Новые перспективы университетского образования определяются на полях Форума Труда

Дата создания

В рамках VII Международного Форума Труда ведущие эксперты обсудили векторы развития современной системы образования в условиях многополярного мира.

BA66908E 591F 4476 9D12 F2D339E64399

Происходящие в мире геополитические трансформации стимулируют разработку и освоение новых принципов и подходов к образовательной деятельности университетов.
В условиях санкционной политики, приоритетной задачей для научного сообщества является определение перспективных направлений и опережающих инноваций для подготовки профессиональных кадров. Проблематика развития системы образования на современном этапе была изучена на городском социологическом семинаре «Университетское образование в многополярном мире: ориентации, векторы и траектории развития».

Во вступительной речи руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований Социологического института РАН, профессор СПбГУ Павел Дерюгин отметил широкую географию регионов России, представители которых приняли участие в мероприятии. Он также обратил внимание на значение междисциплинарного подхода при проведении дискуссии. «Выработка единых образовательных стандартов должна проходить с учетом разностороннего опыта», — считает профессор.

49860943 FD8D 49C9 B7C2 43F1FAD295BE   BD2547A9 1727 4856 B302 3217214314B9

С первым докладом выступила заслуженный деятель науки РФ, профессор Ирина Елисеева, которая рассказала о ведущей роли университетов и, в частности СПбГУ, как градообразующих, объектах культурного и нравственного притяжения в Санкт-Петербурге. По ее мнению, отличительной чертой российской системы образования является удачное сочетание профессиональной и нравственной составляющих.

Ведущий научный сотрудник Восточно — Сибирского государственного университета технологий и управления, доктор исторических наук Павел Дудин, представил результаты анализа системы подготовки специалистов в области права. Автор пришел к мнению о том, что сейчас запрос на юристов, знающих языки и специфику работы на Востоке, кратно вырос и отечественной системе образования предстоит адаптироваться к этим реалиям. В докладе он также отметил, что СПбГУ является практически единственным российским университетом, осуществляющим подготовку в области права с изучением китайского языка.

В работе семинара с докладом «Сотрудничество российских и узбекских университетов в XXI веке» приняла участие профессор СПбГУ Любовь Лебединцева. Автор считает, что несмотря на все трудности, диалог двух стран основан на принципах дружбы, добрососедства и взаимного уважения и не зависит от политической конъюнктуры. Одним из перспективных векторов развития двустороннего сотрудничества являются российско-узбекские образовательные связи, а количество сотрудничающих вузов увеличивается год от года.


В 2022 году в Ташкенте был открыт филиал Санкт-Петербургского государственного университета. Сейчас там готовят высококвалифицированных специалистов по таким направлениям, как: экономика восточных стран, международные отношения и страноведение.


Дискуссия продолжилась в формате круглого стола «Проблемы и перспективы интеграции университетов новых российских регионов в систему образовательных институтов России». В рамках заседания эксперты рассмотрели основные группы противоречий и направления деятельности университетов в условиях новой геополитической ситуации.

Особую вовлеченность экспертного сообщества вызвал доклад, который представила доцент Луганского государственного педагогического университета Оксана Дибас. Автор затронула актуальные вопросы, связанные с сохранением ученых степеней для научных сотрудников из университетов, находящихся на новых территориях Российской Федерации.

В начале своего выступления заведующий кафедрой «Социально-философских наук и массовых коммуникаций» Севастопольского государственного университета Ольга Ярмак напомнила об историческом совпадении даты проведения заседания.

BE374B5C 5488 4DC7 8C77 0ED4033D2FBC

По мнению докладчика, развитие образовательных и научных связей играет особую роль в развитии Севастополя как субъекта Российской Федерации. По словам эксперта, положительным опытом является пример СПбГУ и СевГУ. Университеты совместно реализуют магистерскую программу по направлению «Социология», позволяющую обучаться в двух вузах. Программа уникальна и позволяет получить сразу два диплома. Это первый подобный опыт в Российской Федерации. По мнению автора, именно совместные сетевые программы особенно эффективны в нынешних реалиях.


Санкт-Петербургский университет реализует образовательные программы в сетевой форме. Политика развития образовательной деятельности в сетевой форме позволяет сделать образовательную среду СПбГУ открытой и доступной для использования на всем пространстве Российской Федерации.


Обсуждение темы образовательных и научных связей продолжилось уже после завершения заседания. Отвечая на вопросы, модератор мероприятия, профессор СПбГУ Павел Дерюгин рассказал о результатах сетевого сотрудничества СПбГУ и СевГУ. «Все двусторонние инициативы, которые были заявлены восемь лет назад, были реализованы. Проводится ряд совместных мероприятий, в их числе: организация конференций, написание монографий, магистерская программа, социологическая школа, с этого года совместное обучение», — сообщил профессор.
По итогам работы экспертной группы были подготовлены практические рекомендации, направленные на скорейшую адаптацию системы университетского образования к современным геополитическим трансформациям.