Богомягкова Елена Сергеевна

Профиль в Pure СПбГУ


bogomyagkovaДоцент кафедры теории и истории социологии

Кандидат социологических наук

Образование и трудовая деятельность:

Образование:

  • 1998–2003 социолог, Пермский государственный университет, философско-социологический факультет
  • 2001–2003 психолог, Пермский государственный университет, философско-социологический факультет
  • 2003–2006 — Санкт-Петербургский государственный университет, аспирантура

Занимаемая должность и трудовая деятельность:

  • 2006–2008 — ассистент кафедры теории и истории социологии
  • 2008–2017 — ст. преподаватель кафедры теории и истории социологии
  • 2017 — н.в. — доцент кафедры теории и истории социологии

Основные области научных интересов:

  • социальные проблемы;
  • социология здоровья и медицины;
  • исследования кино;
  • современная социологическая теория и методология.

Участие в научной жизни СПбГУ и факультета:

  • Организатор (совместно с доц. Ломоносовой М.В.) Ежегодной социологической школы СПбГУ
  • Организатор (совместно с доц. Орех Е.А.) студенческих клубов «Социологический анализ кино», «Читаем вместе».

Владение иностранными языками: английский.

Участие в международных программах и проектах:

  • Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, 2004, Санкт-Петербургский конкурс персональных фантов (стипендий) 2004 года для молодых ученых и специалистов. Номер проекта: М04-1.6К-169. Название проекта: «Эвтаназия как социальная проблема». Статус: руководитель проекта.
  • РГНФ, 2005, грант 05-03-03390а, Название проекта: «Эвтаназия как социальная проблема». Статус: руководитель проекта.
  • Министерство иностранных дел Финляндии, 2004 — 2007, Название проекта: ««Обратно в общество» — российско-финский проект по созданию модели мультипрофессиональной клиент-центрированной помощи наркозависимым пациентам государственного здравоохранения в Санкт-Петербурге (Ответственная организация: Дьяконический Политехнический Университет, Ярвенпаа, партнеры: СПб РОО «Возвращение», «Межрайонный наркологический диспансер № 1», Кюми А-Клиника). Статус: исполнитель проекта (выполнение исследовательской работы, социологическое сопровождение проекта).
  • Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, 2007 — 2010, название проекта «Разработка и внедрение на территории Санкт-Петербурга муниципальной модели выявления ВИЧ-инфицированных пациентов нуждающихся в ВААРТ (имеющих в анамнезе наркоманию), а также формирование и сохранение у них приверженности к терапии силами мультипрофессиональных команд, работающих на базе районных ОИЗов» в рамках Программы Глобального Фонда «Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к ВИЧ/СПИД», Статус: исполнитель проекта (выполнение исследовательской работы, социологическое сопровождение проекта).
  • РНФ, 2014 — 2016, грант № 14-18-00359, Название проекта: «Сетевые и потоковые структуры неравенства в современном российском обществе». Статус: исполнитель проекта.
  • РГНФ, 2016, грант № 16-03-14079. Название проекта: «Организация и проведение международной научной конференции „Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского)“. Статус: исполнитель проекта.
  • РНФ, 2018 — 2020, грант № 18-18-00132. Название проекта: „Разработка модели социального развития в условиях постглобализации и поствиртуализации“. Статус: исполнитель проекта.
  • РФФИ, 2018 — 2020, грант № 18-011-01168А. Название проекта: „Российская социология на изломе эпох (1917–1937): от социологического анализа социальных проблем периода Русской революции 1917 года к сохранению российских исследовательских академических традиций в Европе и Америке“. Статус: исполнитель проекта.
  • РФФИ, 2017–2018, грант № 17-83-01003-ОГН. Название проекта: „Гражданская война в России в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник“. Статус: исполнитель проекта в 2018 году.
  • РФФИ, 2019, грант № 19-011-31375. Название проекта: „Геймификация поля политики как социальная и научная проблема“. Статус: исполнитель проекта.
  • РФФИ, 2020–2022, грант № 20-013-00770А. Название проекта: „Цифровые и биомедицинские технологии в практиках заботы о здоровье: российский контекст“. Статус: руководитель проекта.

Международные профессиональные контакты:

Научные стажировки

  • 2005 — Европейский университет, Венгрия
  • 2014 — Карлов университет, Чехия
  • 2014 — Университет Карлсруэ, Германия

Член Европейской социологической ассоциации, член Правления (2019–2020) Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС), член Социологического общества им. М. М. Ковалевского.

