История

В развитии социологии и социологического образования в нашей стране Ленинградский — Санкт-Петербургский университет занимает особое место. Здесь и родилась российская социология. Здесь работали первые выдающиеся русские социологи, формировались известные теперь всему миру научные школы. Здесь закладывались традиции, создавая основы преемственности в развитии отечественной социологической мысли.

Однако судьба социологии в университете складывалась очень непросто. Несмотря на достаточно широкое распространение и популярность социологических идей, в стране — ни в дооктябрьский период, ни в советское время — не было социологического образования. Власти всегда смотрели на социологию как на «неблагонадежную» науку и препятствовали как ее преподаванию, так и подготовке профессиональных социологов в университетах. Выдающийся русский мыслитель Максим Максимович Ковалевский в 1910 г. в своей «Социологии» с возмущением писал: «…Социология, обнимающая все области социального знания, синтезирующая их основные выводы, раскрывающая перед нами причины прогресса и упадка отдельных наций, указывающая на условия примирения порядка с поступательным ходом истории, продолжает оставаться изгнанной из высших школ и пользуется незавидной репутацией у официальных педагогов».

Тем не менее, начиная уже с 90-х годов XIX в., социологические идеи начали активно использоваться в преподавании курсов лекций по различным дисциплинам. «Социологизация» учебных курсов — в первую очередь юридических и исторических — была особенно характерна для Санкт-Петербургского университета. Позднее П. А. Сорокин, преподававший в Петроградском университете, а после высылки из России в основавший и возглавивший факультет социологии в Гарвардском университете, отмечал: «Несмотря на отсутствие официального признания социологии как науки, многие социологические проблемы обстоятельно рассматривались в лекционных курсах, посвященных праву, экономике, теории и философии истории, политическим наукам, криминологии, этнографии и т. д.». Одновременно шла борьба за признание статуса социологии как университетской дисциплины. Особенно активно ее вели профессора и преподаватели Петербургского университета М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев и др. Особую остроту эта борьба приобрела в начале ХХ века в связи с открытием социологической секции при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета (1912 г.).

Только в 1917 году в Петроградском университете было официально разрешено читать курсы социологии, а в 1919 г. были открыты кафедра и отделение социологии при факультете общественных наук (ФОН) под руководством П.А Сорокина. Именно в Санкт-Петербургском университете формировались, по словам Н. И. Кареева, первые «профессиональные преподаватели» социологии. Здесь были подготовлены и изданы первые в стране программы по социологии, которые были затем модернизированы для нужд университетов и включены в учебные издания.

По известным причинам, начиная с середины 20-х годов и на долгие годы вперед, социология в СССР оказалась в жестких тисках «единственно верной» идеологии марксизма-ленинизма. Тем не менее, на протяжении всего этого периода социологическая наука в тех или иных модификациях всегда была представлена в Ленинградском университете. Особенно активизировались социальные исследования в 60-е гг. В это время в университете были созданы лаборатория социологических исследований (1960 г.) и лаборатория социально-экономических исследований (1959 г.). В 1965 г. в ЛГУ был образован Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ). Частью многих университетских образовательных программ (философии, экономики, права, психологии) стали курсы лекций по методологии и методике социологии, получили развитие философско-социологические школы, среди которых особое место занимали ленинградская школа истории русской философии и социологии и социально-философская школа. В это время в университете занимались научными исследованиями и преподавали И. С. Кон, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, В. Я. Ельмеев, А. Г. Харчев, В. Т. Лисовский, Р. П. Шпакова и другие известные отечественные социологи.

В конце 70-х — начале 80-х гг. студенты-философы получили возможность специализироваться по прикладной социологии, а в 1984 г. отделение прикладной социологии было открыто для обучения наших экономистов.

Дальнейшему развитию социологии в университете способствовало когда-то известное постановление ЦК КПСС 1989 года «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества. Тридцать лет назад, после принятия этого постановления впервые в истории отечественного образования в Московском и Ленинградском (ныне — Санкт-Петербургском) университетах открылись первые факультеты социологии. И два крупнейших университета страны впервые начали готовить профессиональных социологов.

Социологи ЛГУ — СПбГУ всегда в своей работе основывались на традициях, которые были заложены их выдающимися предшественниками, в первую очередь — представителями русской академической школы социологии. Значительную роль в становлении коллектива нового факультета сыграл опыт, накопленный коллективом преподавателей отделения прикладной социологии экономического факультета, коллективом преподавателей социологической специализации философского факультета, исследователями лабораторий и отделов НИИКСИ.

Концепция подготовки профессиональных социологов в СПбГУ с самого начала строилась на сочетании фундаментального социологического знания с эмпирическими, прикладными исследованиями. Это дополнялось стремлением преподавателей к максимально гибкому и оперативному реагированию на потребности общества в специалистах различного профиля — не только социологов, но и представителей иных направлений, тесно связанных с социологией. Так, наряду с социологами, университет на протяжении многих лет готовил социальных антропологов, экономистов по труду, социологов-информатиков, специалистов по работе с молодежью, а также специалистов по социальной работе. После перехода на двухуровневую систему образования в соответствии с новым перечнем направлений высшего профессионального образования, подготовка бакалавров и магистров сегодня ведется по двум направлениям — «социология» и «социальная работа». Но при этом отличительной чертой социологического образования в СПбГУ является то, что в бакалавриате по социологии сохраняются профили, в рамках которых студенты получают возможность большей концентрации в тех или иных областях социологического знания. Это — общая социология, экономическая социология, социальная антропология, прикладная информатика в социологии, социология молодежи.

Исторические корни социологии в СПбГУ естественным образом обусловливают особый исследовательский интерес и бережное отношение к наследию — трудам основателей отечественной социологии, работавших в Санкт-Петербургском университете. За прошедшие годы в были изданы труды выдающихся русских социологов, подробно проанализированы этапы развития отечественной социологии, возвращены читателю незаслуженно забытые имена ученых, прокладывавших дорогу российской социологии. Большая заслуга в развитии этого направления исследований принадлежит первому декану факультета социологии (с 1989 по 2000 гг.), заведующему кафедрой теории и истории социологии, профессору А. О. Бороноеву.

Даже в советские времена было совершенно очевидно, что в деле формирования концепции социологического образования невозможно опираться исключительно на накопленный отечественный опыт. Тем более что развитие социальных наук в советский период происходило в условиях идеологического подавления и закрытости от остального мира, в результате чего по многим направлениям российское социология оказалась на периферии современных научных дискуссий. Именно поэтому изначально был провозглашен курс на активное сотрудничество с зарубежными университетами, крупными социологическими центрами Европы и США. Развитию контактов с западными партнерами способствовало участие в крупных международных проектах европейской программы «Темпус-Тасис» (проект по модернизации социологического образования в СПбГУ, создание международного центра непрерывной подготовки социальных работников, развитию гендерных исследований в контексте социологического образования). Результатом многолетней кооперации социологов Санкт-Петербургского и Билефельдского университетов при поддержке Германской службы академических обменов является деятельность Центра изучения Германии и Европы СПбГУ. Почти десять лет в университете реализуется совместная магистерская программа на английском языке «Европейские общества», представляющая собой социологическую версию «европейских исследований». Другая преподаваемая на английском языке магистерская программа «Глобальная социология: сравнительные перспективы» разработана в кооперации с южнокорейскими социологами

Среди совместных исследовательским программ выделяется российско-китайский проект сравнительного изучения социально-экономических и политических трансформаций, объединяющий социологов СПбГУ и ученых Центра сравнительных исследований в Пекине. Активно сотрудничают с зарубежными университетами и центрами ученые и преподаватели, ведущие занятия по программе «Социальная работа».

Вообще, открытие этой специальности, ставшей теперь направлением подготовки, вызвало в свое время много дебатов: возможно ли и нужно ли готовить специалистов в области социальной работы в классическом университете, каковым является СПбГУ? И здесь опять-таки на помощь пришел международный опыт — в первую очередь университетов Германии и Швеции — позволивший дать положительный ответ на эти вопросы. При этом особенность подготовки бакалавров и магистров по направлению «социальная работа» в СПбГУ в том, что фундаментом этой подготовки служит социология. Здесь социология выступает базовой наукой, дающей выпускнику отделения социальной работы необходимый объем фундаментальных знаний, без которого немыслим современный управленец в области социальной сферы (а именно такой профиль заложен университетской моделью подготовки).

