Социология глазами студентов

Ваневская Полина, социальный антрополог, 3 курс

Я учусь на факультете социологии уже третий год. Моя специальность — социальная антропология. Зачастую, когда я упоминаю это словосочетание в среде своих знакомых, достаточно далеких от социальных наук людей, мне сразу же задают вопрос: «А что это такое? Вы черепа измеряете или изучаете древние племена?». Конечно, нет. Социальная антропология позволяет понять, как человек встроен в общество и почему он действует так, а не иначе. Например, антропология способна объяснить, почему мы дарим друг другу подарки или, скажем, почему жители одного города начинают проявлять сплоченность и оказывать взаимопомощь, когда случается теракт в метро (с чем недавно мы столкнулись в Петербурге).

Среди моих исследовательских интересов я бы отметила изучение городских пространств. Будучи социологом и/или антропологом, можно взглянуть на привычные и, казалось бы, ничего не значащие места в городе как на объекты, обладающие внутренним своеобразием, которое мы не обнаружим не вооруженным «социоантропологическими очками» глазом. На втором курсе я участвовала в исследовании, организованном командой «Arts for the City» и посвященном изучению пространства бывшего завода «Красный треугольник», построенного, кстати, еще в 19 веке. Вот там действительно можно было почувствовать себя «антропологом в поле»: приходилось знакомиться с резидентами (разными ремесленниками — работниками мастерских, музыкантами, местными «тусовщиками» и прочими интересными людьми), изведывать полуразрушенные закоулки, наблюдать за потоками людей в разное время суток, изучать предприятия и заведения, расположенные в более-менее пригодных для этого корпусах. Одним из наиболее запомнившихся моментов была прогулка с местным «изобретателем» по заброшенной и полуразрушенной части завода: тогда мне показывали места, где часто бывают «киношники». В итоге, за счет работы команды социологов и антропологов удалось разобраться с тем, что такое «Красный треугольник» сегодня. А через некоторое время туда наведалась команда немецких художников, чтобы устроить перформанс и «городскую игру» для резидентов (собственно, ради этого мероприятия и затевалось исследование). Но это уже другая история J

Сейчас я занимаюсь исследованием «свободных пространств» в Санкт-Петербурге, в частности, изучаю пространства антикафе и пишу работу по этой теме.

Недавно мне предложили поучаствовать в проекте «Атлас идей Московского района» и помочь (в качестве социолога) архитекторам, готовым принять участие в проекте, организовать собственную работу так, чтобы это не противоречило тому, что действительно хотели бы горожане видеть в своем районе. Может показаться, конечно, что социология и архитектура не связаны, но не будем забывать, что те явления и процессы, к которым причастен человек, культурно и социально обусловлены. Поэтому, даже преобразовывая небольшой двор, мы должны учесть, какого социального статуса и культурного уровня люди живут в нем, как они взаимодействуют, как мы повлияем на их привычные действия, если, например, построим детскую площадку. Это уже социологические вопросы, а значит, без привлечения социологического знания к решению подомных вопросов остается риск неудачи.

Мне кажется, что образование в сфере социальных наук дает широкий кругозор и особый ракурс взгляда на окружающую действительность, а также широкий спектр возможностей применения своих знаний. И что еще важно, получая социологическое образование, ты развиваешь в себе критическое мышление, тем самым учась находить в любой ситуации здравый смысл, которого порой нам так не хватает в повседневной жизни.

soc stud 1 soc stud 2


Из разговора с одним первокурсником:

— Зачем ты поступил на факультет социологии?
— Ну как же, мы изучили наш первый дом — «Лес», я хочу изучить наш второй дом — «Общество».


Беспалова Полина, 4 курс, социальный антрополог

Что мне особенно нравится в социологии (и антропологии), так это то, что вопросы, которыми я задавалась до учебы на соцфаке, здесь имеют значение. Как воспринимают свою внешность близнецы? Могут ли ужиться вместе веган и мясоед? Почему туристам так важно сфотографировать то, что уже было сфотографировано до них тысячи раз? Когда еще в школе я спрашивала о таких вещах окружающих, они закатывали глаза и называли меня странной. На факультете я не только смогла озвучить свои вопросы, но и попыталась найти на них ответы. Социология — это удивительная наука, которая кардинально меняет твой взгляд на мир. И ты уже никогда не станешь прежним.


