Яшина Мария Николаевна

Профиль в Pure СПбГУ


Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии
Кандидат социологических наук

Основные области научных интересов

  • методы социологических исследований;
  • социология образования;
  • социология детства;
  • альтернативные формы образования;
  • социология личности.

Исследовательский проекты

  • 2015–2016 — «Семейное образование как новая образовательная практика в современной России» (грант РГНФ №-15-33-01398)
  • 2012–2013 — «Дошкольное образование как образовательный и жизненный ресурс. Российские семьи в освоении раннего образовательного пространства» (грант РГНФ №-12-03-00635)
  • 2009–2010 — «Исследователь» в разных видах эмпирического социологического исследования» (грант РФФИ №-09-06-00409а)
  • 2008–2009 — «Дошкольное образование в Санкт-Петербурге: доступность и качества образовательных программ. Родительские практики освоения ранней образовательной среды» (грант РГНФ № 08-03-00548а)
  • 2008–2009 — «Преступность несовершеннолетних в Германии и России: сравнительное исследование латентной преступности в культурном контексте с целью проверки институциональной теории аномии и теории контроля».
  • 2008–2009 — индивидуальный грант президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (кандидатов наук) «Образовательные стратегии обучающихся в условиях Болонской системы» (МК-5022.2008.6)
  • 2007 — «Трансформация образовательных стратегий студентов вузов Санкт-Петербурга в условиях перехода к Болонскому процессу» (грант № PD07-3.15–113)
  • 2021 Стратификационные барьеры цифровизации образования (Комитет по науке и высшей школе г. Санкт-Петербурга, грант в сфере научной, научно-технической деятельности в форме субсидий в 2021 г.)
  • 2019–2021 Российские семьи в планировании и реализации образовательного маршрута детей (РФФИ № 19-011-00947)
  • 2020–2021 Родители как субъекты образовательной политики школы (РФФИ № 20-013-00899)
  • 2018–2019 Онлайн-сообщества в сфере здоровья: самопомощь, поддержка «равный — равному» и социальные риски в контексте цифрового здравоохранения (РФФИ № 18-013-00726)
  • 2017–2018 Высокорейтинговые школы как фактор формирования человеческого капитала в России. Семейные инвестиции в образование детей. (РФФИ № 17-03-00839)
  • 2017 «Законодательное регулирование практики создания и использования мест, оборудованных для анонимного оставления новорожденных детей» госконтракт № ГК-17/201 от 25.10.2017

Владение иностранными языками: английский.

Основные читаемые курсы

  • Методология и методика социологического исследования
  • Цифровые архивы и интернет источники социологических данных
  • Особенности изучения социально уязвимых и труднодоступных групп населения (курс по выбору)
  • Социологические методы изучения детей и подростков (курс по выбору)
  • Качественные методы в прикладных социологических исследованиях (курс по выбору)
  • Методы вторичного анализа данных (курс по выбору)

