14 ноября российские социологи отметили свой профессиональный праздник — День социолога

Дата создания

Социология (от лат. socius — общественный и др.-греч. logos — учение) — наука, которая изучает общество, рассматривая его и как единую целостную систему, и как отдельные общественные институты, раскрывая отношения и закономерности.
День социолога — профессиональный праздник исследователей общественного мнения, которые изучают пути развития общества и прогнозируют будущее человечества, — в 28-й раз на неофициальном уровне отмечает Россия.

Праздник приурочен к открытию Русской высшей школы общественных наук в Париже — 14 ноября 1901 года. При ней был создан один из первых в мире социологических факультетов. День социолога регулярно отмечается на факультетах социологии ведущих российских вузов, в том числе и в Санкт-Петербургском университете, где зарождалась российская академическая социология, и впервые в России праздник отметили в 1994 году в узком кругу — студенты и преподаватели кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Затем, с конца 90-х годов, праздник стал корпоративным. Главным инициатором введения праздника выступил Асалхан Ользонович Бороноев — первый декан факультета Социологии СПБГУ.

В 2021 году ВЦИОМ подготовил акцию «Социологический диктант». Он включил в себя 26 вопросов по истории социологии и вопросы-«тренинги» для социолога. «Россияне реже выражают желание участвовать в социологических опросах, хотя сегодня тестируются инновационные методы изучения общественного мнения — опросы в интернете и роботизированные опросы», — заявил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Одной из главных целей социологических опросов является быстрое получение информации о мнениях людей, их оценках социальных явлений, а также о различных феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Среди других известных методик, применяемых в работе социологами, — интервью, фокус-группы, анализ документов, наблюдение и т. д.

«Главный вызов для социологии — „сколотить“ сложность меняющегося, трансформирующегося мира, понять, куда он идет, ну и в идеале дать еще какие-то рекомендации тем, у кого есть ресурсы, власть, влияние, капитал для того, чтобы принимать правильные решения. Еще — не перегружать и без того травмированное общество, а наоборот как-то гармонизировать его. Вот такая мечта есть у социологов, но пока мы от ее реализации довольно далеко», — признал Валерий Федоров.  К какой бы группе не относились специалисты данной профессии, все они сегодня весьма востребованы — и в центрах изучения общественного мнения, и в консалтинговых компаниях, и в организациях государственного и муниципального управления, и в кадровых, рейтинговых, маркетинговых и рекламных агентствах.
К социологам предъявляются высокие требования, помимо специальных и профессиональных знаний они должны уметь анализировать данные, работать с соответствующими документами, иметь определенный стиль мышления, коммуникативные навыки, аналитическое и критическое мышление.