Совет ректоров вузов СЗФО обсудил проблему толерантности

Дата создания



Совет ректоров вузов СЗФО обсудил проблему толерантности

22 мая состоялась видеоконференция совета ректоров вузов СЗФО на тему «Воспитание толерантности у обучающихся в вузах Северо-Западного федерального округа», в которой приняли участие представители советов ректоров вузов субъектов Федерации СЗФО. Видеоконференцию провел председатель совета ректоров вузов СЗФО, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев.

 

В начале разговора по видеоконференцсвязи Н. М. Кропачевнапомнил, что в округе нет отдельной цельной программы воспитания толерантности. Хотя положительный опыт работы по этой тематике накоплен во многих вузах СЗФО, но он не обобщен, часто неизвестен и не используется в других вузах и в других регионах. Н. М. Кропачев напомнил, что на съезде ректоров вузов России было предложение шире использовать лучшие практики работы в лучших вузах страны. По результатам съезда Президент РФ В. В. Путин поручил обобщать и внедрять лучшие практики. Н. М. Кропачев попросил коллег поделиться собственным опытом для того, чтобы обсудить его.

От совета ректоров вузов Архангельской области выступила Е. А. Смягликова, проректор по социальным вопросам и воспитательной работе Северного (Арктического) федерального университета. Она рассказала о нескольких направлениях деятельности вуза.

  • Программы работы с детьми-сиротами и другими обучающимися. Вуз работает вместе с правительством области, где с 2011 года открыта приемная при губернаторе Архангельской области. Создан специальный сайт, куда можно обратиться с вопросами о помощи сиротам.
  • Волонтерская деятельность, которая получила новый импульс развития в период подготовки к празднованию 70-летия Победы. Волонтеры активно работают с ветеранами. В вузе разработаны 11 обучающих программ для волонтеров. Созданы молодежные волонтерские отряды по муниципальным образованиям региона, которые курирует университет.
  • Студенческие инициативы по различным вероисповеданиям. В вузе учатся студенты из 45 стран, в студгородке живут 4000 студентов. Поэтому докладчик выделила проблему веротерпимости и актуальный вопрос о том, как селить иностранных студентов.
  • Меры по предотвращению межнациональных конфликтов. Например, в вузе активно поддерживают деятельность интернациональных клубов. Организуют дни национальной культуры (азербайджанской, таджикской и др).

Затем выступил Д. В. Афанасьев, председатель совета ректоров вузов Вологодской области, ректор Череповецкого государственного университета, который рассказал о программе личностного профессионального развития обучающихся как инструменте формирования толерантности в студенческой среде. Он отметил, что Вологодская область — самый мононациональный субъект РФ, но проблема межнациональных конфликтов все же актуальна и для них. Он выделил три аспекта проблемы: когнитивный, установочный и поведенческий. И сделал вывод, что на знания можно влиять в рамках учебных дисциплин, а установки и поведение вряд ли изменятся в вузовской аудитории — только в деятельности. Поэтому в вузе разработана программа личностного профессионального развития обучающихся. В программу заложены разные компоненты (социальные, этнические, религиозные отличия; командная работа: управление конфликтами и др.).

  • Блок повседневной толерантности. Эта программа успешно реализуется через коллективные социальные проекты в разнопрофильных студенческих объединениях (640 проектов за год). Погружение в совместную деятельность помогает студентам понимать социальные, этнические, религиозные различия, учитывать и использовать эти различия.
  • Блок кризисной толерантности. В вузе работает психологическая служба для консультирования в сложных ситуациях и профилактики конфликтов.
  • Отдельно выделена организация универсальной среды для студентов с ограниченными возможностями. Были проблемы на этой почве, создали ресурсный центр для их решения. Развивают у студентов умение понимать проблемы обучающихся с ограниченными возможностями, общаться с ними, помогать им. Есть кураторы, проводится специальное обучение по специфическим видам заболеваний. Приходят на помощь и разрешают конфликты на ранней стадии, чтобы интегрировать студентов с ограниченными возможностями в общий процесс обучения.

