Эксперт СПбГУ: потребители — это бесплатная рабочая сила для укрепления брендов

Дата создания

Профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Дмитрий Иванов рассказал о главных чертах современного капитализма, среди которых превращение пользователей социальных сетей в бесплатных работников. Такое мнение ученый озвучил на V Санкт-Петербургском международном форуме труда.

Как отметил Дмитрий Иванов, концепция глобализации утвердилась в 80–90 годы XX века. В это время возникла идея о глобальной интегрированной экономике и даже о всемирном обществе, к которым идет человечество. Однако, по мнению эксперта, никакой единой, а тем более планетарной экономики не существует. То, что мы действительно видим, — это трансграничные потоки и сети, созданные транснациональными компаниями. Именно они запускают международные потоки вещей (товаров, оборудования), людей (сотрудников корпораций, мигрантов) и идей (бренды, реклама и финансовые технологии).

Из статистики видно, что существуют полтысячи крупнейших транснациональных компаний, которые определяют лицо глобализации. То, что называется мировой торговлей, на 50% обеспечивается ими. Но самое главное, с моей точки зрения, — транснациональные компании получают 80% платежей, которые называются роялти — это платежи за использование патентов, брендов, авторских прав. Вот здесь и кроется секрет того, что называется глобализацией.

Профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Дмитрий Иванов

Дмитрий Иванов объясняет интенсивность глобализации во второй половине XX века и на рубеже тысячелетий тем, что в ее основе лежит виртуализация, то есть замещение реальных объектов и действий образами и коммуникациями. Что приводит к тому, что основная стоимость заключается не в продукте, в бренде: «Это очень хорошо видно по бухгалтерским отчетам и экспертным оценкам. Стоимость бренда определяется тем, как структурируется фирма. Если главная работа связана с информацией, образами, коммуникациями, то можно материальное производство отдать другим. В реальном пространстве остается то, что называется трудом. Труд отдается на аутсорсинг, переводится в режим удаленной работы, материальное производство лицензируется на принципах франчайзинга. Глобальный капитализм функционирует в реальном времени, но не в планетарном пространстве, а в виртуальном».

Эксперт объясняет, что капитализация брендов приводит к капитализации трендов. В результате капитал уходит в «ускоряющееся время». Кратковременное, но интенсивное движение потребителей — это сверхновая форма модификации и образов, и времени. Один из его примеров — многокилометровые очереди, выстраивающиеся за новыми гаджетами.

V Санкт-Петербургский международный форум труда впервые проходит сразу в двух российских столицах и в смешанном формате с 19 по 23 апреля 2021 года. Организаторы форума — правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет, Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при поддержке Министерства труда и социальной защиты России, Федеральной службы по труду и занятости населения РФ.

«Заплатить или даже переплатить за причастность к определенному тренду — это та потребительская тенденция, которая указывает на то, что очень часто уже не работники, а потребители эксплуатируются и являются бесплатной рабочей силой для формирования, поддержания и укрепления брендов. Мессенджер WhatsApp купили за 19 миллиардов долларов. Можно проследить зависимость — чем интенсивнее тренд, тем дороже обходится приобретение такого растущего ресурса. Здесь покупают, по сути дела, пользователей, а на самом деле — бесплатную рабочую силу. Потому что стоимость этих сетевых платформ определяется тем, что люди генерируют контент — пишут друг другу, размещают свои сообщения, реагируют лайками и дизлайками — вот что создает стоимость этих компаний. Суть капитализма не в эксплуатации труда капиталом, а в превращении в новые источники капитализации всего, что угодно, включая межчеловеческие отношения», — считает Дмитрий Иванов.