Весьма разнообразна и интенсивна научно-исследовательская деятельность социологов Санкт-Петербургского университета. Традиционно значимыми направлениями научных исследований ученых являются: история российской социологии, теория и методология социологии, экономическая социология, политическая социология, социология права, этническая социология и социальная антропология, социология управления, социология молодежи, социология коммуникации, социология семьи. Издаются известные широкому кругу читателей научные серии «Проблемы теоретической социологии» (9 выпусков), «Российская социология» (4 выпуска), «Российские социологи» (11 томов произведений классиков отечественной социологической мысли), монографии и сборники. Статьи университетских социологов печатаются в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (серия 12), а также в «Журнале социологии и социальной антропологии», издаваемом с 1998 года и завоевавшем свою профессиональную аудиторию. Это, пожалуй, единственный в стране научный журнал, объединяющий на своих страницах социологическую и антропологическую проблематику. Журнал издает собственную «Библиотеку современной социологии», в рамках которой увидели свет ряд отечественных и переводных работ, вызвавших значительный интерес у профессионалов.

СПбГУ является постоянным местом проведения научных конференций, семинаров, научных дискуссий по социологии. Социологи СПбГУ положили начало регулярному проведению Российских социологических конгрессов, организовав в 2000 году первый такой конгресс на своей площадке. Ежегодно проводятся Ковалевские чтения, в которых участвуют отечественные и зарубежные социологи, международные и российские конференции по различным проблемам социологической науки и практики. В СПбГУ с гостевыми лекциями выступали и регулярно выступают знаменитые социологи, среди которых Н. Луман, У. Бек, М. Буравой, Дж. Александер, П. Штомпка, А. Мартинелли и др. Популярностью у научной публики пользуются проводимые молодыми учеными так называемые «научные среды», в которых участвуют российские и иностранные исследователи.

Сегодня в составе университета работают 11 социологических кафедр (теории и истории социологии, прикладной и отраслевой социологии, экономической социологии, социологии политических и социальных процессов, социального управления и планирования, социального анализа и математических методов в социологии, культурной антропологии и этнической социологии, социологии культуры и коммуникации, социологии молодежи и молодежной политики, сравнительной социологии, теории и практики социальной работы), научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, ряд исследовательских центров. Специалисты-социологи трудятся в составе других кафедр СПбГУ (теории и истории государства и права, социальной психологии, менеджмента массовых коммуникаций, связей с общественностью в бизнесе и др.). Члены коллектива Центра мониторинга социальных процессов СПбГУ проводят исследования во всех регионах страны. Центр накопил значительный опыт реализации российских и международных исследовательских проектов, связанных с изучением социально-экономических и политических процессов, разработкой стратегий развития территорий. Среди направлений деятельности коллектива центра следует отметить мониторинг социально-экономических изменений и электоральной ситуации в регионах Российской Федерации, мониторинг экономики образования, мониторинг развития предпринимательства в России, исследование проблем использования детского труда и разработка мер по его искоренению в регионах РФ (совместно с МОТ), исследования состояния межнациональных отношений в крупных городах Российской Федерации и мониторинг реализации программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», исследования электорального поведения и предпочтений населения на выборах в Государственную Думу (2003, 2007 и 2011 гг.) и выборах Президента РФ (2008 и 2012 гг.) и др.

Центр располагает крупным call-центром с системой CATI для проведения телефонных опросов и оперативного ввода данных, а также студией для проведения фокус-групп. Тут проводятся производственные практики, учебные исследования студентов, а также профессиональная подготовка интервьюеров, операторов CATI, стажеров-исследователей.

В марте 2013 года в рамках реализации Программы развития Санкт-Петербургского государственного университета был открыт Ресурсный центр социологических и интернет-исследований. Интернет-исследования — это современный оперативный способ сбора актуальной социальной информации для научно-исследовательской деятельности и социально-гуманитарной экспертизы. Исследования, проводимые с помощью специализированных программных продуктов, позволяют собирать и обрабатывать большие массивы эмпирических данных, проводить интернет-опросы, мониторинги контента социальных сетей и т. д. При этом используются как количественные, так и качественные методы. Центр проводит не только социологические исследования, но и обеспечивает научное и научно-методическое сопровождение исследований, проводимых специалистами СПбГУ различных направлений — социальной психологии, политологии, менеджмента, международных отношений и др.

Тридцать лет Санкт-Петербургский университет ведет подготовку социологов в своих стенах. Социологи-выпускники ощущают востребованость своей профессии: они успешно трудятся в различных сферах — в науке, образовании, органах управлении, средствах массовой информации и коммуникации. У них хороший багаж знаний и практических умений, полученных во время обучения. У них хорошие перспективы, позволяющие с оптимизмом смотреть в будущее.

Николай СКВОРЦОВ
декан факультета социологии


История в лицах

boronoevБороноев А.О. родился 25 июня 1937 г. в деревне Старый Хогот Баяндаевского района Иркутской области. После окончания школы работал в колхозе, сотрудником окружной газеты, служил в армии рядовым, сержантом в Дальневосточном и Прикарпатском военных округах. В 1959 г. он поступил в Ленинградский Государственный университет. С тех пор его дальнейшая судьба связана с Университетом: студент, аспирант, ассистент, доцент, профессор, зав. кафедрой, директор НИИКСИ, декан. Еще в студенческие годы преподаватели и коллеги замечали в нем не только страстное стремление к знаниям, но и желание проявить свои организаторские способности, которыми бывший деревенский паренек несомненно обладал. Это проявлялось в его активном участии в общественной жизни факультета, университета: член профкома, зам. председателя, председатель студенческого профкома университета. Да и позже, в зрелом возрасте А. О. Бороноев постоянно избирался на различные общественные должности — секретарь партийной организации философского факультета, председатель месткома преподавателей и сотрудников университета, член городского комитета партии. Эта организаторская «жилка», конечно, проявилась в его умении успешно руководить различными научными коллективами. после защиты докторской диссертации в 1980 г. его вскоре избирают зав. кафедрой философии для гуманитарных факультетов, а в 1987 г. избирают директором Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при университете. А когда возник вопрос об организации факультета социологии в университете, то первой кандидатурой на должность декана — организатора была выдвинута кандидатура Бороноева А. О. Таким образом, он является первым деканом факультета социологии Ленинградского — Санкт-Петербургского университета, одним из организаторов социологического образования в стране. Сегодня профессор Бороноев А.О. — признанный в стране и за рубежом специалист в области истории и теории социологии, этнической социологии. Им опубликовано свыше 350 научных работ, в том числе 4 монографии, 2 учебных пособия. Под его руководством подготовлено и защищено 61 кандидатская, 14 докторских диссертаций. Под его руководством и непосредственном участиикак автора издано свыше 20 коллективных сборников, в том числе такие, как «Проблемы теоретической социологии», вып. 1–10 (1994–2013); «Российская социология», вып. I, II, III, IV (1993–2005); «Человек в зеркале наук», вып. I, II (1991, 1993). Руководитель проекта «Русские социологи» (с 1997 г.); издано 11 томов книг М. Ковалевского, П. Сорокина, Н. Михайловского, Е. Де-Роберти, Н. Кареева, К. Тахтарева. С 1989 г. создал и возглавляет кафедру истории и теории социологии, является почетным председателем Социологического общества им. М. М. Ковалевского. Более 20 лет был председателем Диссертационного совета по защите докторских диссертаций. Член редсовета журнала «Социс», член редколлегии журнала «Журнал социологии и социальной антропологии» и многих других журналов. Бороноев А.О. является действительным членом Академии социальных наук, Академии гуманитарных наук, Российской академии естественных наук. Награжден орденами «Знак Почета», «Дружбы» и медалями. Имеет почетное звание Заслуженного деятеля науки России и академические медали П. Сорокина, Н. Кондратьева, В. Вернадского, Г. И. Петровского. Почетный профессор СПбГУ. Перечень читаемых курсов: Введение в социологию, Общая социология, Классики российской социологии, спецкурсы. Область научных интересов: теоретическая социология, этническая социология и антропология, история русской социологии.

