Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи

Дата создания

Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес.

В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга».
Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей.
Была поставлена цель — выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи.
Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15–17 лет, 18–22 года, 23 года и более. Из них — 103 юноши (40,1%) и 154 девушки (59,9%). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля — гуманитарный, технический, естественнонаучный.
Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1% опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7%) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7%) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1% читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6% не читают вовсе.
В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино.

Подробнее: SAPHRIS (saphris.ru)