. Федотовым]// «Вопросы философии» 1956. № 6.
  • История русской философии. Л., 1961. (в соавт. с П. Ф. Никандровым).
  • Добролюбов. [В соавт.]// Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962.
  • Роль Г. В. Плеханова в распространении марксизма в России // Распространение идеи марксистской философии в Европе. Л.,1964.
  • Идеологи русского народничества. Л., 1966. (в соавт. с П. Ф. Никандровым).
  • Методологические проблемы истории русской философии. [В соавт.]// «Философские науки» 1966. № 4.
  • Философские и социологические учения революционного и либерального народничества. [В соавт.] // История философии в СССР. В 5 т. Т.З.
  • Л. И. Мечников и его историко-со-циологическая концепция // «Философские науки» 1966. № 6. [В соавт.].
  • Из истории раннего русского социализма. [В соавт.] // В. ЛГУ. Серия экономики, философии и права. Вып.1. 1968. № 5.
  • Русская философия IX–XIX веков. Наука. Ленинградское отделение 1970. — переиздано в 1989. (в соавт. с П. Ф. Никандровым).
  • «Органицизм» и социализм М. В. Буташевича-Петрашевского // Социальная революция. Вопросы теории. Л., 1989.
  • Социальный реализм и утопизм В. Г. Белинского // Философия и освободительное движение в России. Л., 1989.
  • М. М. Ковалевский: к вопросу о русских источниках плюралистической социологии // М. М. Ковалевский в истории российской социологии и общественной мысли. СПб., 1996.
  • Русская социология IX–XX веков. Учебник. СПб.: Лань, 2002.
Емельянов Юрий Николаевич (1933–1996)
Доктор психологических наук, профессор

Ю. Н. Емельянов родился 23 июня 1933 г. в Кисловодске. В молодости он работал экскаваторщиком, машинистом башенного крана, участвовал в освоении целинных земель, учился на филологическом факультете Ленинградского университета, затем в Пятигорском пединституте, который окончил в 1958 г. После окончания вуза был учителем и завучем в ленинградских школах, затем трудился в ЦНИИ технологии судостроения. Весь этот многообразный и сложный жизненный путь не случайно привел его в социально-психологическую науку.

С 1971 г. Ю. Н. Емельянов начал публиковать статьи и брошюры по проблемам социальной психологии. С 1972 г. работал в Ленинградском университете преподавателем на факультете психологии и более 13 лет — старшим научным сотрудником в лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В Ленинградском университете он защитил кандидатскую (1976) и докторскую (1991) диссертации по социальной психологии.

Круг научных интересов Ю. Н. Емельянова был связан прежде всего с проблемами руководства в трудовых коллективах, с применением активных методов обучения руководителей и специалистов эффективному деловому общению, совершенствования коммуникативной компетентности и организаторского потенциала. Постепенно разработка этой проблематики переросла в концепцию общего социально-психологического обучения. Ю. Н. Емельянов был одним из пионеров внедрения активных социально-психологических методов в отечественную практику. Вся эта тематика отразилась в его книгах и учебных пособиях: Руководитель и коллектив. Л., 1974 (в соавторстве); Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983 (в соавторстве); Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985; Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.

В последние годы Ю. Н. Емельянов с большой увлеченностью занимался разработкой общих и психологических проблем культурантропологии. Он стал одним из создателей и первым заведующим кафедры культурантропологии на факультете социологии Санкт-Петербургского университета (см. его работу «Введение в культурантропологию». СПб., 1992, а также серию статей в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» и сборниках).

В 1993 г. Культурная антропология была зарегистрирована как научная специальнгость, и в этом также большая заслуга Ю. Н. Емельянова.

Научные публикации

  • Подбор и подготовка руководящих кадров в промышленности. Л., 1967.
  • Эффективность научно-исследовательского труда. Организационно-кадровые вопросы. Л., 1970.
  • Руководство трудовыми коллективами. Л., 1972.
  • Проблемы руководства и организационный климат. Л., 1972.
  • Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л. 1974. (в соавторстве).
  • Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга (в соавт.), 1983;
  • Активные методы социально-психологической подготовки руководителей и специалистов. Л., 1984.
  • Активное социально-психологическое обучение. Л., Изд-во ЛГУ, 1985.
  • Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие. Л., Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Введение в культурантропологию, 1992 (в соавт.с Л. А. Карпенко, В. Е. Семеновым).
  • Основы культуральной антропологии. СПб. 1994.
Лисовский Владимир Тимофеевич (1929–2002)
Доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

В. Т. Лисовский принадлежит к когорте ученых, которые возрождали в 1960-е гг. социологическую науку в нашей стране. Эти годы были в сфере общественных наук временем глубоких, поистине тектонических сдвигов. Социология была на острие развития социальных и гуманитарных исследований. Именно тогда закладывались концептуальные основы изучения советского (российского) общества с использованием количественных методов, разрабатывались и шлифовались методики исследования. Результаты этих исследований и сегодня не потеряли значения. Владимир Тимофеевич Лисовский, был в гуще этих событий, принимая участие в реализации многих и многих исследовательских проектов.

