В
Участие в обсуждении приняли председатель Следственного комитета, профессор СПбГУ Александр Бастрыкин, уполномоченный по правам ребенка РФ Анна Кузнецова,
«Это очень актуальная тема. Дело в том чувстве одиночества, которое испытывает ребенок. Такие поступки пугают своей закономерностью. Это исследование — начало большой работы государственных органов по изменению ситуации».
Председатель Следственного комитета, профессор СПбГУ Александр Бастрыкин
Анна Кузнецова, принимавшая участие в обсуждении в режиме телемоста, рассказала, что полноценных исследований в области детства не проводилось в России более 50 лет: «Они нужны, чтобы в обществе не было глухоты и отсутствия инструментов измерения детского благополучия, чтобы наших детей было слышно. В основу должны лечь научный подход и научные исследования. Эта тема не место для проб и ошибок».
Исследование ученых СПбГУ длилось восемь месяцев и объединило психологов и социологов. За это время они изучили деструктивное поведение подростков, провели экспертизу материалов, собранных СК в рамках расследований по фактам происшествий подобного рода, а также анализировали аспекты суицидального поведения детей, которое могло быть связано с активным освоением
Еще несколько лет назад активно обсуждались «группы смерти», распространенные не только на территории России, но и в Киргизии, Казахстане и на Украине, которые, по некоторым версиям, могли вести к совершению суицида. Ученые отмечают: во всех исследованных случаях присутствовал психологический компонент — буллинг, конфликт в семье или школе, прием психоактивных веществ, нарушение самооценки, потеря концепции будущего, но не было выявлено ни одного случая самоубийства под влиянием «кураторов» или администраторов «групп смерти» в социальных сетях.
Согласно проведенному СПбГУ исследованию, последовательность формирования у несовершеннолетних саморазрушающего поведения почти всегда одинаковая. Часто оно зарождается
Поскольку «поймать» этот критический момент очень сложно, исследователи предлагают заниматься в первую очередь профилактикой. Сейчас она осуществляется в виде отдельных ведомственных мероприятий, разрозненных мер, отсутствует комплексная и — это важно — научно обоснованная программа профилактики с доказанной эффективностью.
Эксперты подчеркивают, важно информировать население и специалистов, работающих с детьми, — врачей, учителей, психологов. Казалось бы, это очевидный шаг, но сейчас в публичном пространстве информация о суицидах появляется только в связи с уже случившимися трагедиями, а родители или учителя зачастую не знают, что делать, если они заметили необычное поведение ребенка, вызывающее тревогу.
«Если сейчас вы как родитель или как специалист хотите найти рекомендации в интернете, то таких рекомендаций, под которыми бы
Участник исследования, доцент СПбГУ Майя Русакова
Еще одной необходимой мерой специалисты считают скрининг несовершеннолетних с целью идентификации группы риска. Это может быть очень эффективной мерой, потому что дети часто говорят о своих намерениях, пишут об этом в социальных сетях и обращаются за профессиональной помощью. Самый доступный для ребенка специалист — это школьный психолог, квалификация которого иногда может вызывать сомнения. Психиатрическое лечение и психотерапия, повышение их качества также являются важными задачами. По мнению экспертов, если у ребенка уже была попытка самоубийства, ему обязательна нужна реабилитация — без нее велик шанс рецидива.