Научные публикации

  • Основы этнической психологии» СПбГУ, 1991
  • «Россия и русские. Характер народа и судьбы страны» 2-ое издание, СПб. 2001 (в соавторстве)
  • «О понятиях «ОБЩЕСТВО» и «СОЦИАЛЬНОЕ» — Социс. № 8. 2003. (в соавторстве)
  • Проблемы личности: поиск социологического образа // сб. «Проблемы теоретической социологии», вып. 3, 2000.
  • М. Ковалевский и его научное наследие // Сб. «М. М. Ковалевский и русская общественная мысль», СПб. 2003.
  • «Сибирство» как форма территориальной идентичности // Сб. «Сибирь. Проблемы сибирской идентичности» СПб, 2003.
  • Территориальная ментальность и проблемы социокультурного развития региона // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб. 2007.
  • Социологические исследования в Ленинграде в 60–90 годы 20 века // Социс, № 6, 2008.
  • Российская социология: опыт и проблемы изучения // Социс. № 7, 2007.
  • Классики российской социологии. Учебное пособие. СПб. 2007 (в соавторстве).
  • Социологическое общество им. М. М. Ковалевского (К 90-летию со дня создания). СПб. 2007 (в соавторстве).
  • Социология и социологическое образование в Санкт-Петербургском университете: традиции и современность // Социс. № 8. 2005 (в соавторстве).
  • М. М. Ковалевский как социолог политики // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 3.
  • Поиск российской идентичности и евразийские идеи // Debay. Artes Liberales. T.VII, Warszavwa, 2013. 31–44 c.
  • М. В. Ломоносов о роли Сибири в развитии России. К вопросу о его геополитических взглядах // Вестник СПбГУ. Серия 12, вып.2, 2012, с.210–217.
  • Проблемы социологического образования и развития социологиченской культуры // Социология образования. № 10. 2011. С.28–35.
  • Ментальные процессы в условиях цивилизационного погрничья // Сб. «Debay IBI AL. T. IV, Warszavwa, 2011.
  • О динамике сибирской идентичности // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3.
  • Размышления по поводу отечественных социологических конгрессов // Вестник СПбГУ. Серия 12, вып. 3. Часть 1. 2009.

elmeevРодился Василий Яковлевич 18 января 1928 г. в Сузгарье Рузаевского района Мордовской АССР в крестьянской семье. Его родители Яков Герасимович и Дарья Петровна Ельмеевы были земледельцами, отец участвовал в Великой Отечественной войне. В 1945 г. Василий Яковлевич окончил с отличием Саранское педагогическое училище, поступил на философский факультет ЛГУ, окончил его в 1950 г. и аспирантуру того же факультета в 1953 г. Его учителями в университете были профессора М. В. Серебряков, В. П. Тугаринов, Б. Г. Ананьев. С 1949 г. работает в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете: 1949–1950 гг. — ст. лаборант; 1951–1957 гг. — ассистент (по совместительству и аспирант), преподаватель; 1957–1965 гг. — доцент; с 1965 г. — профессор философского факультета; 1965–1968 гг. — директор НИИ комплексных социальных исследований при ЛГУ; 1971–1984 гг. — заведующий кафедрой экономики исследований и разработок; 1984–1989 гг. — заведующий кафедрой прикладной социологии экономического факультета; 1989—1993 гг. — заведующий кафедрой прикладной и отраслевой социологии факультета социологии; 1993–1994 гг. — профессор этой кафедры; с 1994 г. — профессор кафедры экономической социологии факультета социологии.

В. Я. Ельмеев — организатор НИИ комплексных социальных исследований (1965), отделения и кафедры экономики исследований и разработок (1971), отделения и кафедры прикладной социологии (1984). Он — заслуженный деятель науки РСФСР (1988), действительный член Академии социальных наук, Петровской академии наук и искусств. В 1963 г. защитил докторскую диссертацию по философии «Главная производительная сила общества», в 1977 г. — по экономике «Экономика науки: теоретические основы». Сфера научных интересов Василия Яковлевича затрагивает проблемы философии, социологии и экономической теории. Он занимается исследованием методологических вопросов социального познания, проблемами социального развития и управления, воспроизводства человека и общества, социологией и экономикой науки, развитием человека как субъекта труда и главной производительной силы общества, трудовой теорией потребительной стоимости. В области социальной философии и социологии он разрабатывал теорию социального развития, ставшую основой осуществления на практике крупного исследовательского проекта по планированию и проектированию социального развития трудовых коллективов и регионов страны. В монографиях «Проблемы социального планирования» (Л., 1973), «Методологические основы планирования социального развития» (М., 1974) обобщены итоги прикладных социологических исследований и практика планирования социального развития. Награжден золотой медалью ВДНХ и дипломом лауреата объединения «Кировский завод». Продолжением этих исследований стала разработка воспроизводственной концепции развития общества, изложенная в монографии «Воспроизводство общества и человека» (М., 1988). Из проблем методологии социологической науки предметом его анализа стали вопросы превращения фундаментальной теории в прикладные формы, пригодные к применению на практике, методы конкретизации социологической теории, отличные от ее операционализации. Он предложил метод прикладного социального анализа, а также методы заключительного звена прикладных социальных исследований — социальной практики. Результаты этих исследований опубликованы в коллективных работах, выполненных под руководством В. Я. Ельмеева: «Фундаментальные и прикладные социальные исследования: методологические проблемы взаимодействия» (Л., 1988); «Прикладная социология: очерки методологии» (СПб., 1994; 1998); «Социология практики: методологические проблемы» (СПб., 1994). Завершает цикл его работ по методологии социологии монография «Социологический метод: теория, онтология, логика» (СПб., 1995), в которой излагается авторская концепция метода теоретической социологии на современном этапе развития, выявляется специфика социологического метода, обсуждается вопрос о предпосылках его превращения в единый, интегрированный метод социологической науки.

В экономической социологии и в экономической теории предметом его занятий были проблемы развития науки, научного труда, разделения умственного и физического труда, развития человека как производительной силы общества, разработки новой парадигмы экономической теории, ставящей человека в качестве цели и результата экономики. Он внес весомый вклад в создание политэкономической теории науки, обоснование превращения науки в непосредственную производительную силу, исследование социальной эффективности научно-технического прогресса (Наука и производительные силы общества. М., 1959; Основы экономики науки. Л., 1977). Изучение развития производительных сил, человеческого труда, науки, выходящих за рамки стоимостных отношений, привели к разработке новой парадигмы экономической теории — трудовой теории потребительной стоимости, представляющей собой новую основу для решения современных социальных проблем («К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества». СПб., 1999). Концепция и способы решения современных социально-экономических проблем рассмотрены в монографиях «Выбор нового курса» (М., 1991, в соавторстве) и «Уроки и перспективы социализма в России» (СПб., 1997, в соавторстве). В последнее время им опубликованы: «Теория и практика социального развития. Избранные научные труды» (СПб., 2004 г.); «Будущее за обществом труда» (СПб., 2003, в соавторстве) .

В области исследования труда основные результаты научной деятельности В. Я. Ельмеева обобщены в его крупной монографии «Социальная экономия труда» (СПб., 2007), оцененной научной общественностью как создание политической экономии труда, составляющей основание политической экономии в ее широком смысле (Экономист. 2007. № 12; Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 3.) В отличие от классической политической экономии, в которой труд представлен в его стоимостном выражении, и от теории предельной полезности, отвергающей труд, в монографии автора он исследуется как созидатель потребительной стоимости. В ней сформулирован закон движения потребительной стоимости на объективной трудовой основе: а) в противоположность закону стоимости, выражающему эквивалентность и обратимость общественных затрат труда и стоимости его результатов, закон потребительной стоимости предполагает превышение результатов труда над его затратами и их необратимость; б) труд и его результат в этом своем качестве приобретают экономическое определение потребительной стоимости, поскольку труд не имеет стоимости и не имеет стоимостного определения; в) труд и его результат в форме потребительной стоимости получают количественную меру не в затратах, а в экономии труда и рабочего времени. Потребительностоимостная теория труда позволяет решить ряд крупных проблем, не исследованных мировой экономической наукой и имеющих серьёзное практическое значение. Во-первых, преодолевается тезис о принципиальной несоизмеримости потребительных стоимостей как таковых без подведения их под меновую стоимость, под затратный принцип. Экономия труда, его высвобождение, измеренные в соответствующих единицах труда, являются более высокими соизмерителями потребительных стоимостей, чем затраты труда. Во-вторых, посредством трудовой теории потребительной стоимости получено обоснование возможности собственно экономического и социального развития общества, что не допускается принципом стоимостной эквивалентности затрат и результатов труда. В-третьих, в потребительностоимостном определении труд выявляет свою инновационную сущность, отрицаемую стоимостной парадигмой равновесности затрат и результатов труда.

Предложенные автором теоретические решения помогут на практике преодолеть растущий разрыв между стоимостным (номинальным) и потребительностоимостным (реальным) движением ВВП, обратить внимание хозяйственных органов на то, что и сегодня потребительная стоимость остается предпосылкой стоимости продукта, а потребительная стоимость рабочей силы — источником прибавочной стоимости. Благосостояние трудящихся может быть правильно оценено и реально обеспечено, если исходить из потребительной стоимости жизненных средств (потребительской корзины), которой в итоге определяется их стоимость (МРОТ). Всего В. Я. Ельмеевым опубликовано свыше 350 работ, из них 18 монографий, в 38 коллективных монографиях он принял участие как автор.

