Потенциальные работодатели и преподаватели СПбГУ работают вместе

Дата создания
               

С 2016 года выпускные квалификационные работы универсантов стали оценивать не только преподаватели, но и потенциальные работодатели. О том, как оценили новый формат защит эксперты-практики и как осуществляется подготовка студентов для работы в социальной сфере и построения научной карьеры рассказали члены Комиссии по отбору конкурсных студенческих работ по направлению «Социология»: доктор социологических наук, профессор СПбГУ Шипунова Татьяна Владимировна и кандидат психологических наук, доцент СПбГУ Самойлова Валентина Алексеевна.

Комиссия по отбору конкурсных студенческих работ появилась в этом году и сразу начала активно взаимодействовать с работодателями. В частности, был подготовлен перечень актуальных тем исследований для студентов и магистрантов. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как шла эта работа.

– В основу списка были положены темы, предложенные работодателями. Затем наша комиссия доработала перечень и придала практико-ориентированным темам научный характер. И, конечно, мы учли предложения преподавателей, которые ведут учебные курсы на программах «Социальная работа» бакалавриата и магистратуры. Теперь эти темы могут быть использованы студентами для подготовки курсовых и дипломных работ.

Кто из работодателей помогал Вам составлять этот перечень?

– В работе приняли активное участие специалисты таких организаций как Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района; Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района; Профессионально-реабилитационный центр; благотворительный фонд «Центр социальной адаптации Святителя Василия Великого»; средняя школа № 274; и Городской информационно-методический центр «Семья».

Как отнеслись представители организаций-работодателей к предложению принять участие в работе ГЭК, какие у них остались впечатления от общения со студентами?

– Приглашенные эксперты ответственно подошли к своей работе. Все члены комиссий не просто присутствовали на защитах, но и проявляли глубокий интерес к студенческим работам, задавали много вопросов. В целом работодатели высоко оценили уровень подготовки студентов и поддержали инициативу СПбГУ, что неудивительно, поскольку это возможность оценить профессиональный потенциал выпускников и сразу пригласить "приглянувшегося" в свою организацию. Знакомство с работодателями может стать началом успешной карьеры наших студентов. 

А как студенты восприняли такой опыт? Удалось ли им на равных вести диалог с работодателями?

– Во время учебы студенты иногда испытывают опасения, что на рабочем месте не смогут справиться с поставленными задачами. Но во время защит они показали хорошее владение материалом и перед потенциальными работодателями держались вполне уверенно.

Татьяна Владимировна, скажите, пожалуйста, как много времени в рамках учебного процесса на образовательных программах «Социальная работа» уделяется практике?

– Сегодня студенты и магистранты, обучающиеся на программе «Социальная работа», могут проходить практику в 26 различных учреждениях в сфере социальной работы.

Начиная со второго курса ребята в рамках практики знакомятся с основами социальной работы. На третьем курсе практика длится более 200 часов, в течение которых студенты работают в выбранной ими организации и проводят пилотажное исследование. На четвертом курсе бакалавриата в ходе преддипломной практики, проводится уже углубленное исследование по теме ВКР. В магистратуре также предусмотрена научно-исследовательская работа и практическая деятельность в одном из учреждений социальной сферы.

Многие студенты активно подходят к профессиональной самореализации, становясь во время учебы волонтерами разных социальных учреждений, общественных организаций и благотворительных фондов. Стоит отметить, что в целом коллектив нашей кафедры нацеливает студентов на реализацию комплексной модели социальной работы, поскольку по своей научной специальности преподаватели являются социологами, психологами и есть даже один доктор медицинских наук. Причем многие члены кафедры тесно сотрудничают с социальными учреждениями, в том числе, в качестве специалистов-практиков.

Валентина Алексеевна, в перечне, о котором мы говорили, представлены очень разные темы. Одна из них называется «Инновационная активность специалистов социальных служб». Расскажите, пожалуйста, что в социальной сфере относится к такому виду активности и готовы ли выпускники СПбГУ к такой работе?

– Это очень актуальная тема для исследований. Прежде всего, отмечу, что социальная работа – это такая сфера, где сами специалисты нуждаются в новых методах взаимодействия с клиентами. Поскольку социальные работники общаются с разными группами населения, потребность в каких-то нетривиальных подходах есть всегда. Например, из негосударственных организаций в государственные социальные учреждения пришла технология раннего вмешательства. Это помощь семьям с детьми, имеющими нарушения в развитии. А из шведского опыта была заимствована технология трудовой реабилитации инвалидов. Можно привести и другие примеры. Среди специалистов немало людей ищущих, тех, кто стремится в своей работе не только использовать полезный опыт других, но и сами становятся авторами программ, методик и т.д.  

Инновационная активность находится на пересечении разных областей (социальной работы, психологии, педагогики, социологии, менеджмента и др.), поэтому при разработке новых методов остается большой простор для междисциплинарного сотрудничества. Главное, молодые специалисты должны помнить, что применять инновационные подходы не всегда легко. Нужно научиться работать и продвигать свои идеи, несмотря на препятствия, которые есть в любой сфере.

Не все выпускники этой программы станут практиками в сфере социальной работы, кто-то выберет научную деятельность. Работая в Комиссии по отбору конкурсных студенческих работ, Вы, вероятно, можете оценить, много ли будущих ученых среди наших студентов?

– Студенты направлений «Социология» и  «Социальная работа» традиционно активно участвуют в различных конкурсах на получение стипендий, например, в конкурсах Правительства Петербурга. Преподаватели кафедры теории и практики социальной работы СПбГУ принимают участие в различных исследовательских проектах и приглашают студентов попробовать свои силы в рамках проведения исследований. Интерес со стороны студентов, конечно, есть. Правда, более осознанно занимаются научными исследованиями в основном магистры, но яркие, интересные проекты есть и у обучающихся на программе бакалавриата. Эти ребята могут проявить себя в Совете молодых ученых или в студенческом научном обществе по направлению «Социология», которое было создано в 2015 году.

Изучая теорию социальной работы и осваивая ее методы на практике, наши выпускники могут реализовать себя практически в любой области этой деятельности. Одни выберут работу в управлении социальной сферой, другие предпочтут пошагово претворять в жизнь социальные проекты или работать с людьми, которые нуждаются в помощи. И взаимодействие с работодателями, и комиссия для отбора перспективных студенческих работ нужны именно для развития возможностей всех заинтересованных студентов. Но главное, что хочется отметить – будущие выпускники, какой бы путь они не выбрали, должны быть инициативны, тогда они смогут достичь самых высоких результатов.