От совета ректоров вузов Санкт-Петербурга выступил В. А. Рабош, и. о. первого проректора, проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Он сообщил, что РГПУ является куратором программы воспитания толерантности в вузах Петербурга и что вся информация об этой программе есть в интернете на сайте вуза. Н. М. Кропачев спросил участников видеоконференции, кто из них знает об опыте работы в Петербурге. На экранах всех 10 мониторов в 10 вузах СЗФО поднялась только одна рука... И это несмотря на единое информационное пространство! А важно, чтобы положительный опыт был известен всем... С этим согласились все.

В. А. Рабош продолжил: Санкт-Петербург — город многонациональный и толерантный. Специалисты РГПУ проводят курсы повышения квалификации преподавателей вузов и учителей школ по вопросам воспитания толерантности (около 1000 человек прошли эти курсы). Проводят психологические тренинги, издали учебник для мигрантов и букварь для мигрантов, обучают мигрантов русскому языку. Могут оказать методическую помощь коллегам из других вузов.

Хорошо, чтобы коллеги приезжали и учились на этих курсах, отметил Н. М. Кропачев. Но лучше поделиться методиками и организовать подобные центры повышения квалификации в других регионах — чтобы коллеги в Архангельской, Мурманской, Вологодской и других областях и республиках могли сами проводить аналогичные курсы.

Н. М. Кропачев рассказал, что в СПбГУ активно действует служба психологической помощи студентам, она пользуется популярностью. Работают также центры защиты прав абитуриентов, центр помощи призывникам. В рамках Центра экспертиз СПбГУ работает центр изучения проблем экстремизма и коррупции. За первые три месяца 2015 г. специалисты Центра экспертиз подготовили около 300 экспертных заключений по заявкам органов власти и частных запросов граждан. Открыты курсы повышения квалификации преподавателей в правовых вопросах, чтобы они разбирались в локальных актах Университета и знали, как их применять (см. материалы ректорского совещания от 30.12.2013, п. 4). В студенческих группах и на курсах есть тьюторы, которые помогают студентам разобраться в сложных вопросах университетской жизни (см. материалы ректорского совещания от 30.12.2013, п. 4).

Участники видеоконференции услышали много сообщений о примерах положительного опыта разных вузов. Как использовать этот опыт? «Кто предложит организационные решения, что делать дальше?» — спросил ведущий. Проректор Северного (Арктического) федерального университета Е. А. Смягликова сообщила, что готова в начале недели предоставить в совет ректоров вузов СЗФО описание 5 лучших практик. А затем они могут пригласить ведущих ученых к себе и провести 2-3 учебных семинара. Ректор Череповецкого государственного университета Д. В. Афанасьев предложил наладить информационный обмен, приглашать коллег из других вузов на свои мероприятия на эту тему, организовывать на отдельных площадках практические форумы

Н. М. Кропачев заметил, что обычно участники конференций обмениваются мнениями, но не принимают решений. Он предложил действенные меры:

  • в течение недели участники совещания направляют информацию всем ректорам вузов СЗФО, если считают, что их положительный опыт достоин распространения и внедрения;
  • далее в каждом вузе обсуждают, какой опыт коллег им нравится, что они будут внедрять у себя (по предложению Е. А. Смягликовой установили срок — 10 дней); затем эту практику можно обобщить и думать о том, как внедрить во всех регионах СЗФО;
  • также было принято обязательное для всех решение: если в каком-то вузе проводят мероприятие на эту тему, то обязательно направляют приглашения председателям советов ректоров всех регионов СЗФО с поручением сообщить ректорам всех вузов региона.

По предложению ведущего за каждое из этих решений участники видеоконференции проголосовали (все три раза — единогласно). Это наше коллективное решение и коллективная ответственность, подчеркнул Н. М. Кропачев.

Затем участники выбрали тему для следующей видеоконференции: «Опыт работы студенческих советов в вузах СЗФО». Ведущий попросил заранее направить всем информацию по теме, чтобы обсуждение было более эффективным. Д. В. Афанасьев предложил установить регламент выступлений. Н. М. Кропачев попросил коллег предложения о регламенте присылать вместе с материалами по теме.