Социологи СПбГУ на Форуме труда

Дата создания

В рамках VIII Санкт‑Петербургского международного форума социологи Санкт‑Петербургского университета провели ряд научных мероприятий, на которых представили результаты актуальных исследований. Отдельный трек #СПбГУ300 был посвящен 300‑летию Санкт‑Петербургского университета.

В современных условиях все более важная роль в осмыслении исторических процессов сегодня отводится социологии. На круглом столе «Социология и история: перспективы диалога в условиях цифровизации и формирования профессиональных компетенций» эксперты рассмотрели вопросы соотношения истории и социологии в том числе в контексте современного образовательного процесса. Модератором мероприятия выступила доцент СПбГУ Елена Богомякова, а участниками стали почетный профессор СПбГУ Асалхан Бороноев, доценты СПбГУ Марина Ломоносова и Денис Миронов.

В рамках панельной дискуссии «Архитектура современного российского образования: национальный суверенитет, технологическая независимость, новая философия и ценности» исследователи обсудили ряд востребованных тем, среди которых: ориентиры и параметры обучения, разработка современных квалификаций и государственных стандартов подготовки, уровни образования, использование системы обратной связи, признание дипломов, оценка качества образования, социальное измерение высшего образования, финансирование образования, трудоустройство выпускников, мобильность студентов и преподавателей, реализации образовательных программ в сетевой форме. Участниками дискуссии стали профессора СПбГУ Павел Дерюгин и Любовь Лебединцева, доцент СПбГУ Михаил Пашков и социолог Центра мониторинга качества образования СПбГУ Екатерина Пермякова.

IMG 8284 IMG 8294

События последнего времени фиксируют тенденции возвращения к ценностным основам и самобытности национальных культур. Фиксируемый разворот от преобладания всего «западного» в мировоззрении и ценностных установках уступает место традиционным, укорененным в социокультурном пространстве индигенным ценностям, вызывает неопределенность и турбулентные ситуации, поскольку не может произойти стремительно и одномоментно. Участники круглого стола «Индигенизация ценностей академического сообщества в современных университетах» пришли к выводу о том, что делегирование ведущей роли академическому сообществу как лидеру в этом процессе оправданно и целесообразно. Осознание устойчивой системы традиционных ценностей как возможности и способности сохранять собственные ценности и знания, могут стать точкой опоры для объединения поколений и социальных групп, а также развития общества в целом. В обсуждении участвовали: профессор СПбГУ Любовь Лебединцева, а также аспиранты университета Анна Астанцева и Лю Тяньси.

В ходе работы круглого стола «Международные миграции и социальный капитал принимающего общества» социологи обсудили проблемы определения человеческого и социального капитала и причины снижения уровня показателей социального капитала в постиндустриальных странах Запада, а также определили важнейшие характеристики современной транснациональной иммиграции и проблемы политики интеграции трудовых мигрантов. Участники дискуссии сошлись во мнении, что при формировании управленческих решений на всех уровнях власти происходит постоянное колебание миграционной политики. Поэтому необходимо, выбрать определенную линию в осуществлении иммиграционной политики российского государства и последовательно проводить ее в жизнь. Модератором секции выступил профессор СПбГУ Валерий Ачкасов, активное участие в дискуссии приняли профессора СПбГУ Сергей Ланцов и Ольга Попова, а также доценты СПбГУ Артем Андреев, Анна Абалян, Александр Никифоров и Анна Полякова.

Обсуждение проблематики труда и занятости проходило на научной секции «Человеческий капитал и социальное пространство труда: инновации и возможности», в которой приняла участие профессор СПбГУ Елена Тарандо. Ученые университета выявили, что формирование аналитической компетенции в современных условиях рынка труда необходимо не только у руководителей, но и у работников исполнительского труда. Повышение требований к результативности труда, необходимость решения нестандартных задач в трудовом процессе обуславливает усиление значимости творческих компонентов компетентности, среди которых важное место занимает аналитика. Поэтому в образовательный процесс необходимо включать образовательные технологии, формирующие аналитическую компетентность, что уже реализуется в образовательном процессе в СПбГУ.

IMG 8255 IMG 8257

В рамках круглого стола «Цифровые методы анализа рынка труда: тупики и перекрестки больших данных» участники обсудили большие данные в аналитике рынка труда: направления и методы анализа. Как отметил ведущий социолог Центра прикладной социологии СПбГУ Сергей Ткач: «Одна из точек роста в аналитике рынка труда — преодоление неэластичности, вызванной информационной асимметрией. Соискатели и работодатели испытывают трудности в поиске друг друга на цифровых платформах: на фоне роста объемов доступных резюме и вакансий сократилось время и внимание, уделяемое одному резюме и вакансии». Центр прикладной социологии СПбГУ представил свои методические разработки, эмпирическим материалом которых выступают дискуссии пользователей в социальных сетях об актуальных проблемах нехватки кадров. Участники дискуссии пришли к выводам, что следует уделить особое внимание междисциплинарным подходам, включающим в себя методы психологии, социологии, компьютерных наук, математической статистики, что позволит всесторонне оценить эффективность имплементации инноваций в практику анализа рынка труда и реализации управленческих решений на основе результатов этого анализа.

Также в ходе Форума труда состоялся круглый стол «Проблемы регулирования трудовой деятельности занятых на цифровых платформах» и молодежная секция круглого стола «Человеческий капитал ИТ-специалистов: сетевые проекты консорциума исследователей больших данных – перспективы для студентов и молодых ученых», организованные СПбГУ.