Научные публикации

  • Наука и производительные силы общества. М.: Соцэкгиз, 1959. 112 с.
  • Возрастание роли науки в строительстве коммунизма. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. 103 с. (Соавт. Корнеев М. Я.)
  • Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества. М.: Мысль, 1964. 317 с.
  • Коммунизм и преодоление разделения между умственным и физическим трудом. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. 144 с. (Соавт. Полозов В. Р., Рященко Б. Р.)
  • Комплексное планирование экономического и социального развития района. Л.: Лениздат, 1972.126 с. (Соавт. Рященко Б. Р., Юдин Е. П.)
  • Проблемы социального планирования. Л.: Лениздат, 1973. 151 с.
  • Методологические основы планирования социального развития. М.: Мысль, 1974. 167 с.
  • Основы экономики науки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 144 с.
  • Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1988. 235 с.
  • Выбор нового курса. М.: Мысль, 1991. 201 с. (Соавт. Долгов В. Г., Попов М. В.)
  • Прикладная социология: Очерки методологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994. 200 с.(Соавт. Овсянников В. Г.)
  • Социологический метод: Теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995. 144 с.
  • Трудовая теория потребительной стоимости — новая парадигма экономической науки. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 134 с.
  • Уроки и перспективы социализма в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 126 с. (Соавт. Долгов В. Г., Попов М. В.)
  • Прикладная социология. Очерки методологии. 2-е изд. исправ. и допол. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 200 с. (Соавт. Овсянников В. Г.)
  • К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 140 с.
  • Теория и практика социального развития. Избранные научные труды. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 400 с.
  • Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 576 с.

galaktionovРодился 21 ноября 1922 г. в Петрограде. Участник Великой Отечественной войны В 1949 году окончил философский факультет ЛГУ. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию на тему плехановской концепции русской материалистической философии XIX в. С 1952 года старший преподаватель кафедры истории философии ЛГУ, с 1955 года доцент. Докторская диссертация, написанная совместно с П. Ф. Никандровым, — «История русской философии», защищена в 1966. Заведующий кафедрой истории философии ЛГУ (1968), профессор (1970). Взгляды мыслителей Киевской Руси Галактионов относил к предыстории русской философии. Саму же историю начинал со средневековых ересей и антицерковных движений. В XVIII веке русская философия обособилась от религии. Большую роль в становлении философии сыграло шеллингианство и «гегелизм».

Заведующий кафедрой истории философии ЛГУ (1968), профессор (1970). В 1979–1989 — заведующий кафедрой философии Ленинградского сельско-хозяйственного института. С 1989 профессор факультета социологии СПбУ.

С 1956 почти двадцать лет Галактионов работал в постоянном творческом содружестве с П. Ф. Никандровым. Им принадлежит заслуга создания одной из первых марке монографий по истории русской философии (1961). На ее основе был написан более совершенный вариант — книга «Русская философия IX–XIX веков» (Л., 1970). Утверждая, что развитие русской философии подчинено общим закономерностям историко-философского процесса, авторы предлагают также решение проблемы ее национальных особенностей. Они определены существованием русской мысли в различных социокультурных обстоятельствах одной феодально-крепостнической формации. По-своему повторив основные моменты теоретического содержания европейской мысли, русской философии заявляет о своей самостоятельности в 40-е гг. XIX в., а с 60-х гг. оказывает все большее влияние на славянские страны и приобретает авторитет в передовых странах Европы. Научная ценность, гуманизм, гражданственность и социально-политическая актуальность русской мысли обретены ею в поисках ответов на насущные вопросы жизни. Главным и наиболее оригинальным направлением русской философии является материализм. Обе книги предварялись очерком историографии русской философии.

После смерти П. Ф. Никандрова Галактионов предпринимает второе издание этой книги («Русская философия IХ–ХIХвв». Л.,1989). Здесь Галактионов усиливает внимание к национальным особенностям русской мысли, полагая, что с 40-х гг. XIX в. она становится «главным стволом мировой философской мысли, параллельным марксизму», а с началом XX в. она превращается в центр марксистской мысли, которая «сняла» научное, диалектико-материалистическое направление русской философии как одного из родников ленинизма. При этом русский идеализм играет роль «важнейшего запасника» идей западной буржуазной философии XX в. Во втором издании Галактионов также указал на плодотворные исследовательские возможности, открывающиеся при обращении к «сквозным», т. е. проходящим через несколько периодов, теоретическим конструктам и темам (теория естественного права, место России во всемирно-историческом процессе, органическая теория и т. д.).

Другим написанным вместе с П. Ф. Никандровым исследованием была монография «Идеологи русского народничества» (Л., 1966), в которой восстанавливалось историческое место философии и социологии революционных народников как предшественников российской социал-демократии.

Первыми из советских исследователей Галактионов и П. Ф. Никандров предложили позитивную интерпретацию славянофильства, увидя его специфику главным образом в решении историческо-социологических вопросов — об общине, об особом пути России, о государстве, что получило новое звучание у революционных демократов (Историко-социологические взгляды К. С. Аксакова // В. ЛГУ. 1965. № 17. Серия экономика, философия и права. Вып. З; Славянофильство, его национальные истоки и место в истории рус мысли // «Вопросы философии» 1966. № 1).

В последние годы Галактионов исследовал перипетии органической теории в русской мысли, что получило свое выражение в ряде статей и особенно во вступительной статье к книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», к шестому ее изданию, подготовленному им.

Научные публикации

  • Критика методологии Г. В. Плеханова в его работах по истории русской материалистической философии XIX в.// Уч. зап. ЛГУ. 1955. № 168. Сер. филос. наук. Вып.5.
  • О месте Л. Н. Радищева в русском освободительном движении. [В соавт.]// «Вопросы философии» 1956. № 3.
  • Насущные задачи развития русской философии. [В соавт.] // В. ЛГУ. 1956. № 23. Серия экономики, философии и права. Вып 4.
  • О серьезных недостатках в освещении отечественной философии. [Совм. с П. Ф. Никандровым и В. П. Федотовым]// «Вопросы философии» 1956. № 6.
  • История русской философии. Л., 1961. (в соавт. с П. Ф. Никандровым).
  • Добролюбов. [В соавт.]// Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962.
  • Роль Г. В. Плеханова в распространении марксизма в России // Распространение идеи марксистской философии в Европе. Л.,1964.
  • Идеологи русского народничества. Л., 1966. (в соавт. с П. Ф. Никандровым).
  • Методологические проблемы истории русской философии. [В соавт.]// «Философские науки» 1966. № 4.
  • Философские и социологические учения революционного и либерального народничества. [В соавт.] // История философии в СССР. В 5 т. Т.З.
  • Л. И. Мечников и его историко-со-циологическая концепция // «Философские науки» 1966. № 6. [В соавт.].
  • Из истории раннего русского социализма. [В соавт.] // В. ЛГУ. Серия экономики, философии и права. Вып.1. 1968. № 5.
  • Русская философия IX–XIX веков. Наука. Ленинградское отделение 1970. — переиздано в 1989. (в соавт. с П. Ф. Никандровым).
  • «Органицизм» и социализм М. В. Буташевича-Петрашевского // Социальная революция. Вопросы теории. Л., 1989.
  • Социальный реализм и утопизм В. Г. Белинского // Философия и освободительное движение в России. Л., 1989.
  • М. М. Ковалевский: к вопросу о русских источниках плюралистической социологии // М. М. Ковалевский в истории российской социологии и общественной мысли. СПб., 1996.
  • Русская социология IX–XX веков. Учебник. СПб.: Лань, 2002.

Ю. Н. Емельянов родился 23 июня 1933 г. в Кисловодске. В молодости он работал экскаваторщиком, машинистом башенного крана, участвовал в освоении целинных земель, учился на филологическом факультете Ленинградского университета, затем в Пятигорском пединституте, который окончил в 1958 г. После окончания вуза был учителем и завучем в ленинградских школах, затем трудился в ЦНИИ технологии судостроения. Весь этот многообразный и сложный жизненный путь не случайно привел его в социально-психологическую науку.

С 1971 г. Ю. Н. Емельянов начал публиковать статьи и брошюры по проблемам социальной психологии. С 1972 г. работал в Ленинградском университете преподавателем на факультете психологии и более 13 лет — старшим научным сотрудником в лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В Ленинградском университете он защитил кандидатскую (1976) и докторскую (1991) диссертации по социальной психологии.

Круг научных интересов Ю. Н. Емельянова был связан прежде всего с проблемами руководства в трудовых коллективах, с применением активных методов обучения руководителей и специалистов эффективному деловому общению, совершенствования коммуникативной компетентности и организаторского потенциала. Постепенно разработка этой проблематики переросла в концепцию общего социально-психологического обучения. Ю. Н. Емельянов был одним из пионеров внедрения активных социально-психологических методов в отечественную практику. Вся эта тематика отразилась в его книгах и учебных пособиях: Руководитель и коллектив. Л., 1974 (в соавторстве); Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983 (в соавторстве); Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985; Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.