Николай Д., «Прикладная информатика в социологии», 3 курс

Познания о социологии у большинства обывателей ограничиваются единственным шаблоном: социологи — это те люди, которые проводят «опросы о йогуртах» (и больше ничего не делают). Этот стереотип существует, очевидно, потому, что нигде, кроме как в опросах, слово «социолог» обычным людям не встречается. В принципе, это такое же заблуждение, как и меметичное «тыжпрограммист». На самом деле, конечно, разработкой эмпирических исследований действительно занимаются профессиональные социологи (прикладная эмпирическая социология), но непосредственно «в полях» обычно работают совсем другие люди.

Между тем, редкие «продвинутые» обыватели знают, что в перерывах между опросами социологи клепают никому не нужные теории, причем настолько сложные, что никто, кроме автора и двух-трех апологетов, не способен их понять. Примерно на таком, «продвинутом» уровне я находился сам при поступлении. Да, действительно в теоретической социологии царит неоднозначность. Не буду углубляться в детали — ситуация похожа на состояние астрономии, когда решался вопрос о структуре системы, состоящей из ближайших небесных тел: «геоцентризм или гелиоцентризм?»; или физики во время дискуссий о природе света: «волновая или корпускулярная?». Иными словами, несмотря на большое число различных теорий, парадигм и подходов, в социологии до сих пор нет того одного, единственно верно описывающего объективную реальность. Более того, до сих пор нет единой точки зрения и о том, существует ли вообще «объективная реальность» для социолога (разумеется, имеется в виду не материальный мир — вопросами его существования занимаются уже философы; эх, все-таки углубился в детали). А это означает, что фундаментальная социология — это очень молодая и перспективная наука, есть большие шансы повлиять на ход ее развития и оставить имя в истории.

Кроме высоких теорий и опросов про йогурты в социологии есть и «средний уровень» — различные узконаправленные исследования: социология труда, социология рекламы, социология семьи и т. п., где используются существующие теории и собираемые в ходе опросов эмпирические данные. Именно этими «отраслевыми» исследованиями, насколько я понимаю, занимается большинство ученых.

И самое интересное. Сейчас — эпоха больших данных, человечеством накоплены огромные массивы информации о самых разных сферах общественной, в том числе, жизни. Есть технологические и технические возможности для сбора абсолютно любых данных (кроме тех, которые под защитой закона, разумеется (на самом деле нет)). И в этих условиях возникает спрос на людей, которые могли бы эти данные объяснить с качественным теоретическим обоснованием. Нужны специалисты, которые действительно могут применить теорию к имеющимся данным, построить модель, сделать прогноз и так далее. К чему я это все — есть специалисты по общей социологии, есть специалисты по анализу данных, но специалистов, которые могут совместить социологию с данными, не очень много. Поэтому я тут незаметно агитирую за «прикладную информатику».

Вот, а факультет социологии СПбГУ — это место, где ненавязчиво и деликатно посвятят в эти тайны, расширят ваш словарный запас, обучат социологическому дискурсу и, возможно даже заложат основы социологического воображения (это, в том числе, и тот иной взгляд на мир, который позволяет раскрывать, понимать, недоступный обывателю, и все такое).


Полина Белокреницкая, 2 курс, общая социология

Что я больше всего люблю в социологии — так это большие глаза моих знакомых, когда я вещаю, что связана с этой наукой навеки. На первом курсе, когда я сама не понимала, куда ведет меня река, я вместе с ними хохотала касательно моего будущего, а сейчас…

Сейчас мое будущее также туманно, но над своим направлением обучения я уже не смеюсь. А смеющихся засыпаю фразами «Продвинь свой габитус», «Бурдье почитай», «О, смотри, фаталистическое самоубийство в новостях!», но чаще всего «Ооо! Какой интересный опыт! Напиши об этом книгу, будь новой Маргарет Мид!».

Теперь спустя пять минут знакомства меня в лоб спрашивают: «Ты социолог?». Честно, не знаю, как это светится во мне. Социология головного мозга — это про меня. Нахожу реальную эйфорию от прочтения социологических трудов, переосмысления по сто раз одной строчки, чтобы только понять кусок одной из миллиона идей автора. А на конференциях так забавно смотреть, как супергерои социологии перебрасывают друг другу в руки, как очень горячую картошку, понятие «общество».