Вся жизнь Владимира Тимофеевича была связана с работой среди молодежи. Еще во время учебы в ленинградском Юридическом институте им. М. И. Калинина, который он окончил с отличием в 1953 г., он работал старшим пионервожатым 190-й школы, преподавал историю, был инструктором Дзержинского РК ВЛКСМ г. Ленинграда. С 1953 г. по 1961 г. работал воспитателем общежития строителей, помощником начальника управления, освобожденным секретарем партбюро 20-го строительного управления треста № 101 Главленинградстроя. Работая в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований ЛГУ (НИИКСИ), он проводит исследования по молодежной проблематике.

В 1967 г. В структуре НИИКСИ им была создана лаборатория социологических исследований проблем молодежи и студенчества, руководителем которой он был в течение двадцати пяти лет. Им обосновано и развито важное научное направление — социология молодежи. Под его научным руководством проведены крупномасштабные исследования по проблемам молодежи и образования в нашей стране, в частности «Динамика ценностных ориентаций молодежи» и «Молодежь России на пороге XXI века». В 1979 г. за цикл работ по социальным проблемам молодежи В. Т. Лисовскому была присуждена премия Ленинского комсомола, а в 1980 г. — Димитровского комсомола Болгарии.

В. Т. Лисовский был делегатом пяти Всемирных социологических конгрессов (Варна, Торонто, Упсала, Мехико, Билефельд). Владимир Тимофеевич является признанным авторитетом как в России, так и за рубежом в области исследований проблем молодежи и высшей школы. Он автор свыше двухсот научных работ, в том числе двадцати монографий, часть которых переведена на иностранные языки.

В 1993 — 1999 гг. Владимир Тимофеевич был директором НИИКСИ. В эти трудные для российской науки годы он сумел сохранить институт, сохранить кадровую основу коллектива института. При его активном участии НИИКСИ вошел в состав вновь образованного Учебно-научного центра социологии: факультет социологии — НИИКСИ (УНЦ СПбГУ) и тем самым получил новый импульс дальнейшего развития.

С 1999 г. В. Т. Лисовский — профессор факультета социологии СПбГУ и одновременно главный научный сотрудник НИИКСИ. Поистине безгранична его преподавательская, педагогическая деятельность, где он находил благодарных слушателей и верных последователей. Под его руководством защищено 30 кандидатских и 10 докторских диссертаций.

Владимир Тимофеевич был не только ученым и преподавателем. Блестящий лектор, он был также публицистом, активным пропагандистом социологических знаний, борцом за высокие нравственные идеалы. Большая педагогическая и воспитательная работа В. Т. Лисовского отмечена наградами: медалью «В память 250-летия Ленинграда», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». В 1995 г. награжден знаком «Отличник народного просвещения России». В 1993 году избран действительным членом Международной академии наук высшей школы, а в 1994 году — действительным членом Академии гуманитарных наук. В марте 1993 года избран членом-корреспондентом Российской Академии образования, а в 1998 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки России».

Являясь вице-президентом Российской ассоциации социальных педагогов и социальных работников, а также председателем Союза социальных педагогов и социальных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, В. Т. Лисовский вел большую организаторскую и научно-педагогическую работу по подготовке кадров социологов, социальных педагогов и социальных работников.

Оценив личные заслуги перед городом Санкт-Петербургом, редакционная коллегия ежегодника «Синие страницы Петербурга» удостоверила, что В. Т. Лисовский являлся одним из наиболее влиятельных и известных людей Санкт-Петербурга за 1998 год.