Основные читаемые курсы:

Социальные проблемы: логика конструкционисткого анализа

Спецкурс для студентов 3 курса Социальные проблемы: логика конструкционисткого анализа Богомягкова Е.С., ст.преп. кафедры теории и истории социологии, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема. Иоганн Вольфганг фон Гете Вы активны и Вам небезразлично то, что происходит в современном обществе? Вас интересует, каким образом возникают социальные проблемы? Вы хотите понять, что определяет взгляды, реакции и действия людей в отношении какой-либо проблемы и чем объясняется непостоянство общественного внимания к социальным проблемам? Вы хотите научиться анализировать социальные проблемы в рамках самого современного подхода? Вы стремитесь научиться формулировать и продвигать свои идеи, чтобы они привлекали общественное внимание? Приходите на спецкурс! И Вы узнаете, что такое конструирование социальной проблемы Вы познакомитесь 1. С различными концепциями социального конструкционизма — концепция „публичных арен“, концепция „повестки дня“ (agenda setting), концепция моральной паники, концепция просторечных ресурсов и др. 2. С риторическими и визуальными стратегиями конструирования социальных проблем. 3. С малодоступными русскоязычными и иностранными статьями, посвященными исследованиям современных социальных проблем. Вы научитесь: 1. Анализировать современные социальные проблемы, осуществляя деконструкцию. 2. Понимать роль социальных агентов и СМИ в конструировании социальной проблемы. 3. Формулировать и убедительно представлять свои идеи с целью привлечения общественного внимания. Предполагается просмотр и анализ фильма ПРИХОДИТЕ — БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!

Конструирование и деконструкция социальных проблем

Рабочая программа учебной дисциплины по выбору „Конструирование и деконструкция социальных проблем“ выполнена в соответствии с компетентностно-ориентированным учебным планом по уровню подготовки магистратура, по направлению 040100 „Социология“ и соответствует стандарту 3-го поколения. В рамках курса предполагается знакомство обучающихся с конструкционистским подходом к исследованию социальных проблем, особенностями строгого и контекстуального конструкционизма, ролью социальных институтов (особенно, СМК) и социальных групп, социальных акторов в процессах проблематизации. Конструкционисткий подход является одним из самых современных подходов в изучении социальных проблем, позволяет сформировать у студентов представление о социальных процессах, происходящих в обществе, их субъективной составляющей. Кроме того, курс позволяет овладеть навыками конструкционисткого анализа современных социальных проблем. В ходе обучения предполагается использование различных образовательных технологий: лекционные занятия, в том числе, с использованием визуальных презентаций, подготовленных преподавателем, групповые дискуссии, анализ текстовой и визуальной информации (печатные и электронные СМК), отражающей процесс конструирования социальных проблем, подготовка эссе по анализу конкретных социальных проблем в рамках конструкционистской методологии, самостоятельная работа студентов с литературой, подготовленной преподавателем в виде ридера к курсу. Курс носит интерактивный характер.

Социальные проблемы

Учебная дисциплина „Социальные проблемы“ имеет важное значение для профессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Именно в рамках этой дисциплины формируются навыки анализа и понимания социальных проблем, что является неотъемлемой составляющей профессионального мышления и профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. В структуру дисциплины входят три компоненты научного подхода к социальным проблемам: теоретические основы изучения социальных проблем (модуль I); вопросы эмпирического изучения социальных проблем (модуль II); интервенции в социальные проблемы и методы их решения (модуль III). По итогам курса студенты смогут сочетать научное знание с практическими социальными преобразованиями. Особое внимание уделено рассмотрению методов оценки программ и проектов, направленных на решение и интервенцию в социальные проблемы, что является актуальной задачей для современного специалиста по социальной работе.