Социологи — это торреро, а социальные проблемы — это быки, которых мы готовим к катарсису.

Мы же изменим мир, правда?


Маргарита Касабуцкая, аспирант 1-го года обучения по направлению «Социология»

Мой выбор факультета социологии по окончании школы не был случайным, однако неожиданностью для меня оказалась многогранность социологической науки, в которой можно постоянно открывать новые перспективы. Уже пройдены два важных этапа — бакалавриат и магистратура, и сейчас я в аспирантуре. Направления исследований, которые мне близки, непосредственно связаны с экономической социологией, социологией труда и социологией организаций. Как организовать социально-трудовые отношения, чтобы повысить производительность труда? Как сформировать корпоративную культуру в компании? Что такое интеллектуальный капитал организации и как его можно развивать? Почему на современном этапе организации все больше уделяют внимания именно своим сотрудникам? Вот некоторые вопросы, которые я изучаю. Если сравнить руководителей компаний с главами государств, то можно сказать, что «…дело правителя — внимательно вслушиваться, чтобы познать суждения простых людей внизу, и учитывать в своих планах мнения как служилых людей, так и простонародья, тогда все люди станут его глазами, и все голоса вокруг будут помогать его слуху…». Как верно отмечает Чжугэ Лян: «Мельчайшие вещи незаметны обычному взору, самые тихие звуки неразличимы для обычного слуха… Наблюдение самых мелких вещей и вслушивание в самые тихие звуки», а также понимание, объяснение и прогнозирование процессов, происходящих в обществе — одни из ключевых задач социолога.

Ответы на многие вопросы можно найти в древней китайской мудрости. Однако не только древний, но и современный Китай отличается своей удивительной способностью к глубинному пониманию общества. Российско-китайские исследования на факультете социологии являются перспективным направлением на сегодняшний день. Во-первых, это возможность провести сравнительный анализ, изучить и объяснить социальные процессы с точки зрениях различных культур и абсолютно разных взглядов на мир. Во-вторых, российско-китайское сотрудничество способствует обмену знаниями и опытом. Обучение на факультете предоставило мне возможность выступить на российско-китайских семинарах и конференциях с результатами исследований как в Петербурге, так в Шанхае и Пекине.

Занимаясь исследованиями в области экономической социологии и социологии труда, я заинтересовалась, как можно организовать и провести Первый Петербургский Международный Молодежный Форум Труда (ПММФТ). Это единственный в своем роде Форум, охватывающий широкий спектр вопросов, связанных с молодежью на рынке труда: вопросы занятости и безработицы, трудовой мобильности, предпринимательства и другие.

Социологи, которые делают свои первые (или уже не первые) шаги в изучении будущей профессии, задаются вопросом дальнейшего трудоустройства. Новоиспеченный социолог всегда стоит на «перекрестке дорог», и выбора карьерной траектории у него гораздо больше, чем у узкопрофильного специалиста. В этом, безусловно, есть плюсы — студент или выпускник может продолжить научно-исследовательскую деятельность, выбрать преподавание как ключевую сферу интереса, найти работу в прикладной сфере или смежной специальности: журналистике, политике, экономике.

Тем, кто только встает на путь изучения социологии, можно с уверенностью сказать, что скучать не придется, поскольку в социологических исследованиях участвуют 2 стороны: одна, прилагающая усилия, чтобы провести исследование, и другая — желающая, чтобы ее изучили и правильно поняли. Сложность возникает в том, что это 2 стороны одной медали, поскольку субъект (исследователь) и объект исследования (общество) неотделимы друг от друга! Как быть в этой ситуации? Эти и другие головоломки Вам предстоит решить в процессе обучения.