Научные публикации

  • Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодежи. — М.: Молодая Гвардия, 1969.
  • Лисовского В. Т., Иконникова С. Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. — Л., 1969.
  • Лисовского В. Т., Дмитриев, А В. «Личность студента». — Л.:ЛГУ, 1975.
  • Лисовский, В. Т. Что значит быть современным / В. Т. Лисовский. — М.: Политиздат, 1976. — 159 с.
  • Лисовский В. Т. «Что значит быть современным?». — М.: Политиздат, 1978.
  • Лисовского В. Т., Иконникова С. Н. «На пороге гражданской зрелости» — Л.: Лениздат, 1982.
  • Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1985. — 224 с.
  • Лисовский, В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. / В. Т. Лисовский. — М.:Высшая школа, 1990.
  • Выпускник 80-х: Социологический очерк / ; Ред. В. Т. Лисовский, У. Штарке. — Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1990. — 204 с. — (Человек и общество; Вып. 26).
  • Лисовский В. Т. Социология молодежи. — СПб.:Санкт-Петербургский университет, 1996. — 361 с.
  • Лисовский А. В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. — Мурманск, 1994.
  • Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб.пособие / В. Т. Лисовский. — СПб.: СПбГУП, 2000. — 508 с. — (Библиотека гуманитарного университета; Вып.11).
Скворцов Николай Генрихович
Доктор социологических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Скворцов Н.Г. родился 4 октября 1955 года. В 1980 году окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат философских наук (1984), доктор социологических наук (1998). Профессор (1999). Работал заводским социологом, старшим научным сотрудником, заместителем директора НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, директором Центра гуманитарных исследований и социальных прогнозов СПбГУ, доцентом Факультета социологии СПбГУ. Декан Факультета социологии (с 2000 г.), директор Центра изучения Германии и Европы (с 2004 г.), проректор по научной работе СПбГУ (2008–2013 гг.). Область научных интересов — этнические исследования, социальная / культурная антропология (в 1994–2004 гг. руководил кафедрой культурной антропологии и этнической социологии, в 2004–2010 гг. — кафедрой сравнительной социологии), межкультурная коммуникация. Является автором двух монографий, более 60 научных статей, автором и редактором трех учебников по социологии и учебника по культурной антропологии. Председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при СПбГУ. Председатель Социологического общества им. М. М. Ковалевского, вице-президент Российской социологической ассоциации, член Международной социологической ассоциации. Является ответственным редактором по социологии «Вестника Санкт-Петербургского университета» (Серия 13), членом редколлегий ряда отечественных научных журналов по социальным наукам.

Отмечен нагрудным знаком Министерства образования и науки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004 г.), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

Шпакова Римма Павловна (1939–2006)
Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Родилась Римма Павловна в 1939 г. в Ленинграде, пережила блокаду. Из семьи старинного рода новгородских дворян, обратившихся с началом развития русского капитализма к активной предпринимательской деятельности. Семья состояла из четырех человек. Во время Великой Отечественной войны отец занимался организацией перевозок военных грузов в действующую армию, в составе которой находился, несмотря на ранения, вплоть до последних дней войны.

Среднее образование получила в обычной ленинградской школе, в которой, однако, занятия вели преподаватели университета и потому уровень обучения был очень высоким. Выбор дальнейшего пути не составлял трудностей: решение было принято уже в пятом классе средней школы, целью был философский факультет.

Поступить на философский факультет университета удалось пройдя огромный конкурс — 15 человек на место. В процессе обучения постоянно и с удовольствием вела научную работу — участвовала в деятельности студенческого научного общества, писала научные исследования, которые неоднократно выдвигались на конкурсы. Особо интересным стал процесс обучения, когда курс «История западной социологии» стал читать профессор И. С. Кон. Под его научным руководством — была подготовлена дипломная работа «Проблемы социальной стратификации в социологии ФРГ», а позже защищена кандидатская диссертация «Основные аспекты социологии Макса Вебера». Это было первое диссертационное исследование, посвященное научной деятельности классика мировой социологии. В 1982 г. была защищена докторская диссертация «Основные направления современной социологии ФРГ». На философском факультете Р. П. Шпакова прошла все ступени преподавательской служебной лестницы — ассистент, доцент, профессор. В 1989 г. Р. П. Шпакова как известный специалист по истории и теории западной социологии была приглашена на кафедру теории и истории социологии факультета социологии.