Социологический анализ визуального документа

Социальные проблемы в цифровом обществе

Курс „Социальные проблемы в цифровом обществе“ формирует у студента навыки анализа современных социальных проблем на основе одной из самых влиятельных на сегодняшний день концепций социальных проблем в мировой социологии — социального конструкционизма. Курс разработан с учетом траекторий развития современного общества, одной из которых является перемещение активности социальных групп и общественных движений в виртуальную реальность. В рамках курса предполагается знакомство обучающихся со спецификой конструкционистского подхода при изучении онлайн (new media, блогосфера, цифровой журнализм, слактивизм, хактивизм, newsgames и т. д.) и офлайн активности. По итогам курса студенты познакомятся с основными концепциями социального конструкционизма (концепция публичных арен С. Хилгарнера и Ч. Л. Боска, концепция установления повестки дня М. Маккобса и Д. Шоу, концепция моральной паники С. Коэна, концепция просторечных ресурсов П. Ибарры и Дж. Китсьюза, и др.), научатся анализировать риторические и визуальные стратегии конструирования социальных проблем. Значительное внимание уделяется рассмотрению эмоциональных аспектов социальных проблем. В ходе обучения предполагается использование современных образовательных технологий: лекционные занятия, в том числе, с использованием визуальных презентаций, подготовленных преподавателем, групповые дискуссии, разбор кейсов, анализ текстовой и визуальной информации, отражающей процесс конструирования социальных проблем, подготовка эссе по анализу конкретных социальных проблем в рамках конструкционистской методологии, самостоятельная работа студентов с литературой, подготовленной преподавателем в виде ридера к курсу. Курс носит интерактивный характер и читается на русском языке.

Публикации:

  • Богомягкова Е. С. Эвтаназия как социальная проблема: стратегии проблематизации и депроблематизации // Журнал исследований социальной политики. 2010. № 1. С. 33–52
  • Богомягкова Е. С. III Ковалевские чтения // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 140–141
  • Богомягкова Е.С., Ломоносова М. В. Итоги проведения научно-образовательного семинара — зимняя социологическая школа „Современная социологическая методология — от теории к практике“ // Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. Сентябрь 2011. Выпуск 3. С.361–362
  • Богомягкова Е. С. Эвристический потенциал концепций контекстуального конструкционизма в исследовании социальных проблем // Проблемы теоретической социологии. Вып.8. Межвуз. сб./Отв. Ред. А. О. Бороноев — СПб.: Скифия-Принт, 2011. — 280 с. — С.117–193.
  • Богомягкова Е. С. Социальные проблемы как языковая игра // Современная социологическая методология — от теории к практике. Сборник научных статей по итогам Зимней социологической школы в 2011 году / Отв. ред. А. О. Бороноев, Е. С. Богомягкова. — СПб.: Скифия-Принт, 2013. — 170 с. — С.96–104.
  • Богомягкова Е. С. Глобальные социальные проблемы на аренах публичного дискурса России // Современная социологическая методология — от теории к практике: сборник статей по итогам II Ежегодной Социологической школы, под ред. проф. Бороноева А.О. — 2012. — С. 65–80.
  • Богомягкова Е. С. Социальные проблемы: логика конструкционистского анализа // Проблемы теоретической социологии. Вып.9. Межвуз. сб./Отв. Ред. А. О. Бороноев — СПб.: Скифия-Принт, 2012. — 254 с. — С. 150–161.
  • Богомягкова Е. С. Социология социальных проблем: современное состояние и перспективы развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 3. С. 39–54
  • Богомягкова Е. С. Социальные проблемы как дискурс: производство новых форм неравенства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 4. С. 112 — 118.
  • Богомягкова Е. С. Вспомогательные репродуктивные технологии в контексте социального неравенства // Социология науки и технологий. 2015. Т.6. № 4. С. 98 — 109.
  • Богомягкова Е.С., Ломоносова М. В. Role of Assisted Reproductive Technologies in the Production of New Forms of Social Control and Discrimination // Proceedings of Papers of International Conference on Knowledge and Politics in Gender and Women’s Studies 2015, Gender and Women’s Studies, GSSS, ODTÜ, Ankara, Turkey, 2016. P. 307 — 317. http://gws.metu.edu.tr/buildingbridges/
  • Богомягкова Е.С., Зорин Г. В. Понятийный аппарат социологии инновационных и технологических рисков // Социология науки и технологий. 2014. Т.5. № 2. С. 151–157.
  • Богомягкова Е. С. Подготовка к семинарским занятиям по дисциплине „Основы социологии“, Самоподготовка студентов по дисциплине „Социальные проблемы“ // Изучение теоретической социологии: учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов бакалавриата» / Под ред. Н. А. Головина. Ф-т социологии СПбГУ. — СПб: Скифия-Принт, 2014. — С. 30–51, С. 106–125.
  • Богомягкова Е. С. Новые конфигурации социального неравенства в контексте развития биотехнологий // Телескоп: Журнал социологических и маркетинговых исследований. 2016.№ 2. С.38–42.
  • Богомягкова Е.С., Ломоносова М. В. Репродуктивные права человека и вспомогательные репродуктивные технологии: новые формы и виды неравенства // Экономические стратегии. 2015. № 9. С.90 — 97.
  • Богомягкова Е.С. «Генетизация» общества: технологии и интересы // Человек. 2016. № 6. С. 45–59.
  • Богомягкова Е.С., Ломоносова М. В. Социологическая школа СПбГУ: к вопросу о формировании профессиональных компетенций социолога // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 154–156.
  • Богомягкова Е.С., Рогожина Е. П. Отношение к эвтаназии в России и Германии: опыт сравнительного анализа // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 88–96.
  • Богомягкова Е. С. Потенциал социологии эмоций в исследовании социальных проблем // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2016. № 4. С. 41 — 52.
  • Богомягкова Е.С., E. Orekh, M. Lomonosova. New Configurations of Social Inequality in the Context of Biotechnologies Development // SGEM INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY SCIENTIFIC CONFERENC ON SOCIAL SCIENCES AND ARTS, 2016, P. 667 — 675. (ISBN 978-619-7105-71-1, ISSN 2367–5659, DOI: 10.5593/sgemsocial2016B12)
  • Богомягкова Е.С., E. Orekh, O. Sergeyeva. Selfie phenomenon in the visual content of social media // International Conference on Information Society (i-Society 2016), Ireland, Dublin, October 10–13, 2016, Proceedings. ISBN: 978-1-908320-62-9 CFP1629N-USB. P. 116–119.
  • Богомягкова Е. С. Вызовы социологии в контексте «поворота к биологии» // Проблемы теоретической социологии: Межвуз. сб. Вып. 11/Отв. ред. А. О. Бороноев. — СПб.: Астерион, 2016. — 256 с. — С. 73 — 84.
  • Богомягкова Е.С., Teela Pakkasvirta, Sakari Kainulainen, Galina Khan, Dmitri Ostrovsky. Promoting client centered substance abuse care in St. Petersburg // Helsinki: Diakonia-ammattikorkeakoulun julkaisuja, 2009.
  • Богомягкова Е.С., Ломоносова М. В. Вспомогательные репродуктивные технологии: к вопросу о новых формах социального неравенства // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 20(3). С. 180 — 198.
  • Богомягкова Е.С., Evsikova E. v. , Nikolaenko G. A. THE CASE OF MEMORY STUDIES: STUDENTS REMEMBERING 1993 // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 3. С.302 — 314.
  • Богомягкова Е.С., Orekh E., Bogomiagkova E. ‘Being on Trend’: Selfie as a Social Phenomenon // International Journal of Digital Society (IJDS). Volume 8. Issue 1. March 2017. DOI: 10.20533/ijds.2040.2570.2017.0152
  • Богомягкова Е.С., Ломоносова М.В. «Умереть дважды»: культурные интерпретации и социальные практики трансплантации органов. Рецензия на книгу: Lock M. (2002) Twice Dead: Organ Transplants and the Reinvention of Death, Berkeley; Los Angeles: University of California Press. // Социология власти. 2017. № 29 (3). С. 292–303.
  • Богомягкова Е. С. Поворот к биологии: перспективы развития социологического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11. Вып. 1. С. 35–50. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2018.104
  • Богомягкова Е.С., Орех Е.А., Богомягкова Е.С. «Брать от жизни все…»: дискурс российских родителей о детских видеоиграх // Logos et Рraxis. 2018. Т. 17. № 3. С. 59–69. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2018.3.7
  • Богомягкова Е.С., Бойцова О.Ю., Герасимова М.М., Глухова М.Е., Дупак А.А., Захарова А.С., Зиновьева Н.А., Орех Е.А., Сергеева О. В. Гражданская война в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник / Под ред. Е. А. Орех — СПб.: // Скифия-принт, 2018. -176 с. 32 с. ил.
  • Богомягкова Е.С., Иващенко К. А. Проблема поддержания социального порядка в ситуации организационных изменений (на примере медицинского сообщества) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII № 1. С. 66–89. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2019.22.1.
  • Богомягкова Е.С., Орех Е. А. Современные концепции здоровья: от качества жизни к ее наполненности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 51. С. 129–139.