В СПбГУ стартовал цикл лекций для школьников «Занимательная социология»

Дата создания

В СПбГУ стартовал цикл профориентационных занятий «Занимательная социология». На первой лекции «Мода глазами социолога» кандидат социологических наук, доцент СПбГУ Людмила Ивановна Ятина рассказала, чем отличается взгляд социолога на модные тренды, фасоны и стиль от взгляда других специалистов.

«Социолога в меньшей степени интересует внешний облик человека, предметы одежды и детали гардероба, — объяснила Людмила Ивановна. — Социологов интересует, почему люди выбирают те или иные вещи, каким образом это связано с их социальным статусом и выбором ценностей. Для одних людей важнее карьера, для других – самовыражение и свобода, а может быть и желание показать, что они выступают за защиту окружающей среды».

С точки зрения социологии, мода зародилась не так давно, всего чуть более 150 лет назад, это современный продукт, порожденный капиталистическим обществом, потому что только в таком обществе возможен был выпуск каких-либо вещей в больших объемах и переход из одного социального слоя в другой.

До появления капитализма все люди с рождения принадлежали к определенному сословию. Со времен французской революции ученые стали называть существующее общество «обществом современного типа». У каждого человека появилась личная свобода. Раньше управляющий не мог и мечтать о том, чтобы надеть костюм своего хозяина, а теперь никто не мог этого запретить.

«Когда мы говорим о моде с точки зрения социологии, то речь идет не столько о вещах, сколько о востребованных образах. Например, в 30-е годы XX века широкие массы населения пытались подражать стилю уже не аристократии, а голливудских звезд. Но в их стиле импонировали не столько наряды, сколько роскошный образ жизни актеров и актрис. Стоит отметить, что уже тогда аристократия не создавала модные тренды, а следовала им. Как правило, свои новинки кутюрье предлагали известным актрисам, художницам, певицам. Только после апробации новинки в свете, ее приобретали представители аристократии», - рассказала Людмила Ивановна.

Сейчас мы живем в обществе потребления, оно постоянно развивается и предоставляет возможность очень многим группам сразу создавать свои стили, продвигать их и даже не конкурировать между собой. Теперь важны не бренды, а тренды.

Сегодня трендами стали здоровый образ жизни и защита окружающей среды. Благодаря этим трендам вернулась мода на велосипеды: мы видим их в рекламных роликах, на обложках журналов и фотографиях знаменитых людей. А вот мода на такой предмет одежды как треники отражает желание многих жителей мегаполисов комфортно себя чувствовать в любом месте и отдохнуть от условностей.

Справка:

Лекции для старшеклассников «Занимательная социология» ежегодно проходят в СПбГУ в осеннем и весеннем семестре. Известные профессора и ученые Университета помогают учащимся сориентироваться в выборе будущей профессии и больше узнать о Санкт-Петербургском университете. Следующую лекцию 18 ноября на тему «Экономика и социология еды» проведет профессор СПбГУ Веселов Юрий Витальевич. Подробнее о цикле мероприятий «Занимательная социология на сайте СПбГУ»