Первая публикация Риммы Павловны 1967 г. «Макс Вебер и проблемы западной рациональности» была переведена и опубликована в США. В 1976 и 1978 гг. ее приглашали читать курсы истории социологии в ФРГ. В 1995 г. (и позже) ее публикации появились в объединенной Германии. Была приглашенным профессором Гамбургского университета и в течение 10 лет ежегодно читала там лекции. Р. П. Шпакова была прекрасным педагогом, имела много учеников, подготовила около 40 кандидатов и докторов наук. Она создала Санкт-Петербургскую школу изучения западной социологии, которая высоко ценится в России и за рубежом. С ее мнением считаются многие западные ученые, особенно немецкие. Она была прекрасным знатоком истории и теории социологии Германии. Р. П. Шпакова активно публиковалась в европейских изданиях и была инициатором нескольких совместных фундаментальных изданий. Среди них книги «Немецкая социология», где она была автором и руководителем российско-германского коллектива авторов, «St. Petersburger Beitraage zur Sociologie» и т. д. Р. П. Шпакова своей активной деятельностью способствовала становлению факультета социологии С.-Петербургского университета и социологической культуры молодых социологов. Традиции и результаты ее творческой деятельности очень важны для развития отечественного социологического знания и продолжаются на факультете социологии СПбГУ и в других вузах, где работают ее ученики.

У Риммы Павловны Шпаковой свыше 200 публикаций. Основная тематика — современная западная социология, история немецкой социологии, современная социология Германии.

За научную и общественную деятельность Р. П. Шпакова — имела награды и поощрения, в том числе зарубежные. Ей были присвоены звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».

Научные публикации

  • Макс Вебер и проблема «западной рациональности» // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1968. Вып. 3.
  • Max Weber und Karl Marks // Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. 1968. N 11.
  • Проблема власти в немецкой социологии // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1970. Вып. 4.
  • Проблемы капитализма в социологии религии М. Вебера // Вестн. Ленингр. ун-та. 1971. Сер. 6. Вып. 4.
  • Бюрократия в социологии М. Вебера // Проблемы борьбы с буржуазной идеологией. Вып. 3. Л., 1975.
  • Дискуссии о классовой структуре общества в социологии ФРГ // Вестн. Ленингр. ун-та. 1980. Сер. 6. Вып. 1.
  • Тупики социологической теории в ФРГ: Критика основных направлений буржуазной теоретической социологии. Л., 1981.
  • Поведенческая социология в ФРГ // Социологические исследования. 1982. № 1.
  • Проблемы социального познания в концепции идеальных типов М. Вебера // Вопросы философии. 1985. № 3.
  • Die verhaltensteoretische Soziologie: eine neue Per-spektive der Soziologie in der BDR // Beitraege zur Kritik der buergerlichen Philosophie und Gesellschaftstheorie. Halle (Saale), 1985.
  • Кризис теоретико-методологических оснований буржуазной социологии в ФРГ // Вопросы философии. 1986. № 8.
  • Типы лидерства в социологии Макса Вебера // Социологические исследования. 1988. № 5.
  • Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5.
  • Проблемы харизматической власти в социологии права М. Вебера // Советское государство и право. 1988. № 11.
  • Проблемы диалога в философии // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1990. Вып. 1.
  • Социология «республики без республиканцев» // Социологические исследования. 1991. № 9.
  • Проблемы теории в современной западной социологии // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1991. Вып. 2.
  • Западная социология: история и развитие // Социально-политический журнал. 1992. № 10. Из классического социологического наследия // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1992. Вып. 4.
  • Макс Вебер о проблеме ценностей в социальном знании // Проблемы теоретической социоло-гии / Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1995.
  • Marke: kein Sterben im Frost // Jahrbuch fuer Markentechnik. Hamburg, 1995.
  • Фердинанд Теннис. Забытый социолог? // Соци-ологические исследования. 1995. № 12.
  • Российские реформы глазами Макса Вебера // Политические исследования. 1995. № 3.
  • Max Weber. Gesamtausgabe, Tuebingen. Bd 6. 1995 (подготовка к изданию найденного неизвестного письма М. Вебера).
  • Российское реформаторство глазами Макса Ве-бера // Уроки Макса Вебера. М., 1995.
  • Макс Вебер сегодня // Социологические иссле-дования. 1995. № 10.
  • Sankt-Petersburger Beitraege zur Sociologie. Ham-burg, 1995 (отв. редактор).
  • Макс Вебер, прочитанный сегодня. СПб., 1997 (отв. редактор).
  • Gesellschaften in Europa. Kurseinheit 3: Russland. Hagen, 1997 (в соавторстве).
  • Вместе с Контом и вопреки ему // Социологиче-ские исследования. 1999. № 3.
  • Игра в кости, или Завтра было вчера? // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2.
  • Роль фундаментальных социологических ис-следований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении гражданского об-щества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 1.
  • Теоретическая социология в России // Социоло-гическое обозрение. 2003. Т. 3. № 3.
  • Макс Вебер о становлении гражданского общества в России // Социологические исследования. 2003. № 3.
  • Немецкая социология. СПб., 2003 (отв. редактор).
  • Макс Вебер и Владимир Ленин: аграрный вопрос (1892–1893) // Социологические исследования. 2005. № 11.
  • Макс Вебер и современная социология. Сборник, посвященный памяти Р. П. Шпаковой. СПб., 2008.
Пахомов Юрий Николаевич (1957–2011)

