XV Ковалевские чтения: сколько Питиримов Сорокиных нужно России?

Дата создания

В Санкт-Петербургском государственном университете завершились XV Ковалевские чтения «Социолог: образование и профессиональные траектории».

Обширная география научного мероприятия охватила свыше 500 социологов из России и стран СНГ, Германии, Китая, Грузии, Кубы, Турции и др. Ведущие эксперты поговорили об инновациях в социологическом образовании, о роли социологической теории в исследовательской практике, о новых возможностях социологии управления в условиях цифровизации и о многом другом.

Открывая конференцию, декан факультета социологии Николай Скворцов отметил, что к участию в конференции приглашены значимые представители социологической науки в разных сегментах, в которых она представлена: от образования и социологии общественного мнения до академической и коммерческой социологии.

kvch 1 kvch 2

О важности и актуальности темы конференции рассказала декан Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Надежда Осипова. Она подчеркнула, что ускоренная цифровизация повлекла за собой новые социальные вызовы, в том числе и в сфере образования. Одним из таких вызовов стало цифровое неравенство, которое выражается не только и не столько непосредственно в доступе к техническим средствам, сколько в отсутствии социальной мобильности. «Когда новые технологии формируют новые социальные отношения или обеспечивают возможность для социальной мобильности, необходимо говорить о цифровом социальном неравенстве. Высшее образование перестает быть социальным лифтом, обеспечивающим карьерную траекторию» — добавила эксперт.

Темой выступления профессора РГГУ Марины Булановой стали модели российского социологического образования. Становление социологического образования — важная часть институционализации социологии. Эксперт подчеркнула, что в России была своя специфика: «борьба за социологию для первых русских социологов одновременно означала борьбу за образование». М. Буланова рассказала о «московской группе», в которую входили Максим Ковалевский, Сергей Муромцев, Юрий Гамбаров, Александр Чупров, и их плане социологизации обществознания. В конце 1870 — начале 1880 ими была выдвинута программа теоретизации и концептуализации социальных наук на базе социологии.

Ковалевский считал, что социология призвана обобщать выводы частных и исторических видов знания, устанавливать общие законы функционирования и развития общества. В свою очередь, эти общие законы должны использоваться частными науками в целях избавления от собственного «ползучего эмпиризма». Именно из этой идеи социологизации обществознания выросли просветительские модели Николая Кареева и Максима Ковалевского. В частности, Ковалевский говорил, что необходимо охватить социологическим просвещением все ступени образования и составить учебные планы таким образом, чтобы курс социологии смог придать необходимое единство всем социальным дисциплинам. 

kvch 3 kvch 4

Модели Кареева и Ковалевского были реализованы — 14 ноября 1901 года в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук, а 3 февраля 1908 — кафедра социологии профессора Ковалевского в составе Психоневрологического института Бехтерева. Именно на эту кафедру в 1909 году студентом пришел Питирим Сорокин, а в дальнейшем вернулся преподавателем. Сорокин считал, что просветительская модель социологического образования должна остаться, но она нуждается в дополнении профессиональной моделью. Так, в 1918–1919 годах были открыты первые кафедры социологии в государственных российских университетах на факультетах общественных наук (ФОН). Они обеспечивали не только реализацию профессиональной модели социологического образования, но и начали подготовку групп профессиональных социологов. В 1919 году этот процесс был прерван в связи с реорганизацией ФОНов.

Профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко рассказал о том, что происходит с социологическим образованием. Так, в НИУ ВШЭ в 2012 была введена система minors, каждый из которых длится не менее трех семестров и дает базовые знания, достаточные для смены образовательной траектории в магистратуре. Прежде на непрофильных направлениях подготовки на социологию оставалось в лучшем случае 54 часа. Такой курс не позволяет глубоко окунуться в предмет и не формирует компетенции. Кроме того эксперт отметил, что в настоящее время отраслью совместно представителями вузов и РАН разработан и утвержден профстандарт «социолог: специалист по проведению фундаментальных и прикладных социологических исследований» как базовый для формирования рамок базовых учебных дисциплин вузов.

По мнению профессора, открытые проблемы социологического образования в России можно свести к трем вопросам: чему учить, как учить, зачем учить. Чепуренко считает, что учить необходимо для современного рынка труда, который характеризуется постепенным переходом на модель цифровой аналитики и слиянием услуг по анализу рынков и консалтинга, а также активным вторжением на рынок труда специалистов смежных профессий — маркетологов, специалистов по анализу данных и др. Говоря о методах обучения, спикер отметил, что необходимы новые форматы, такие как проектная работа на каждом курсе, самостоятельное овладение базовыми знаниями при модерации со стороны преподавателя, возможности сетевой формы обучения. Эксперт считает, что ответ на вопрос «чему учить?» лежит в той же области, что и на вопрос «сколько Питиримов Сорокиных нужно России?».

kvch 5 kvch 6 kvch 7

Лариса Паутова из Фонда «Общественное мнение» обратила внимание на то, как изменились исследовательские компетенции в условиях пандемии. Так, по мнению Паутовой, исследовательская индустрия в маркетинге не пострадала за счет того, что была готова к переходу в онлайн. «Когда ты готов к изменениям, то любая беда стимулирует расти» — отметила эксперт. Кирилл Шпара из Яндекса рассказал о внедренных разработках, основанных на социологических исследованиях компании в части взаимодействия человека с интерфейсом. Также он поделился своими заблуждениями о профессии, личным опытом и шпаргалкой для студентов.

Профессор СПбГУ Владимир Козловский, представляющий также Социологический институт ФНИСЦ РАН, рассказал о структуре, составе и деятельности Федерального социологического центра. Центр был создан путем объединения ведущих социологических институтов РАН на базе института социологии РАН. Сотрудники центра проводят фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям социальных наук, используя междисциплинарный, многоаспектный и контекстуальный подходы в изучении состояния и динамики развития современного общества. Такими направлениями являются состояние и динамика развития современного российского общества; теоретико-методологические, методические и прикладные аспекты социологических исследований в изменяющемся обществе; цивилизационная динамика российского общества; демографические и миграционные процессы; социально-экономическое развитие народонаселения современной России.

Далее конференция продолжила свою работу по тематическим секциям. Также в рамках Ковалевских чтений состоялись круглые столы «Социолог в решении практических проблем и развитии гражданских инициатив: отцовство и поддержка отцов в молодых семьях», «М. М. Ковалевский в истории отечественной социологии. К 170 -летию со дня рождения», «Мониторинг и оценка качества образования в вузе» и Городской социологический семинар «Социологический мониторинг человеческого капитала регионов: интегративная парадигма».