Мария Глухова, 3 курс, социолог

На факультет социологии я поступила случайно, совершенно не зная, что из себя представляет эта наука и чем я буду заниматься. Родители были против: «Ты что, опросы про йогурты будешь проводить?». Но я все равно поступила, и ни на секунду не пожалела. Теперь социология — неотъемлемая часть моей жизни. Для меня она стала своеобразной лупой, через которую можно смотреть на мир, раскрывая черты, незаметные для простого обывателя. Социология позволяет заглянуть в суть явлений и процессов, увидеть причинно-следственную связь между событиями, происходящими в современном обществе вокруг каждого из нас. Будучи социологом, можно увлекаться чем угодно и с успехом это изучать, начиная от устройства городов и заканчивая молодежными субкультурами. Можно углубляться в глобальные теории, объясняющие основы взаимодействия между людьми, искать универсальные законы существования общества. Учеба здесь — это непрерывный поиск и развитие, получение знаний, которые востребованы в современном обществе.


Мария Иванова, «Международная социология», 2 курс

Социология — это наука, которая дает возможность реализовать себя в самых разных направлениях. Долгое время я считала себя человеком, склонным к изучению гуманитарных наук, однако в то же время всегда интересовалась вопросами, связанными с экономикой и статистикой. Факультет социологии дал мне возможность совместить эти два, казалось бы, довольно разных направления. Я закончила бакалавриат по направлению «социология» (кафедра экономической социологии), и сейчас заканчиваю обучение на магистерской программе «Международная социология» (профиль «Европейские общества»). Все это время я была увлечена вопросами функционирования рынков и пыталась выяснить, как они работают не только с чисто экономической точки зрения, но и как данный феномен объясняется социологами. Применив социологический подход к анализу рынков, можно узнать то, что не поддается чисто экономическому анализу. Привнося, таким образом, что-то новое в сферу изучения экономических явлений, социолог может быть вполне востребован на рынке труда. Закончив факультет социологии, можно работать в самых разных сферах, включая бизнес, предпринимательство, аналитику, маркетинг. Грамотно проведенный социологический анализ рынков незаменим не только для тех, кто только планирует выход на рынок и хочет знать, как сделать это грамотно и без лишних рисков, но и для уже довольно влиятельных и крупных игроков, которые хотят удержать свои позиции. Поэтому, специалисты, способные совмещать количественный и качественный подход, чему учат на факультете социологии сегодня, будут не только пользоваться спросом среди работодателей, но и будут способны при желании сами начать свое собственное дело.


Мария Румянцева, 3 курс, социолог

Для меня социология — это нужный для общества, но между тем гибкий инструмент для воплощения идей и талантов. Несмотря на то, что любая наука сначала может показаться скучной и непонятной, я увидела, что на этом факультете каждый может изучать то, что ему действительно по душе. Нравится кино — пожалуйста, можно изучать социологию кино (например, почему только некоторые фильмы собирают вокруг себя сообщества фанатов). Время от времени надолго пропадаешь в видеоиграх? Безусловно, ты нужен для социологии как один из немногих, не понаслышке знающих язык и вкус игры. Так, исследуя наиболее близкую сферу, можно найти для себя много нового и интересного, понять, как сформировалась эта сфера в обществе, и как, в свою очередь, она на него влияет. В социологии уживаются люди с самым разнообразным складом ума: понимающие математику анализируют статистику, ориентированные на людей проводят фокус-группы и интервью, умеющие находить в тексте главное сосредотачиваются на дискурс-анализе и обзорах литературы, а наблюдательные и творческие личности всегда могут предложить свою нетривиальную теорию, которая раньше никому не приходила в голову. Те же, кто рассматривают наш факультет в качестве дополнительного варианта, найдут здесь интересующие их кафедры, которые не только не прервут изучения экономики, политологии, права, менеджмента и т. д., но и осветят вопросы, доступные социологам как наблюдающим со стороны.


Алина Романова, «Прикладная информатика в социологии», 2 курс:

Социологию я вижу в первую очередь как инструмент осмысления окружающего меня мира. Так как эта наука изучает общество, человека, социолог может найти нечто для изучения в любой сфере, которая, на первый взгляд, может быть очень далека от предмета нашей науки. Все, где есть или хотя бы косвенно задействованы люди, может быть рассмотрено с точки зрения социологии.


Антонина Овруцкая, «Социальная антропология», 3 курс

Для меня социология — это не просто наука о процессах, которые существуют в социальной системе, но целая философская система о том, что происходит вокруг меня. Эта наука помогает понять себя и окружающих, близких и незнакомых, процессы глобальные и локальные. Мне кажется, что такой фундамент необходим каждому человеку, даже если он планирует в дальнейшем заниматься совсем другим.