Публикации

  • Яшина М. Н. Модели образовательного поведения в современном российском обществе // СПб: РГПУ. им. Герцена, 2009.
  • Яшина М. Н. Истоки теоретических воззрений Э. Эриксона на роль социальных факторов в развитии личности // Дискуссия. Ежемесячный научный журнал. 2014. № 5 (46). С. 91–102.
  • Яшина М.Н., Белоусов К. Ю. Девиантный контент в интернете и его использование студенческой молодежью // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики//Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. С. 22–27.
  • Яшина М. Н. Контекст употребления термина «семейное образование» в Национальном корпусе русского языка // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 26–29.
  • Яшина М. Н. Современное состояние семейного образования в России // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 2016. № 8. С.74–78.
  • Яшина М. Н. Развитие семейного образования в России // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 62–65.
  • Яшина М. Н. Семейное образование в сети Интернет // Социология образования. 2017. № 2. С. 63–73.
  • Яшина М. Н. Специфика изучения сообществ, посвященных семейному образованию, в социальных сетях // Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции, Владивосток, 6 -8 июня 2017 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. А. Г. Филипова — Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2017. — 255 с.
  • Яшина М. Н. Региональные практики реализации семейного образования // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19—21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров-Электрон. дан.- М.: Российское общество социологов, 2016.
  • Социология Учебник 2-е изд., испр. и доп. — Сер. 58 Бакалавр. Академический курс Москва, Издательство Юрайт, 2017
  • Социальные ресурсы семьи в образовательных организациях разных типов//Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (21), 2018 https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3825
    Рейтингование школ повышенного уровня// ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 5–2018. С.114–122
  • Международный опыт изучения семейного образования //Географии детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик: материалы международной научной школы-конференции, Владивосток, 29–31 мая 2018. / отв. ред. А. Г. Филипова -Спб.: Астерион, 2018.- 296 с. С.292–295.
  • Анкетирование и интервьюирование детей //Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] [Электронный ресурс]/ Отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М.: Изд-во РОС, 2018. 638 с. 1 СD ROM. ISBN 904-5-904804-25-1 С.437–442
  • Наблюдение// Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] [Электронный ресурс]/ Отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М.: Изд-во РОС, 2018. 638 с. 1 СD ROM. ISBN 904-5-904804-25-1 С.462–466
  • Эриксон Эрик //Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] [Электронный ресурс]/ Отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М.: Изд-во РОС, 2018. 638 с. 1 СD ROM. ISBN 904-5-904804-25-1 С.577–581
  • Биографические подходы для изучения высокорейтинговых школ //Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. 2018. Издательство: МЦНС «Наука и Просвещение» С.230–232
  • Обществознание: методические указания (Школьные олимпиады СПбГУ). Под ред. Алейникова А.В.,Пашкова М.В., Миронова Д. В. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017 10 п.л.
  • Школьные олимпиады СПбГУ 2018. Обществознание: учеб.-метод.пособие / под ред. А. В. Алейникова, М. В. Пашкова, Д. В. Миронова. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018 188 стр.
  • Школьные олимпиады СПбГУ 2019. Обществознание: учеб.-метод. пособие / под ред. А. В. Алейникова, М. В. Пашкова, Д. В. Миронова. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019 239 стр.
  • Показатели доступности качественного образования в школах Санкт-Петербурга //Альма-матер, № 4, 2019, с. 58–61.
  • ВОВЛЕЧЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО: МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД //Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (Улан-Удэ), 2019. С. 290–291
  • Online school for students of 10–11 grades as a family solution//1st International Scientific Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2019) AEBMR-Advances in Economics Business and Management Research. Том: 81. Р. 694–697
  • Digital educational environment in Russian schools in the estimation of parents // International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019) Advances in Economics, Business and Management Research, volume 105 // https://www.atlantis-press.com/proceedings/iscde-19/125924673 Р. 619–622.
  • Репетиторство в системе подготовки школьников в Санкт-Петербурге//Теория и практика общественного развития. — 2020.-№ 1 С. 74–77.
  • Антипрививочный скепсис у родителей//Электронный научный журнал Социальные аспекты здоровья населения № 1 2020 (66)
  • Перезагрузка основных участников дистанционного обучения// Человеческий капитал в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19: университеты, корпорации, ценности. Сборник материалов семинара. Санкт-Петербургский государственный университет, Севастопольский государственный университет, Иркутский государственный университет. Санкт-Петербург, 2020.- С. 49–56.
  • Вовлеченность в дистант: школьники и родители о новом опыте обучения //Материалы X международной социологической Грушинской конференции «Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности». Москва, 2020. С. 213–217.
  • (Не)знакомое детство глазами детей, родителей, исследователей (обзор секции по проблемам социологического осмысления детства X Грушинской социологической конференции)//Социологическая наука и социальная практика, № 4, 2020 С. 224–234
  • ОДИНОКОЕ ОТЦОВСТВО В РОССИИ: НОВАЯ ФОРМА РОДИТЕЛЬСТВА //Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Отв. редактор В. А. Мансуров. 2020. С. 4443–4451.
  • Портрет семей российских хоумскулеров: по результатам онлайн-опросов //Дискурс. 2020. Т. 6. № 6. С. 87–98
  • Вовлеченность родителей в образование своих детей: на примере модели Д.Эпштейн //Science SPbU-2020. Сборник материалов Международной конференции по естественным и гуманитарным наукам 25 декабря 2020 года. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — 1702 с. С.1216–1217
  • Мотивы выбора родителями семейной формы образования//Наука СПбГУ — 2020. Сборник материалов Всероссийской конференции по естественным и гуманитарным наукам с международным участием, 24 декабря 2020 года. — СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 1201–1202
  • Family leadership and environmental sustainability:a case of the single fathersin Russia Электр. E3S Web Conf. Volume 250, 2021
  • «Никто не поможет…»: отказы от новорожденных детей и бэби-боксы//Социологические исследования. 2021. № 5. С. 47–57.
  • Цифровизация образования в высшем учебном заведении //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 10. С.102–106
  • Восприятие цифровизации образовательного процесса студентами вузов Санкт-Петербурга//Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». 2021. № 3 С. 172–173

Примерный список курсовых и дипломных работ

  1. Эффекты социализации и ее эффективность в современном российском обществе (проблема трансляции социального опыта)
  2. Усвоение социальных норм в контексте образовательной системы
  3. Социальное значение возраста в современном обществе
  4. Вовлеченность родителей в образовательный процесс
  5. Студент на рынке труда
  6. Влияние наличия работы у студента на качество образования
  7. Семейное образование как социальный институт
  8. Цифровизация образования
  9. Поддержка российской науки: что изменилось за 20 лет (репликационное исследование)
  10. Доступность дошкольных образовательных учреждений в мегаполисе.
  11. Альтернативное образование в современной России.
  12. Особенности изучения труднодоступных групп
  13. Оценка результативности методов сбора данных
  14. Игрушка в жизни ребёнка: социальное значения и маркер социального статуса.
  15. Интернет-обзоры как агенты социализации
  16. Социальные Интернет-сети как ресурс альтернативного образования детей школьного возраста
  17. Результативность социализации детей школьного возраста: разработка комплексной методики измерения с использованием модели Раша