В последние годы Ю. Н. Емельянов с большой увлеченностью занимался разработкой общих и психологических проблем культурантропологии. Он стал одним из создателей и первым заведующим кафедры культурантропологии на факультете социологии Санкт-Петербургского университета (см. его работу «Введение в культурантропологию». СПб., 1992, а также серию статей в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» и сборниках).

В 1993 г. Культурная антропология была зарегистрирована как научная специальнгость, и в этом также большая заслуга Ю. Н. Емельянова.

Научные публикации

  • Подбор и подготовка руководящих кадров в промышленности. Л., 1967.
  • Эффективность научно-исследовательского труда. Организационно-кадровые вопросы. Л., 1970.
  • Руководство трудовыми коллективами. Л., 1972.
  • Проблемы руководства и организационный климат. Л., 1972.
  • Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л. 1974. (в соавторстве).
  • Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга (в соавт.), 1983;
  • Активные методы социально-психологической подготовки руководителей и специалистов. Л., 1984.
  • Активное социально-психологическое обучение. Л., Изд-во ЛГУ, 1985.
  • Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие. Л., Изд-во ЛГУ, 1991.
  • Введение в культурантропологию, 1992 (в соавт.с Л. А. Карпенко, В. Е. Семеновым).
  • Основы культуральной антропологии. СПб. 1994.

lisovskiyВ. Т. Лисовский принадлежит к когорте ученых, которые возрождали в 1960-е гг. социологическую науку в нашей стране. Эти годы были в сфере общественных наук временем глубоких, поистине тектонических сдвигов. Социология была на острие развития социальных и гуманитарных исследований. Именно тогда закладывались концептуальные основы изучения советского (российского) общества с использованием количественных методов, разрабатывались и шлифовались методики исследования. Результаты этих исследований и сегодня не потеряли значения. Владимир Тимофеевич Лисовский, был в гуще этих событий, принимая участие в реализации многих и многих исследовательских проектов.

Вся жизнь Владимира Тимофеевича была связана с работой среди молодежи. Еще во время учебы в ленинградском Юридическом институте им. М. И. Калинина, который он окончил с отличием в 1953 г., он работал старшим пионервожатым 190-й школы, преподавал историю, был инструктором Дзержинского РК ВЛКСМ г. Ленинграда. С 1953 г. по 1961 г. работал воспитателем общежития строителей, помощником начальника управления, освобожденным секретарем партбюро 20-го строительного управления треста № 101 Главленинградстроя. Работая в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований ЛГУ (НИИКСИ), он проводит исследования по молодежной проблематике.

В 1967 г. В структуре НИИКСИ им была создана лаборатория социологических исследований проблем молодежи и студенчества, руководителем которой он был в течение двадцати пяти лет. Им обосновано и развито важное научное направление — социология молодежи. Под его научным руководством проведены крупномасштабные исследования по проблемам молодежи и образования в нашей стране, в частности «Динамика ценностных ориентаций молодежи» и «Молодежь России на пороге XXI века». В 1979 г. за цикл работ по социальным проблемам молодежи В. Т. Лисовскому была присуждена премия Ленинского комсомола, а в 1980 г. — Димитровского комсомола Болгарии.

В. Т. Лисовский был делегатом пяти Всемирных социологических конгрессов (Варна, Торонто, Упсала, Мехико, Билефельд). Владимир Тимофеевич является признанным авторитетом как в России, так и за рубежом в области исследований проблем молодежи и высшей школы. Он автор свыше двухсот научных работ, в том числе двадцати монографий, часть которых переведена на иностранные языки.

В 1993 — 1999 гг. Владимир Тимофеевич был директором НИИКСИ. В эти трудные для российской науки годы он сумел сохранить институт, сохранить кадровую основу коллектива института. При его активном участии НИИКСИ вошел в состав вновь образованного Учебно-научного центра социологии: факультет социологии — НИИКСИ (УНЦ СПбГУ) и тем самым получил новый импульс дальнейшего развития.

С 1999 г. В. Т. Лисовский — профессор факультета социологии СПбГУ и одновременно главный научный сотрудник НИИКСИ. Поистине безгранична его преподавательская, педагогическая деятельность, где он находил благодарных слушателей и верных последователей. Под его руководством защищено 30 кандидатских и 10 докторских диссертаций.

Владимир Тимофеевич был не только ученым и преподавателем. Блестящий лектор, он был также публицистом, активным пропагандистом социологических знаний, борцом за высокие нравственные идеалы. Большая педагогическая и воспитательная работа В. Т. Лисовского отмечена наградами: медалью «В память 250-летия Ленинграда», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». В 1995 г. награжден знаком «Отличник народного просвещения России». В 1993 году избран действительным членом Международной академии наук высшей школы, а в 1994 году — действительным членом Академии гуманитарных наук. В марте 1993 года избран членом-корреспондентом Российской Академии образования, а в 1998 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки России».

Являясь вице-президентом Российской ассоциации социальных педагогов и социальных работников, а также председателем Союза социальных педагогов и социальных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, В. Т. Лисовский вел большую организаторскую и научно-педагогическую работу по подготовке кадров социологов, социальных педагогов и социальных работников.

Оценив личные заслуги перед городом Санкт-Петербургом, редакционная коллегия ежегодника «Синие страницы Петербурга» удостоверила, что В. Т. Лисовский являлся одним из наиболее влиятельных и известных людей Санкт-Петербурга за 1998 год.

Научные публикации

  • Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодежи. — М.: Молодая Гвардия, 1969.
  • Лисовского В. Т., Иконникова С. Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. — Л., 1969.
  • Лисовского В. Т., Дмитриев, А В. «Личность студента». — Л.:ЛГУ, 1975.
  • Лисовский, В. Т. Что значит быть современным / В. Т. Лисовский. — М.: Политиздат, 1976. — 159 с.
  • Лисовский В. Т. «Что значит быть современным?». — М.: Политиздат, 1978.
  • Лисовского В. Т., Иконникова С. Н. «На пороге гражданской зрелости» — Л.: Лениздат, 1982.
  • Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1985. — 224 с.
  • Лисовский, В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. / В. Т. Лисовский. — М.:Высшая школа, 1990.
  • Выпускник 80-х: Социологический очерк / ; Ред. В. Т. Лисовский, У. Штарке. — Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1990. — 204 с. — (Человек и общество; Вып. 26).
  • Лисовский В. Т. Социология молодежи. — СПб.:Санкт-Петербургский университет, 1996. — 361 с.
  • Лисовский А. В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. — Мурманск, 1994.
  • Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб.пособие / В. Т. Лисовский. — СПб.: СПбГУП, 2000. — 508 с. — (Библиотека гуманитарного университета; Вып.11).

skvortsovСкворцов Н.Г. родился 4 октября 1955 года. В 1980 году окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат философских наук (1984), доктор социологических наук (1998). Профессор (1999). Работал заводским социологом, старшим научным сотрудником, заместителем директора НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, директором Центра гуманитарных исследований и социальных прогнозов СПбГУ, доцентом Факультета социологии СПбГУ. Декан Факультета социологии (с 2000 г.), директор Центра изучения Германии и Европы (с 2004 г.), проректор по научной работе СПбГУ (2008–2013 гг.). Область научных интересов — этнические исследования, социальная / культурная антропология (в 1994–2004 гг. руководил кафедрой культурной антропологии и этнической социологии, в 2004–2010 гг. — кафедрой сравнительной социологии), межкультурная коммуникация. Является автором двух монографий, более 60 научных статей, автором и редактором трех учебников по социологии и учебника по культурной антропологии. Председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при СПбГУ. Председатель Социологического общества им. М. М. Ковалевского, вице-президент Российской социологической ассоциации, член Международной социологической ассоциации. Является ответственным редактором по социологии «Вестника Санкт-Петербургского университета» (Серия 13), членом редколлегий ряда отечественных научных журналов по социальным наукам.

Отмечен нагрудным знаком Министерства образования и науки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2004 г.), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

shpakovaРодилась Римма Павловна в 1939 г. в Ленинграде, пережила блокаду. Из семьи старинного рода новгородских дворян, обратившихся с началом развития русского капитализма к активной предпринимательской деятельности. Семья состояла из четырех человек. Во время Великой Отечественной войны отец занимался организацией перевозок военных грузов в действующую армию, в составе которой находился, несмотря на ранения, вплоть до последних дней войны.

Среднее образование получила в обычной ленинградской школе, в которой, однако, занятия вели преподаватели университета и потому уровень обучения был очень высоким. Выбор дальнейшего пути не составлял трудностей: решение было принято уже в пятом классе средней школы, целью был философский факультет.

