Эксперт СПбГУ на Форуме труда: «Очень немногие молодые специалисты хотят оставаться на работе более трех лет»

Дата создания

О том, как университеты на практике решают образовательные задачи, поставленные государством, а также на какие вопросы на этом пути им приходится находить ответы, рассказала первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова в рамках V Санкт-Петербургского международного форума труда. Среди тем, которые обсудили участники дискуссии «Перспективы реализации национального проекта „Образование“ в новой парадигме труда и занятости», — трудовые ценности молодых специалистов, гибкость системы обучения и глобальная роль образования.

Современная система образования обязана вовремя реагировать на изменения, постоянно происходящие в мире. Вот почему государство ставит всё новые задачи для образовательных учреждений, которые находят отражение в национальных проектах, указах и программах развития. Марина Лаврикова рассказала, как университеты адаптируются к изменениям, а также выделила несколько главных вопросов, ответы на которые высшие учебные заведения должны найти уже сегодня.

Первый — это вопрос о глобальной роли образования: оно существует для того, чтобы люди могли самореализоваться, или его цель в другом — подготовить кадры для экономики? «Я понимаю, что противопоставление здесь невозможно, но на практике мы постоянно имеем с этим дело», — сказала первый проректор.

Когда к нам приходит потенциальный абитуриент и мы начинаем говорить, ради чего он поступает на определенную образовательную программу, то видим: кто-то пытается просто стать образованным человеком, но многие все же видят свою профессиональную перспективу, обладают желанием развиваться и получить ту профессию, которая поможет строить профессиональную деятельность.
Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова

Второй, не менее важный вопрос — как организовать новую систему образования? Марина Лаврикова привела в пример несколько проблем, которые необходимо решить университетам в ближайшее время. Среди них — стремительное устаревание федеральных государственных образовательных стандартов, а также государственная задача, связанная с предоставлением студенту возможности поменять траекторию уже после второго года обучения. «Как выстроить модель бакалавриата и специалитета, чтобы такая возможность возникла? Какие нормативные решения необходимо принять для того, чтобы это было возможно сделать в рамках одного направления? Понятно, что мы должны наполнять программы нужным содержанием, но это содержание во многом будет зависеть от той рамки, которая будет сформирована», — отметила спикер.

Еще одна тема связана с обучением и трудоустройством выпускников, которые обладают особыми трудовыми ценностями. Марина Юрьевна рассказала, что во время открытия Молодежного форума труда участникам рассказали о том, как молодые специалисты подходят к выбору карьеры: «Все говорили о том, что им не хочется „работать на дядю“. Лучше заниматься самореализацией в рамках самозанятости или в крайнем случае развивать собственный проект. У них нет настроя на приход в корпорацию и на жизнь в этой корпорации. Мы даже провели опрос в зале, и выяснилось, что очень небольшое количество людей хотели бы оставаться на рабочем месте более трех лет. Так поколение Z себя видит. Что мы будем с этим делать в системе образования? На этот вопрос необходимо будет ответить».

V Санкт-Петербургский международный форум труда впервые проходит сразу в двух российских столицах и в смешанном формате с 19 по 23 апреля 2021 года. Организаторы форума — правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет, Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при поддержке Министерства труда и социальной защиты России, Федеральной службы по труду и занятости населения РФ.

Также участники дискуссии обсудили вопрос адаптации к новым условиям труда и жизни, которые постоянно меняются. «В прошлом году было одно, сейчас — другое. На перемены накладывается пандемия, меняются привычки и мотивация, причем все эти изменения очень серьезные. То, что происходит в социальной сфере и на рынке труда, безусловно, очень влияет на систему образования, потому что в образование приходят люди. Люди — со своими интересами и своей мотивацией», — сказала Марина Лаврикова.

Модераторами дискуссии выступили профессор СПбГУ Павел Дерюгин, заведующий лабораторией изучения социально-экономических и политических процессов современного общества СПбГУ Сергей Иванов и доцент СПбГУ Любовь Лебединцева. Кроме того, с докладами выступили первый заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Ирина Ганус, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Евгений Горин, заместитель директора Центра опережающей профессиональной подготовки Степан Жолован и другие эксперты.