Креативные индустрии привлекают все больше людей, в том числе ими активно интересуются ребята, которые хотят попробовать себя в творческой профессии и приобрести опыт работы, еще учась в школе. На ПМЭФ участники сессии «Подростки в креативной экономике: на пути к мечтам и новым возможностям» обсудили, как взрослые могут поддержать школьников и помочь им найти общий язык с потенциальными работодателями.
По мнению директора Центра прикладной социологии СПбГУ Майи Русаковой, роль труда в воспитании и формировании личности велика, поэтому детям с раннего возраста необходимо прививать мысль о том, как важно работать. При этом нужно избегать иллюзий по отношению к труду: в любом деле есть и креатив, и рутина, а самоотдачи и усилий требует каждая профессия. «Мне кажется, что основной принцип работы с подростками — это говорить прямо и честно. Поэтому, когда мы разговариваем о работе, самостоятельности, выборе жизненного пути, сложностях и преодолении кризисов, очень важно оставаться честными и обсуждать сложные вопросы, с которыми сталкиваются не только дети, но и взрослые», — подчеркнула Майя Русакова.
Эксперт СПбГУ отметила, что представители кадровых служб, предприниматели и руководители крупных предприятий желали бы видеть молодых специалистов в числе своих сотрудников, но в то же время жалуются на них, поскольку не понимают, как их привлечь и заинтересовать. Она пояснила, что для решения этой проблемы начинать работать с новым поколением нужно намного раньше, при этом работодатель тоже должен быть готов к нему адаптироваться. В этом случае удерживать перспективные кадры будет проще, и речь идет не только о менеджменте на уровне предприятия: многие регионы сталкиваются с оттоком талантливой молодежи, которая уезжает учиться и не возвращается обратно. Актуальным остается и вопрос о том, как удержать молодежь в стране.
«Чем раньше работодатель встретится с подростком, тем больше у нас шансов сделать процесс трудоустройства более устойчивым. Университет — это некий мостик между ними: мы становимся первым местом, куда подростки приходят получать образование, и наши программы должны адаптироваться к ним, учитывая новые потребности и возможности, — рассказала Майя Русакова. — При этом мы связаны и с работодателями, поскольку передаем им наших формирующихся взрослых для того, чтобы они могли реализовать себя уже на рабочем месте».
Зачем подростки креативной экономике? Потому что они более гибкие и креативные, над ними меньше довлеют страхи, которые есть у любого взрослого человека, — потерять позицию или оказаться непонятым. У них действительно много шансов сделать что‑то по‑настоящему новое.
Социолог добавила, что современные подростки, родившиеся в цифровую эпоху, намного быстрее и легче осваивают новые технологии, поэтому будут более конкурентоспособными во многих профессиях, требующих соответствующих навыков. Подводя итог своему выступлению, она отметила, что признательна за возможность обсудить трудоустройство на площадке ПМЭФ, а внимание к этому вопросу на уровне уполномоченных по правам ребенка является залогом того, что подростки смогут найти себя и создать что‑то поистине уникальное и значимое для своей страны.