Поступить на философский факультет университета удалось пройдя огромный конкурс — 15 человек на место. В процессе обучения постоянно и с удовольствием вела научную работу — участвовала в деятельности студенческого научного общества, писала научные исследования, которые неоднократно выдвигались на конкурсы. Особо интересным стал процесс обучения, когда курс «История западной социологии» стал читать профессор И. С. Кон. Под его научным руководством — была подготовлена дипломная работа «Проблемы социальной стратификации в социологии ФРГ», а позже защищена кандидатская диссертация «Основные аспекты социологии Макса Вебера». Это было первое диссертационное исследование, посвященное научной деятельности классика мировой социологии. В 1982 г. была защищена докторская диссертация «Основные направления современной социологии ФРГ». На философском факультете Р. П. Шпакова прошла все ступени преподавательской служебной лестницы — ассистент, доцент, профессор. В 1989 г. Р. П. Шпакова как известный специалист по истории и теории западной социологии была приглашена на кафедру теории и истории социологии факультета социологии.

Первая публикация Риммы Павловны 1967 г. «Макс Вебер и проблемы западной рациональности» была переведена и опубликована в США. В 1976 и 1978 гг. ее приглашали читать курсы истории социологии в ФРГ. В 1995 г. (и позже) ее публикации появились в объединенной Германии. Была приглашенным профессором Гамбургского университета и в течение 10 лет ежегодно читала там лекции. Р. П. Шпакова была прекрасным педагогом, имела много учеников, подготовила около 40 кандидатов и докторов наук. Она создала Санкт-Петербургскую школу изучения западной социологии, которая высоко ценится в России и за рубежом. С ее мнением считаются многие западные ученые, особенно немецкие. Она была прекрасным знатоком истории и теории социологии Германии. Р. П. Шпакова активно публиковалась в европейских изданиях и была инициатором нескольких совместных фундаментальных изданий. Среди них книги «Немецкая социология», где она была автором и руководителем российско-германского коллектива авторов, «St. Petersburger Beitraage zur Sociologie» и т. д. Р. П. Шпакова своей активной деятельностью способствовала становлению факультета социологии С.-Петербургского университета и социологической культуры молодых социологов. Традиции и результаты ее творческой деятельности очень важны для развития отечественного социологического знания и продолжаются на факультете социологии СПбГУ и в других вузах, где работают ее ученики.

У Риммы Павловны Шпаковой свыше 200 публикаций. Основная тематика — современная западная социология, история немецкой социологии, современная социология Германии.

За научную и общественную деятельность Р. П. Шпакова — имела награды и поощрения, в том числе зарубежные. Ей были присвоены звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».

Научные публикации

  • Макс Вебер и проблема «западной рациональности» // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1968. Вып. 3.
  • Max Weber und Karl Marks // Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. 1968. N 11.
  • Проблема власти в немецкой социологии // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1970. Вып. 4.
  • Проблемы капитализма в социологии религии М. Вебера // Вестн. Ленингр. ун-та. 1971. Сер. 6. Вып. 4.
  • Бюрократия в социологии М. Вебера // Проблемы борьбы с буржуазной идеологией. Вып. 3. Л., 1975.
  • Дискуссии о классовой структуре общества в социологии ФРГ // Вестн. Ленингр. ун-та. 1980. Сер. 6. Вып. 1.
  • Тупики социологической теории в ФРГ: Критика основных направлений буржуазной теоретической социологии. Л., 1981.
  • Поведенческая социология в ФРГ // Социологические исследования. 1982. № 1.
  • Проблемы социального познания в концепции идеальных типов М. Вебера // Вопросы философии. 1985. № 3.
  • Die verhaltensteoretische Soziologie: eine neue Per-spektive der Soziologie in der BDR // Beitraege zur Kritik der buergerlichen Philosophie und Gesellschaftstheorie. Halle (Saale), 1985.
  • Кризис теоретико-методологических оснований буржуазной социологии в ФРГ // Вопросы философии. 1986. № 8.
  • Типы лидерства в социологии Макса Вебера // Социологические исследования. 1988. № 5.
  • Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5.
  • Проблемы харизматической власти в социологии права М. Вебера // Советское государство и право. 1988. № 11.
  • Проблемы диалога в философии // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1990. Вып. 1.
  • Социология «республики без республиканцев» // Социологические исследования. 1991. № 9.
  • Проблемы теории в современной западной социологии // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1991. Вып. 2.
  • Западная социология: история и развитие // Социально-политический журнал. 1992. № 10. Из классического социологического наследия // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1992. Вып. 4.
  • Макс Вебер о проблеме ценностей в социальном знании // Проблемы теоретической социоло-гии / Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1995.
  • Marke: kein Sterben im Frost // Jahrbuch fuer Markentechnik. Hamburg, 1995.
  • Фердинанд Теннис. Забытый социолог? // Соци-ологические исследования. 1995. № 12.
  • Российские реформы глазами Макса Вебера // Политические исследования. 1995. № 3.
  • Max Weber. Gesamtausgabe, Tuebingen. Bd 6. 1995 (подготовка к изданию найденного неизвестного письма М. Вебера).
  • Российское реформаторство глазами Макса Ве-бера // Уроки Макса Вебера. М., 1995.
  • Макс Вебер сегодня // Социологические иссле-дования. 1995. № 10.
  • Sankt-Petersburger Beitraege zur Sociologie. Ham-burg, 1995 (отв. редактор).
  • Макс Вебер, прочитанный сегодня. СПб., 1997 (отв. редактор).
  • Gesellschaften in Europa. Kurseinheit 3: Russland. Hagen, 1997 (в соавторстве).
  • Вместе с Контом и вопреки ему // Социологиче-ские исследования. 1999. № 3.
  • Игра в кости, или Завтра было вчера? // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2.
  • Роль фундаментальных социологических ис-следований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении гражданского об-щества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 1.
  • Теоретическая социология в России // Социоло-гическое обозрение. 2003. Т. 3. № 3.
  • Макс Вебер о становлении гражданского общества в России // Социологические исследования. 2003. № 3.
  • Немецкая социология. СПб., 2003 (отв. редактор).
  • Макс Вебер и Владимир Ленин: аграрный вопрос (1892–1893) // Социологические исследования. 2005. № 11.
  • Макс Вебер и современная социология. Сборник, посвященный памяти Р. П. Шпаковой. СПб., 2008.

Памяти друга и учителя

27 мая 2011 г. ушел из жизни талантливый ученый, наш коллега, друг и учитель Юрий Николаевич Пахомов. Он немного не дожил до своей пятьдесят четвертой годовщины. Кажется, такой небольшой срок, чтобы успеть сделать многое в жизни!.. Эти слова могли бы относиться к кому угодно, но только не к Юрию Николаевичу! Он ушел от нас в самом расцвете творческих сил, показав своей жизнью достойный пример служения науке и просвещению. Вспоминая его научные достижения, мы без преувеличения можем назвать сегодня Юрия Николаевича Пахомова классиком XXI века в области такой науки, как социальная экология, а его имя поставить в один ряд с именами тех ученых, чьи идеи он развивал: Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского.

Судьба распорядилась так, что авторы данной статьи значительную часть своего жизненного пути прошли плечом к плечу с Юрием Николаевичем. Один из нас знал его и дружил с ним еще со времен философского факультета, у второго — Ю. Н. Пахомов был научным руководителем в студенческие годы на факультете социологии. Мы были не просто коллегами, нечто большее, человеческое, объединяло нас с ним. Поэтому, пользуясь любезно предоставленной возможностью, мы хотели бы еще раз вспомнить Юрия Николаевича, осветив основные вехи его биографии и некоторые научные идеи.

Ю. Н. Пахомов родился 5 августа 1957 г. в городе Выборге, в семье военнослужащего.

В начальную школу пошел в Ленинграде, окончил среднюю школу в 1974 г. в Гремихе (военный городок в Мурманской области). Вместе с родителями жил на севере в Североморске, Западной Лице, где проходил службу его отец — капитан первого ранга Пахомов Николай Васильевич.

С 1971 г. по 1986 г. член ВЛКСМ.

В 1975–76 гг. — служба в армии.

В 1976 г. поступает в Киевское высшее военное училище, откуда вскоре комиссуется в связи с травмой позвоночника.

В 1977 г. поступает в ЛГУ им. Жданова на философский факультет. Обучение Юрия Николаевича на философском факультете совпало с формированием первой в истории университета учебной группы по специализации «прикладная социология», в число студентов которой он попал. Этот факт впоследствии оказал серьезное влияние на формирование его карьеры.

После окончания университета в 1982 г. Ю. Н. Пахомов был зачислен в аспирантуру, которую закончил в 1985 г., защитив кандидатскую диссертацию на тему «Аграрная политика КПСС как составная часть стратегии развитого социализма». В этом же году был зачислен на должность ассистента кафедры теории научного коммунизма.

С 1987 г. по 1991 г. — член КПСС.

