Пивоваров Александр Михайлович

Профиль в Pure СПбГУ


pivovarovДоцент кафедры социологии культуры и коммуникации

Кандидат социологических наук

Образование и трудовая деятельность:

  • 2002 — окончил факультет психологии СПбГУ
  • 2006 — получил степень кандидата социологических наук (аспирантура факультета социологии СПбГУ)
  • 2006–2010 — ассистент кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ
  • 2011 — настоящее время — доцент кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ.

Основные области научных интересов:

  • Социология коммуникации
  • Социология риска
  • Социологический анализ креативности
  • Социологический анализ телесности

Читаемые учебные курсы:

  • Социология (для направления «Философия» и «Психология»)
  • Деловая коммуникация: социально-психологические аспекты
  • Межличностная коммуникация
  • Социология коммуникаций (семинары)
  • Профессиональные коммуникации в управлении человеческими ресурсами

Онлайн-курсы:

  • «Язык эффективной коммуникации»
  • «Язык эффективной коммуникации в цифровой среде»
  • «Язык эффективной коммуникации в профессиональной деятельности»

Участие в научной жизни СПбГУ и факультета:

Координатор ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики»

Владение иностранными языками: English.

Публикации:

  • Пивоваров А. М. Методологические основания исследования внутриличностной коммуникации // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: Сб. научн. статей / Отв. ред. О. Г. Филатова. СПб, 2006
  • Пивоваров А. М. Внутриличностная коммуникация как предмет социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии 2006, в»- 4. С. 50–65.
  • Пивоваров А. М. Определение ситуации как потребление реальности: между переключением и рефреймингом // Материалы VI международной научной конференции «Потребление как коммуникацияв» СПб, 2010. C. 281–285.
  • Пивоваров А. М. Коммуникативные механизмы креативного процесса // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании III международная научно-практическая конференция (Минск 2012)
  • Пивоваров А. М. Пивоваров А. М. Межличностная и межкультурная коммуникативная компетентность: соотношение понятий и направления развития // Межкультурные взаимодействия в условиях глобализации: опыт России и Кореи / Отв. ред. Р. К. Тангалычева, И. А. Коргун. СПб.: Скифия-принт, 2012
  • Пивоваров А. М. Теоретико-методологические основания изучения внутриличностной коммуникации: перспектива социологического анализа // Интеграция, коммуникация, управление. Сборник статей молодых ученых. СПб, 2005. С. 42–62.
  • Пивоваров А.М., Хохлова А. М. Риски творческой деятельности художников: «за» и «против» участия в арт-сообществах // Журнал социологии и социальной антропологии 2014, № 1, стр 139–154
    В статье анализируется значение риска и неопределенности в жизни участников арт-сообществ, объединяющих художников Санкт-Петер- бурга. Опираясь на эмпирические данные, собранные в ходе изучения че- тырех кейсов, и используя в качестве аналитической рамки концепцию «хождения по краю» С. Линга, авторы проводят параллели между любителями экстремальных практик и профессиональными художниками.
    Пивоваров А. М. Понятие деловой коммуникации: к вопросу об определении // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей и выступлений участников международной научной конференции. 2015 Издательство: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва), стр. 198–207
    В статье представлена критика существующих определений деловой коммуникации на основе социологического подхода к изучению социаль ной коммуникации. По мнению автора, ключевым признаком контекс та деловой коммуникации является прагматическая нацеленность на принятие решения, которое способно дать практический результат или пользу хотя бы одной из взаимодействующих сторон.
  • Пивоваров А.М., Хохлова А. М. Петербургские арт-сообщества: стратегии и тактики совладания с рисками креативного труда // Многоликая современность. Сборник к 60-летию доктора философских наук, профессора В. В. Козловского/отв. ред. Р. Г. Браславский, А. В. Малинов — СПб: Интерсоцис, 2014, с. 303–340
  • Пивоваров А. М. Коммуникативная модель креативного процесса // ИНФОРМАЦИЯ-КОММУНИКАЦИЯ-ОБЩЕСТВО. Том: 1. Год: 2016. Страницы: 279–283.
    На основе системной модели креативности М. Чиксентмихайи обосновывается необходимость социальной коммуникации для осуществления успешного творческого процесса. Утверждается, что креативный процесс в широком смысле этого слова всегда является коллективным, по причине того, что креативность человека невозможна без социальной коммуникации. На основе ролевой структуры коллектива изобретателей, выявленной Л. Пономаревым и Ч. Гаджиевым, предлагается коммуникативная модель креативного процесса, основными компонентами которой являются постановка задачи, эмоциональная активация, генерирование идей, объективация идей и анализ идей.
  • Пивоваров А.М., Nikiforova O. A. Communication in Creative Process of Art Communities // Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(25), DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i25/90760, July 2016
    Purpose: This research is aimed at an enquiry into whether it is possible in an analysis of an artistic creative process to use a model, major components (sub-processes) of which include a problem statement, emotional arousal, generating, objectification and evaluating. Methods/Analysis: The research methodological framework includes a communicative approach. It involves comprehension of creative sub-processes using a communication analysis that takes place in a team, members of which are engaged in solving an intellectually demanding task. The evidence-based framework for the paper included the data gathered with a method of a semi-structured interview in time of field research. Their object included four art communities that in an urban environment (e.g. Moscow, Saint Petersburg) had brought together more than thirty artists, working in various genres of the contemporary art. Results: The findings presented in the paper describe the sub-processes of objectification and emotional arousal in an individual and team creative work of artists, as well as understanding a role performed by communication in each process performance. Novelty/Improvements: Firstly, the research novelty lies in the model of the creative process used for the artwork analysis; the model was elaborated in the field of invention. Second, it lies in a description of the relationship between communication and creativity in the artwork of the artists clustered into art communities. Third, it lies in the identified «material» form of objectification in the artistic creative process.
