Ученые Санкт-Петербургского государственного университета провели масштабное социологическое исследование и выяснили, как воспринимают жители города собирательные образы Северной столицы и типичного петербуржца.
Проект «Исследование региональной идентичности взрослого населения Санкт-Петербурга» был реализован под руководством профессора СПбГУ Ольги Поповой на средства гранта городского Комитета по науке и высшей школе. Сбор эмпирических данных провели специалисты ресурсного центра социологических и интернет-исследований СПбГУ. В телефонном опросе приняли участие 1163 жителя Петербурга в возрасте старше 18 лет.
Результаты исследования показали — романтический образ города Петра постепенно отходит в прошлое. В массовом сознании он перестает ассоциироваться с каким-то определенным местом — ограниченной территорией, районом или достопримечательностью, хотя позитивное отношение и устойчивые ассоциации с традиционными символами исторического города сохраняются. Но современный Санкт-Петербург не делится на локации и воспринимается жителями как единое целое.
«Благодаря активному строительству новых районов и все более частой смене места проживания горожане в целом уже не так привязаны к конкретным частям города», — рассказала руководитель исследования, профессор СПбГУ Ольга Попова.
Восприятие Петербурга как цельной и самодостаточной территории подтверждается и тем, что горожане порой не связывают его с другими субъектами Северо-Западного федерального округа. Для многих людей, переехавших в Петербург уже в сознательном возрасте, границы города четко обозначены и не сливаются с Ленинградской областью.
При этом постепенно теряется восприятие Санкт-Петербурга как «окна в Европу» — сегодня так его видит уже менее 40 % горожан. Социологи объясняют это глобализацией и ростом открытости России в целом. Зато город с выдающимся культурным и историческим капиталом и экономическим потенциалом остается привлекательным и с точки зрения трудоустройства, и с точки зрения получения качественного высшего образования.
«Самые частые ответы на вопрос об образе города связаны с его эмоционально-позитивным восприятием. У многих респондентов встречаются такие определения, как "мой город", "любимый город", "город принял меня": более 20 % не наделяют Санкт-Петербург какими-то определенными признаками, а отмечают свое "теплое" восприятие мегаполиса, говорят о духовной близости с ним», — рассказывает профессор Попова.
Безусловно, создание позитивного образа города во многом зависит от работы властей, в том числе по организации массовых праздников, акций и т. д. Так, самым важным для 94 % респондентов оказался День Победы. Кроме того, в тройку любимых праздников горожан вошли День города (87 % опрошенных), «Алые паруса» (84 %) и празднование Нового года на Дворцовой площади (73 %).
Второй темой исследования социологов СПбГУ стал характер типичного петербуржца. Ольга Попова отметила, что большинство респондентов оказались настоящими городскими патриотами. Например, рождение в Петербурге воспринимается ими как большая удача в жизни, но горожане подчеркивают, что это не делает их какими-то особенными или избранными.
Около 7 % считают, что у петербуржцев нет специфических черт характера, потому что жители мегаполисов всего мира становятся все более похожими друг на друга. Однако большинство опрошенных (примерно 80%) ассоциируют облик современных горожан с ленинградцами 1960–70-х годов: вежливыми, образованными, эрудированными и отзывчивыми. Особенно часто респонденты обращали внимание на манеру публичного поведения петербуржцев по отношению к приезжим — готовность помочь, объяснить маршрут и рассказать о достопримечательностях.
Зато с точки зрения качеств, отвечающих на вызовы современной эпохи, петербуржцы оценивают себя менее позитивно. Так, активную гражданскую позицию и социальную ответственность у горожан отметили примерно 50 % опрошенных, а толерантное отношение к трудовым мигрантам — около 62 %.
Профессор СПбГУ Ольга Попова подчеркивает, что результаты проведенного исследования еще долго будут актуальны. Установки, связанные с различными формами социальной идентичности, достаточно тяжело поддаются изменениям — обычно они остаются неизменными в течение 7–12 лет.
С полными результатами исследования можно ознакомиться на сайте СПбГУ.