Ю. Н. Пахомов стоял у истоков создания факультета социологии и кафедры теории социального развития человека и общества (впоследствии кафедры социологии политических и социальных процессов), на которой начал работать с 1990 г.

В 2003 г. защитил докторскую диссертацию по социологическим наукам на тему «Экочеловек как субъект социоприродного развития».

Прошел путь от ассистента до профессора кафедры. Был зам. декана по вечернему и заочному отделениям, секретарем приемной комиссии факультета, первым заместителем ответственного секретаря Центральной приемной комиссии университета. Являлся членом Ученого совета факультета социологии.

35 лет жизни отдал университету, имеет более 45 печатных работ, стажировался в Германии, Греции, Португалии.

Ю. Н. Пахомов обосновывал взгляд на предмет социологии как науки, не замыкающейся на факторах поведения людей, но имеющей широкие основания в изучении взаимодействия социальных систем, человека и окружающей среды. «Одной из основных функций социологии как науки является осмысление и оценка не только социальной действительности, — писал он, — но и взаимодействие человека и общества с окружающей природной средой». В этом подходе большую ценность для теории и практики имеет выделение в качестве отраслевой социологической дисциплины социальной экологии, изучающей взаимодействие общества с социоприродным окружением. Объектом ее изучения выступает социально-экологическая система, в изучении специфики которой ставятся задачи выработки комплекса мер по восстановлению природной среды и оптимизации отношений между человеком, обществом и природой. Именно социоприродные отношения составляют особый предмет социальной экологии, соединяют элементы разного профиля в динамическую систему. Различные аспекты социоприродных отношений изучаются социальной экологией в проблемном срезе развития современного общества, с использованием данных различных экологических дисциплин. Безусловно, несмотря на то, что мы рассматриваем социальную экологию как отрасль социологии, это знание междисциплинарное. Социальная экология более широкое знание, включающее и философию, и географию, и экономику, и право. Но, как принципиально отмечал Ю. Н. Пахомов, базовой наукой остается социология, поскольку объектом ее является общество как социально-экологическая система, а предметом комплекс социоприродных отношений, формируемый из особенностей данной системы.

В предметном поле социальной экологии особый интерес для Ю. Н. Пахомова представлял феномен экочеловека как нового типа личности, обладающего не просто развитым экологическим осознанием, но целостным мировоззрением, в котором социальная картина мира неразрывно связана с миром природы. Человек — связующий элемент социально-экологической системы, поскольку как существо биосоциальное объединяет в себе «обе стороны» системы и органично входит в деятельность каждого ее элемента. С одной стороны человек преобразует природу в аспектах функционирования всех общественных сфер: экономической, политической, этносоциальной, социокультурной. С другой стороны человек сам испытывает последствия «вторжения» в природу, адаптируясь к изменениям окружающей среды, в том числе к условиям ухудшающейся экологической обстановки. Человек является своеобразным индикатором состояния социально-экологической системы. В современном постиндустриальном обществе человек постепенно приобретает приоритет экологических потребностей. А основной задачей воспитания и образования становится формирование личностного «стержня», поддерживающего в человеке такие качества как:

  • целостность мировоззрения;
  • синкретичность сознания и мышления;
  • свободу мысли и творчества;
  • стремление к самореализации и активность личности;
  • потребность жить в единстве и гармонии с окружающими людьми и природой.

Отсутствие такого «стержня» формирует у человека неясную и неполную картину мира, лишает его понимания направленности и целей развития общества. Поэтому Ю. Н. Пахомов делает вывод о том, что для изменения данной ситуации необходима объединяющая идея, своеобразный идейный базис общественного развития и соответствующая этой идее иерархия системы ценностей. Такой теоретический базис он видит в переосмысленных современной социологией идеях антропокосмизма, ноосферогенеза и концепции устойчивого развития. Выделение общих, объединяющих эти концепции взглядов и теоретических положений, пронизанных идеями целостного восприятия мира и социоприродного развития, позволяет, на взгляд Ю. Н. Пахомова, разрешить проблему коэволюции человека, общества и природы. Более того, он обосновывает, что социально-экологические и социально-этические воззрения русских антропокосмистов: Н.Ф Федорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского органично сочетают в себе как теоретический, так и прикладной аспект и могут послужить предпосылками для разработки методологических основ формирования экочеловека. Конечная цель этого формирования — гармонизация всего комплекса отношений в социально-экологической системе, устойчивое, сбалансированное развитие этой системы, которое позволит избежать экологической катастрофы.

Закончить обзор творчества Ю. Н. Пахомова можно цитатой из его последней статьи с проф. В. Т. Пуляевым о том, что «социоприродная этика и новое экологическое мышление, являются основами глобальной идеологии естественного бытия цивилизации, т. е. развития человека и общества, не противостоящего законам природы, а, наоборот, согласующегося с ними. Улучшать качество жизни, поддерживать оптимальные условия жизнедеятельности, жить дольше, делать больше и думать лучше ― вот цель всех людей на Земле!».

Однажды Юрий Николаевич показал нам письмо, полученное откуда-то из российской глубинки. Писала женщина, учитель средней школы. Она благодарила Юрия Николаевича за его книгу и саму идею экочеловека, на основе которых она создала для учеников своей школы клуб, который так и называется: «Экочеловек».

Подобный пример — лучшее выражение того, что скрывается за скупыми строками «практическая значимость диссертации». И это самое яркое подтверждение тому, что заложенные Юрием Николаевичем Пахомовым идеи уже дали свои первые ростки.

P. S. Авторы благодарят Светлану Владимировну Пахомову за предоставленные тексты и материалы.

Мельников Е.Г., Савин С.Д.

Памяти коллеги и товарища

2 ноября 2021 г. внезапно ушел из жизни наш коллега и товарищ, доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Анатольевич Сибирев. Известие об этом огорчило коллег и дало повод поделиться некоторыми воспоминаниями, связанными с его ролью в преподавании и совместных исследованиях на факультете социологии СПбГУ.

Он многое успел сделать в жизни, на факультете, в социологии, в обучении студентов, в сотрудничестве и в контактах с коллегами по работе. К сожалению, часть исследований проблем нашего общества, в которых он участвовал, будут завершены уже без него, а новые будут начаты также без его участия. Однако те результаты, которые получены в социологии вместе с ним, остаются востребованными. Его журнальные статьи продолжают читать и использовать в работе, их цитируют. Получается, что наш коллега, как и многие, не ушел из социологии, а продолжает действовать, его мысли продолжают жить.

Владимир Анатольевич Сибирев родился в Ленинграде в 1961 г. в семье университетского профессора экономики. Он провел детство в академической среде, создаваемой коллегами по работе его отца. В 1987 г. окончил математическую школу в Ленинграде, обеспечившую ему глубокое профильное знание, владение количественными методами математических описаний общественных процессов, которые он применял творчески.

Поступив на экономический факультет Ленинградского государственного университета, он не только успешно окончил учебу в 1983 г., но и в 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию о применении математических методов в долгосрочном прогнозировании развития непроизводственных отраслей нашего региона, с 1987 г. — кандидат экономических наук. С момента основания факультета социологии, с 1989 г. он работал на кафедре социального анализа и математических методов в социологии ассистентом, старшим преподавателем, затем доцентом, с 2017 г. был членом ученого совета факультета социологии.

Он был открытым, инициативным человеком, всегда готовым помочь коллегам, студентам и аспирантам, всем, кто встречался ему на жизненном пути.

Профессор Николай Александрович Головин вспоминает:

Наше знакомство с Владимиром Анатольевичем произошло в один из осенних вечеров в год основания факультета социологии СПбГУ (1989), когда он исполнял обязанности заместителя декана по вечернему и заочному отделениям, рассматривая устные обращения студентов к нему. Впечатляла оперативность и неформальный характер его помощи в решении текущих трудностей студентов-вечерников первого учебного года в интеграции в учебу.

Более тесное знакомство с ним как с коллегой и специалистом своего дела в социологии состоялось лишь в 1998 г., но продолжалось до его последних дней. В те годы наша социология развивалась не менее интенсивно, чем сейчас, в годы реформы всей системы высшего образования. Тогда была начата интеграция российских социологических исследований в мировую науку. В связи с этим движением в инициативном порядке мы совместно взялись за разработку учебного предмета под названием «Учебное исследование».