Памяти друга и учителя

27 мая 2011 г. ушел из жизни талантливый ученый, наш коллега, друг и учитель Юрий Николаевич Пахомов. Он немного не дожил до своей пятьдесят четвертой годовщины. Кажется, такой небольшой срок, чтобы успеть сделать многое в жизни!.. Эти слова могли бы относиться к кому угодно, но только не к Юрию Николаевичу! Он ушел от нас в самом расцвете творческих сил, показав своей жизнью достойный пример служения науке и просвещению. Вспоминая его научные достижения, мы без преувеличения можем назвать сегодня Юрия Николаевича Пахомова классиком XXI века в области такой науки, как социальная экология, а его имя поставить в один ряд с именами тех ученых, чьи идеи он развивал: Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского.

Судьба распорядилась так, что авторы данной статьи значительную часть своего жизненного пути прошли плечом к плечу с Юрием Николаевичем. Один из нас знал его и дружил с ним еще со времен философского факультета, у второго — Ю. Н. Пахомов был научным руководителем в студенческие годы на факультете социологии. Мы были не просто коллегами, нечто большее, человеческое, объединяло нас с ним. Поэтому, пользуясь любезно предоставленной возможностью, мы хотели бы еще раз вспомнить Юрия Николаевича, осветив основные вехи его биографии и некоторые научные идеи.

Ю. Н. Пахомов родился 5 августа 1957 г. в городе Выборге, в семье военнослужащего.

В начальную школу пошел в Ленинграде, окончил среднюю школу в 1974 г. в Гремихе (военный городок в Мурманской области). Вместе с родителями жил на севере в Североморске, Западной Лице, где проходил службу его отец — капитан первого ранга Пахомов Николай Васильевич.

С 1971 г. по 1986 г. член ВЛКСМ.

В 1975–76 гг. — служба в армии.

В 1976 г. поступает в Киевское высшее военное училище, откуда вскоре комиссуется в связи с травмой позвоночника.

В 1977 г. поступает в ЛГУ им. Жданова на философский факультет. Обучение Юрия Николаевича на философском факультете совпало с формированием первой в истории университета учебной группы по специализации «прикладная социология», в число студентов которой он попал. Этот факт впоследствии оказал серьезное влияние на формирование его карьеры.

После окончания университета в 1982 г. Ю. Н. Пахомов был зачислен в аспирантуру, которую закончил в 1985 г., защитив кандидатскую диссертацию на тему «Аграрная политика КПСС как составная часть стратегии развитого социализма». В этом же году был зачислен на должность ассистента кафедры теории научного коммунизма.

С 1987 г. по 1991 г. — член КПСС.

Ю. Н. Пахомов стоял у истоков создания факультета социологии и кафедры теории социального развития человека и общества (впоследствии кафедры социологии политических и социальных процессов), на которой начал работать с 1990 г.

В 2003 г. защитил докторскую диссертацию по социологическим наукам на тему «Экочеловек как субъект социоприродного развития».

Прошел путь от ассистента до профессора кафедры. Был зам. декана по вечернему и заочному отделениям, секретарем приемной комиссии факультета, первым заместителем ответственного секретаря Центральной приемной комиссии университета. Являлся членом Ученого совета факультета социологии.

35 лет жизни отдал университету, имеет более 45 печатных работ, стажировался в Германии, Греции, Португалии.

