Анатолий Бояшов: «В условиях идеологической конфронтации необходимо формировать свою повестку на международной арене»

Дата создания

26 июля состоялось награждение победителей Конкурса молодых экспертов-международников Союзного государства Беларуси и России, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, Российско-белорусским экспертным клубом, аналитическим порталом «Евразия. Эксперт» и Институтом Европы РАН. 

Первое место в основной номинации завоевал аспирант Санкт-Петербургского государственного университета Анатолий Бояшов, представивший научную статью «Продвижение Союзным государством Беларуси и России идей человеческого достоинства как фактор укрепления многополярной структуры международных отношений».

Анатолий исследует многостороннее сотрудничество в области общечеловеческих ценностей, в частности, координацию Республики Беларусь и Российской Федерации в органах и организациях системы ООН.

Статья содержит результаты исследования процессов координации действий и позиций Беларуси и России в Совете по правам человека ООН, участие РБ и РФ в международных договорах в области прав человека, сравниваются доклады РБ, РФ, ФРГ и США в международных квазисудебных органах в области прав человека, а также выявлены противоречия толкования прав человека.

Работу отличают следующие особенности. Во-первых, политизированная тема — международные организации в области прав человека — исследована в работе с позиций социологического подхода, без политизирования и идеологизации проблемы. Автор детально знаком с тем, как устроены и работают органы ООН, официальные и неофициальные механизмы.

Во-вторых, работа отсылает читателя к категории «человеческого достоинства». Именно с создания инструментов по защите человеческого достоинства началось многостороннее сотрудничество в области прав человека. Об этом часто забывают, но именно эта категория является «золотой серединой» между либеральным и консервативным толкованием прав человека. Категория человеческого достоинства основана на неделимости прав человека, позволяет нивелировать «двойные стандарты» при апелляции лишь к гражданским и политическим правам, подчеркивает первостепенность сотрудничества, социально-экономического развития и уважения традиционных ценностей той или иной культуры.

В-третьих, автор анализирует участие Российской Федерации и Республики Беларусь в международных договорах и квазисудебных многосторонних механизмах, инициативы России и Беларуси в Совете по правам человека ООН. Автор показывает, насколько много сделано государствами на международной арене. РБ и РФ подчеркивают первостепенность неделимости прав человека, отстаивают их социально-экономическое толкование, не позволяют превратить гуманную идею зашиты прав человека в инструмент вмешательства во внутренние дела государств.

Практика международных отношений последних десятилетий показала, что бывает намного сложнее обеспечить права и основные свободы человека, обеспечить доступ к образованию, медицины, охране труда, обеспечить целостность судебной системы, независимость судей, пенсионные гарантии, нежели принять закон о митингах или организовать выборы. Повестка, предлагаемая Беларусью и Россией в органах и организациях системы ООН, как раз и ориентирована на решение сущностных, а не формальных проблем. Она способствует достижению крупных, гуманных, общечеловеческих целей, а не удовлетворению конъюнктурных запросов и не созданию инструментов для давления на некоторые государства. И такая позиция находит все больше сторонников.

Автор показывает, что Беларусь и Россия делают на порядок больше для деполитизации и гуманизации многостороннего сотрудничества в области прав человека, нежели, например, Германия и США. И даже совокупное количество докладов РБ и РФ, направляемых в органы ООН по правам человека, значительно превышает совокупное число докладов ФРГ и США.

В работе даны ответы на следующие вопросы: каким будет будущее Союзного государства и Евразийского союза в условиях оформляющегося полицентричного миропорядка? Станет ли Союзное государство и Евразийский союз одним из мировых центров в области общечеловеческих ценностей? Займут ли эти организации и их страны свою «цивилизационную» нишу или возьмут за основу культурные коды иных цивилизаций и групп лиц?

А. С. Бояшов приходит к выводу, что накоплен структурный, организационный и человеческий ресурс для институционализации усилий РФ и РБ в системе ООН, трансляции этих достижений внутри Союзного государства и Евразийского союза.

Инициативы РБ и РФ нацелены на нивелирование проблем «двойных стандартов» прав человека. Среди того, что сделано РБ и РФ: социально-экономическое толкование прав человека, принцип неделимости прав человека, принцип целостности судебной системы, традиционные ценности и защита семьи, права женщин и лиц с ограниченными возможностями и т. д. Инициативы поддерживаются многими государствами, однако, есть и их противники.

Автор считает, что для Союзного государства пришла пора перейти к практическим действиям по реализации накопленного потенциала и распространению опыта. Для дальнейшего развития данных инициатив автор предлагает включить проблематику человеческого достоинства в повестку дня органов Союзного государства, инициировать принятие резолюции по человеческому достоинству в Совете по правам человека ООН, включить данную идею в приоритеты развития Союзного государства и Евразийского союза.

Среди частных методов продвижения этой инициативы предложены проекты информационных мероприятий и действий в Отделении ООН в Женеве, конкурса грантов для научно-исследовательских коллективов и НКО, создания Комиссии Союзного государства по правам человека.