Замысел состоял в том, чтобы повторить со студентами, записавшимися на этот учебный курс по своему выбору и интересу, какое-то важное исследование известного социолога, начиная с его адаптации и кончая опубликованием полученных результатов. Ожидалось, что студенты, пожелавшие освоить такой учебный курс, быстрее приобретут исследовательские навыки, как теоретического, так и прикладного характера. После обсуждения нескольких известных в социологии эмпирических исследований как образцов, наш выбор пал на поисковое исследование немецкого социолога Ю. Хабермаса «Студент и политика» (1961), которое мы реализовали как проект сравнительного с коллегами из немецкого Университета Билефельда изучения политических и жизненных установок студентов, собрав данные в России, а немецкие коллеги — в Германии. Опубликованная вместе с В.А. Сибиревым журнальная статья по итогам проекта (1998) стала в наших списках научных публикаций самой цитируемой, следовательно, наиболее востребованной в социологии. В рамках этого предмета, мы выполнили еще несколько крупных исследований, вошедших в социологию во многом благодаря анализу эмпирических данных доцентом Сибиревым.

Однако более важным результатом нашей совместной работы в этом учебном исследовании стали студенты, многие из которых ныне — профессионально успешные социологи.

sibirev sibirev so studentami
Доцент В.А. Сибирев на кафедре социального анализа и математических методов в социологии Доцент В.А. Сибирев (в центре снимка) со студентами-участниками исследовательского проекта «Верификация общей теории социальных систем Н. Лумана (на материалах латентных рекламных посланий)», направленного на стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». 2010 г.

Для подготовки социолога нужны усилия специалистов всего факультета в течение нескольких лет. Тем не менее, на фоне работы всего преподавательского состава учебного подразделения вклад доцента Сибирева не теряется: он преподавал статистические методы обработки социологической информации. В этом деле у него, наверное, не было равных на факультете. Он занимался своим делом увлеченно, работал быстро, уверенно, творчески решая трудные задачи, раскрывая социальный смысл количественных эмпирических данных, то есть внося то, о чем сами статистические описания социальных фактов выразить не могут. Он учил студентов сложным методам статистического анализа материала. Более того, многие коллеги на факультете и в городе обращались к нему за консультациями в связи с этим.

В таком сотрудничестве шли годы и десятилетия. После того, как нами вместе было выполнено еще два крупных исследования: анализ протестного движения общественности в Санкт-Петербурге по поводу решения о передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви и факторов его успеха (2017–2018 гг.) и исследование уровня счастья в российском обществе на фоне стран Европы, его дифференциацию по поколениям, наше сотрудничество внезапно оборвалось.

Доцент Румия Кямильевна Тангалычева вспоминает:

Я познакомилась в Владимиром Анатольевичем Сибиревым в 2003 г. В 2011–2013 гг. мы вместе работали над реализацией проекта «Верификация общей теории социальных систем Н. Лумана (на материалах латентных рекламных посланий)». У нас сложилась творческая группа, включавшая преподавателей, аспирантов и студентов факультета. Мы регулярно собирались вместе — один раз в неделю, а то и чаще — за круглым столом и обсуждали теоретические, методологические и эмпирические аспекты проекта, провели затем целый ряд количественных и качественных исследований, проверив применимость теоретического описания социальной коммуникации немецкого социолога Н. Лумана к содержанию рекламы в российском обществе потребления.

Каждый участник готовил доклад по определенной теме проектного задания. При этом использовались результаты анализа эмпирических данных, подготовленные доцентом Сибиревым для всего исследовательского проекта. По результатам этой работы многими студентами вместе с преподавателями были опубликованы статьи в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета». В них шла речь о разных способах верификации сложных теорий общества, моделировании социальной коммуникации, связи между стилями жизни латентным содержанием рекламы.

Годы над проектом вместе с Владимиром Анатольевичем запомнились как прекрасное, творчески насыщенное время. Мы собирались со студентами по вечерам после учебных занятий, и в неформальной обстановке обсуждали многие вопросы социологии, порой даже весьма абстрактные, но, как я помню, никто не спешил домой. Уходили с факультета в ранних осенних сумерках, шли вместе к станции метро, или кто-то подвозил других на машине. Время шло быстро. Сейчас в условиях нескольких лет пандемии новой коронавирусной инфекции и дистанционного учебного процесса все это вспоминается как «утерянный рай» неспешной теплоты человеческого общения.

В результате сложились особые товарищеские отношения с Владимиром Анатольевичем. Он отличался живым умом, философским отношением к переменам в жизни, меткими оценками ситуации в обществе, доброжелательностью. Всегда был динамичен и чрезвычайно позитивен, настраивал на лучший исход текущих проблем. Он был погружен в жизнь университета, всегда был в курсе ее важных событий.

Видя его издалека в длинных коридорах здания факультета социологии, всегда хотелось преодолеть порой немалое расстояние, подойти и пообщаться с ним, узнать что-то новое.

В общении с ним складывалось впечатление, что встретил абсолютно университетскую личность — и правда, с академической традицией Владимир Анатольевич связан через своего отца, профессора университета, передал ее своему сыну Владиславу, защитившему кандидатскую диссертацию по социально-коммуникативным аспектам управления имиджем организации.

Нас с Владимиром Анатольевичем объединяли еще и беседы о студентах, о молодежи, их интересах и ценностях. Этими вопросами он занимался профессионально, опубликовав целый ряд статей о поколении рожденных в 1990-е, изменении социальных ценностей молодежи, межпоколенческих различиях в удовлетворенности жизнью, ощущении счастья современной молодежью и др. В последние годы он увлеченно взялся за проблемы цифровизации общества.

Профессор Татьяна Борисовна Малинина вспоминает:

Совсем недавно в уютном кафе на Дворцовой площади кафедра социального анализа и математических методов в социологии отметила 60-летие нашего коллеги В.А. Сибирева. Было сказано много теплых, добрых слов в его честь, поднято прекрасных тостов за ученого — социолога, прекрасного преподавателя, друга и просто хорошего человека. Как вдруг это все оборвалось…

Горечь утраты переполняет меня. Это тяжелая и невосполнимая потеря. Вспоминаются стихи Беллы Ахмадулиной: «По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден…».

Я познакомилась с В.А. Сибиревым в 1992 г., когда перевелась работать на факультет социологии на кафедру социального анализа и математических методов в социологии из НИИ вычислительной математики и процессов управления факультета прикладной математики и процессов управления. И мы тотчас подружились. Нас объединила математика, как базовое образование, а позже статистика, элементы которой мы преподавали студентам в своих курсах.

Владимир Анатольевич помог мне включиться в учебный процесс факультета социологии, подсказав, что студент-социолог отличается от студента-математика, и к нему требуется немного другой подход в подаче материала и другие требования. Занимаясь прикладными аспектами статистической обработки социальной информации, он советовал, на какие теоретические моменты надо обратить внимание студента в моих лекциях по социальной статистике, чтобы на его практических занятиях по статистической обработке данных, студент был готов использовать теоретические знания на практике.

Владимир Анатольевич был не только высококлассным специалистом в методах математико-статистической обработки социальной информации и анализа цифровых процессов, происходящих в нашем обществе, но и светлым жизнерадостным человеком, другом, товарищем, готовым в трудную минуту подставить свое плечо другому чеорвеку. Улыбка, не покидавшая его лицо, одухотворяла, заряжала окружающих своим позитивом и радостью встречи с ним. К нему всегда тянулись студенты и коллеги. Он делился знанием, опытом и заряжал своим неизменно хорошим настроением. Его ценили за искренность и многогранность, за внимание, которое он уделял молодежи.

Я в шутку при встрече говорила ему, что он «моя подружка Сибирев». И он никогда не обижался, потому что обладал достаточным чувством юмора, чтобы воспринимать окружающее с иронией и подходить ко всему с философской точки зрения.

Когда мы пересекались занятиями на факультете, то в перерыве за чашкой чая беседовали на различные темы: о событиях, происходящих на факультете, в нашем университете, обсуждали даже мировые проблемы; он увлеченно рассказывал о своих путешествиях; обсуждали бытовые вопросы и жизненные ситуации; интересовались домочадцами, их здоровьем, успехами. И во время пандемии мы с Владимиром Анатольевичем не переставали общаться. Очень часто перезванивались, делились новостями, говорили об исследованиях.

За годы неустанной и востребованной работы он внес вклад в развитие отечественной социологии. Он был полон планов и неизменно позитивен и доброжелателен. Его всегда отличали энтузиазм, безграничная преданность любимому делу, неустанный труд, мастерство, умение увлекать своими идеями и замыслами коллег, единомышленников, студентов.

Он очень любил свою семью и был хорошим заботливым сыном. Я знакома с его мамой, Галиной Николаевной. Ей уже много лет. На мои расспросы о маме, Владимир Анатольевич всегда с большой заботой и нежностью рассказывал о ее самочувствии. Галина Николаевна сильная женщина, воспитавшая прекрасного сына. Хочется пожелать ей здоровья и душевных сил. Владимир Анатольевич навсегда останется в моей памяти светлым человеком и прекрасным другом, которого невозможно заменить…

Головин Н.А, Тангалычева Р.К., Малинина Т.Б.