  • Пивоваров А. М. Рационализация сексуальных практик современной молодежи: российский контекс // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур. Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и ИАЭ РАН, 13—16 октября 2016 г., Смоленск: в 2 т. / отв. ред. Н. Л. Пушкарева, Н. А. Мицюк. Смоленск М.: Изд-во СмолГУ, ИАЭ РАН, 2016. Т. 1. С. 414–417 с.
  • Пивоваров А. М. Социология креативности: современное состояние направления исследований // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19—21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров-Электрон. дан.- М.: Российское общество социологов, 2016. — С. 2051–2064 — (DVD ROM).
    а сегодняшний день известно мало примеров концептуализации креативности с позиций социологии, однако значимость социального измерения прослеживается во всех важнейших аспектах этого явления — креативном процессе, креативном продукте и креативной личности. C опорой на системную модель Т. Эмабайл и М. Чиксентмихайи в статье анализируется значение теорий культурного производства и социального капитала П. Бурдье для изучения социального признания результатов творческого процесса и для объяснения творческих достижений. Утверждается, что социологический подход предполагает рассмотрение любого творческого процесса как коллективного, в виду его неразрывной связи с социальной коммуникацией.
  • Пивоваров А. М. Коммуникативный анализ креативного процесса в арт-сообществах // Дискурс № 3, 2016, с. 72–84
    В вопросе идентификации компонентов креативного процесса автор предлагает опираться на представления и концепции, утверждающие глубокую взаимосвязь между коммуникацией и креативностью. Коммуникативный подход предполагает выделение подпроцессов, участвующих в творчестве, с помощью анализа коммуникации, происходящей в коллективе, участники которого заняты решением творческой задачи. Используется модель креативного процесса, основными компонентами (подпроцессами) которой являются постановка задачи, эмоциональная активация, генерирование, объективация и оценивание. Анализируется то, как реализуются подпроцессы эмоциональной активации и объективации в ходе индивидуальной и коллективной творческой деятельности художников, а также взаимосвязь их реализации с коммуникацией. Эмпирической базой работы послужили данные, собранные с помощью метода слабоструктурированного интервью в ходе полевых исследований, объектом которых являлись 4 арт-сообществ, объединяющих в совокупности более трех десятков художников Санкт-Петербурга, работающих в различных жанрах актуального искусства
  • Пивоваров А. М. Современные направления рационализации сексуальности: российский контекст // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИОЛОГИЯ. Том: 10, № 1, 2017 С, 126–140
    Опираясь на определение М. В ебера, согласно которому рациональностью является «последовательность какой-либо интеллектуально-теоретической или практически-этической позиции», используя вторичный анализ данных социологических и психологических публикаций отечественных исследователей, автор рассматривает некоторые направления рациона- лизации сексуальности в современной России, среди которых особого внимания, с его точки зрения, заслуживают макдональдизация, «текучая», а также «коммуникативная» рационализация
  • Пивоваров А.М., Ткачук Д. В. Капитализация телесности в современном музыкальном клипе // Дискурс, № 2, 2019, стр. 78–89
    Рассматриваются вопросы капитализации телесности в контексте социологической теории Пьера Бурдье и его последователей. Представлены результаты качественного визуального анализа российских музыкальных поп-клипов с точки зрения функционирования представленных в них телесных образов в качестве физического, эротического и символического капиталов. На данном материале выявлены три основных паттерна капитализации телесности: телесная трансформация, осуществляемая с целью обозначения положения героев в социальной иерархии, регуляция символической ценности телесных образов, а также легитимация гендерных стратегий накопления и конвертации эротического капитала.
  • Пивоваров А. М. Социология тела в поисках своей идентичности: анализ исследовательских программ // Социологический журнал № 4, 2019, стр. 9–27
    Автор статьи ставит проблему статуса социологии тела в качестве самостоятельной субдисциплины, выдвинув предположение о том, что сегодня это название лишь объединяет спектр социологических направлений, занимающихся исследованием отдельных теоретических и прикладных вопросов, связанных с телесностью. Проведенный обзор позволяет зафиксировать тенденцию фрагментации исследовательской области социологии тела и укрепления ее статуса в качестве рубрики исследований, а не полноправного направления социологической науки. С целью уточнения предметной области социологии тела и ее соотнесения с другими дисциплинами, изучающими телесность, в статье анализируются три классификации теорий, используемые в Body Studies, — философская, антропологическая и социологическая. В качестве обозначения противоположных исследовательских программ в социологической классификации теорий тела, в отличие от других исследователей, автор считает наиболее адекватной оппозицию структурализм/интерпретативизм.