Ю. Н. Пахомов обосновывал взгляд на предмет социологии как науки, не замыкающейся на факторах поведения людей, но имеющей широкие основания в изучении взаимодействия социальных систем, человека и окружающей среды. «Одной из основных функций социологии как науки является осмысление и оценка не только социальной действительности, — писал он, — но и взаимодействие человека и общества с окружающей природной средой». В этом подходе большую ценность для теории и практики имеет выделение в качестве отраслевой социологической дисциплины социальной экологии, изучающей взаимодействие общества с социоприродным окружением. Объектом ее изучения выступает социально-экологическая система, в изучении специфики которой ставятся задачи выработки комплекса мер по восстановлению природной среды и оптимизации отношений между человеком, обществом и природой. Именно социоприродные отношения составляют особый предмет социальной экологии, соединяют элементы разного профиля в динамическую систему. Различные аспекты социоприродных отношений изучаются социальной экологией в проблемном срезе развития современного общества, с использованием данных различных экологических дисциплин. Безусловно, несмотря на то, что мы рассматриваем социальную экологию как отрасль социологии, это знание междисциплинарное. Социальная экология более широкое знание, включающее и философию, и географию, и экономику, и право. Но, как принципиально отмечал Ю. Н. Пахомов, базовой наукой остается социология, поскольку объектом ее является общество как социально-экологическая система, а предметом комплекс социоприродных отношений, формируемый из особенностей данной системы.

В предметном поле социальной экологии особый интерес для Ю. Н. Пахомова представлял феномен экочеловека как нового типа личности, обладающего не просто развитым экологическим осознанием, но целостным мировоззрением, в котором социальная картина мира неразрывно связана с миром природы. Человек — связующий элемент социально-экологической системы, поскольку как существо биосоциальное объединяет в себе «обе стороны» системы и органично входит в деятельность каждого ее элемента. С одной стороны человек преобразует природу в аспектах функционирования всех общественных сфер: экономической, политической, этносоциальной, социокультурной. С другой стороны человек сам испытывает последствия «вторжения» в природу, адаптируясь к изменениям окружающей среды, в том числе к условиям ухудшающейся экологической обстановки. Человек является своеобразным индикатором состояния социально-экологической системы. В современном постиндустриальном обществе человек постепенно приобретает приоритет экологических потребностей. А основной задачей воспитания и образования становится формирование личностного «стержня», поддерживающего в человеке такие качества как:

  • целостность мировоззрения;
  • синкретичность сознания и мышления;
  • свободу мысли и творчества;
  • стремление к самореализации и активность личности;
  • потребность жить в единстве и гармонии с окружающими людьми и природой.

Отсутствие такого «стержня» формирует у человека неясную и неполную картину мира, лишает его понимания направленности и целей развития общества. Поэтому Ю. Н. Пахомов делает вывод о том, что для изменения данной ситуации необходима объединяющая идея, своеобразный идейный базис общественного развития и соответствующая этой идее иерархия системы ценностей. Такой теоретический базис он видит в переосмысленных современной социологией идеях антропокосмизма, ноосферогенеза и концепции устойчивого развития. Выделение общих, объединяющих эти концепции взглядов и теоретических положений, пронизанных идеями целостного восприятия мира и социоприродного развития, позволяет, на взгляд Ю. Н. Пахомова, разрешить проблему коэволюции человека, общества и природы. Более того, он обосновывает, что социально-экологические и социально-этические воззрения русских антропокосмистов: Н.Ф Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского органично сочетают в себе как теоретический, так и прикладной аспект и могут послужить предпосылками для разработки методологических основ формирования экочеловека. Конечная цель этого формирования — гармонизация всего комплекса отношений в социально-экологической системе, устойчивое, сбалансированное развитие этой системы, которое позволит избежать экологической катастрофы.

Закончить обзор творчества Ю. Н. Пахомова можно цитатой из его последней статьи с проф. В. Т. Пуляевым о том, что «социоприродная этика и новое экологическое мышление, являются основами глобальной идеологии естественного бытия цивилизации, т. е. развития человека и общества, не противостоящего законам природы, а, наоборот, согласующегося с ними. Улучшать качество жизни, поддерживать оптимальные условия жизнедеятельности, жить дольше, делать больше и думать лучше ― вот цель всех людей на Земле!».

Однажды Юрий Николаевич показал нам письмо, полученное откуда-то из российской глубинки. Писала женщина, учитель средней школы. Она благодарила Юрия Николаевича за его книгу и саму идею экочеловека, на основе которых она создала для учеников своей школы клуб, который так и называется: «Экочеловек».

Подобный пример — лучшее выражение того, что скрывается за скупыми строками «практическая значимость диссертации». И это самое яркое подтверждение тому, что заложенные Юрием Николаевичем Пахомовым идеи уже дали свои первые ростки.

P. S. Авторы благодарят Светлану Владимировну Пахомову за предоставленные тексты и материалы.

Мельников Е.Г., Савин С.Д.