В практической клинической деятельности осуществляется организация практик обучающихся направления «Социальная работа» (учебная, производственная, преддипломная — бакалавры; научно-исследовательская — магистры).Заявление на прохождение практики
Профессиональная подготовка обучающихся к непосредственной социальной работе требует последовательного осуществления одного из важнейших современных педагогических требований — непрерывного процесса интеграции теории и практики в течение всего периода обучения в университете.
Именно практическая подготовка создает условия для овладения специальными умениями, развивает специальные способности, необходимые для профессиональной деятельности, способствует приобретению обучающимися личного практического опыта, позволяет осмыслить свою будущую профессию, видеть в своей деятельности социальный смысл. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки, способствует комплексному формированию профессиональных компетенций обучающихся, направлена на подготовку студентов к выполнению определенного уровня таких видов профессиональной деятельности в области социальной работы.
Проведение практик осуществляется на основании заключенных СПбГУ с государственными органами и учреждениями, научно-исследовательскими и коммерческими организациями социальной сферы Санкт-Петербурга договоров об организации и проведении практики обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета. Обучающийся имеет право выбора места прохождения практики (за исключением учебных практик) из перечня организаций, с которыми заключены указанные договоры либо выбрать иное учреждение, заключив с ним договор.
В настоящее время заключены договоры об организации и проведении практик бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» со следующими организациями и учреждениями Санкт-Петербурга.
Для аттестации по результатам практики студент предоставляет ряд отчетных документов:
- письменный отчет/план-отчет преддипломной практики (титульный лист, содержание, приложения);
- дневник практики;
- отзыв куратора.
Формы отчетных документов размещены по каждому виду практики отдельно.
Бакалавриат
Учебная практика проходит на базе социальных органов, учреждений и организаций социальной сферы Санкт-Петербурга. При посещении выбранных в качестве баз практики учреждений и организаций практиканты выполняют задание.
Цель учебной практики — профессионально-личностное становление и развитие будущего специалиста по социальной работе в процессе формирования общих представлений о системе социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге.
Задачи учебной практики:
- ознакомление студентов с деятельностью различных социальных учреждений Санкт-Петербурга, с применяемыми в них технологиями и методами работы;
- формирование у студентов представлений о функциональных и профессиональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных по типу и виду социальных органах или
- учреждениях по оказанию помощи нуждающимся;
- формирование у студентов представлений об основных группах клиентов социальных служб Санкт-Петербурга;
- приобретение профессиональной компетентности в результате посещения социальных учреждений и активного взаимодействия с сотрудниками данных учреждений.
Учебная практика проходит в клинической форме и осуществляется на базе социальных органов, учреждений и организаций социальной сферы Санкт-Петербурга. К сопровождению практики привлекаются: преподаватель кафедры теории и практики социальной работы, осуществляющий теоретическую подготовку студентов, кураторы — специалисты учреждений — баз практики, сотрудники социальной клиники, выполняющие функцию консультирующей супервизии и методической поддержки.
Особый акцент в работе сотрудника социальной клиники, осуществляющего супервизию, должен ставиться на необходимости предложения бакалаврам альтернатив в разрешении возникающих проблем, а не предоставления готовых решений. Супервизия, осуществляемая сотрудниками социальной клиники, представляет собой обучение посредством консультирования. Смысл супервизорского сопровождения — развитие у студентов компетенций, определение характера возникающих перед ними трудностей, которые влияния на профессиональное формирование обучающихся.
Клиническая практика закрепляет теоретические знания основ организации добровольческой деятельности, умения проведения добровольческих акций.
Цель практики — подготовка и проведение обучающимися самостоятельных социальных добровольческих акций или мероприятий.
Задачи практики:
- ознакомление с теоретическими основами организации добровольческой деятельности и самостоятельная разработка плана проведения социальной добровольческой акции или мероприятия с конкретной группой клиентов;
- получение опыта организации культурного досуга клиентов социальных учреждений города (при супервизии условий практики научным руководителем и профессиональной супервизии
- по специальности потенциальными работодателями).
В качестве практических площадок выступают государственные социальные учреждения Санкт-Петербурга.
Цель практики — ознакомление с методами арт-терапии, обретение практических навыков в применении методов арт-терапии при работе с клиентами, нуждающимися в помощи.
Задачи практики:
- формирование у студентов представлений о различных формах психотерапии искусством — арт-терапии;
- помощь в овладении методами арт-терапии при работе с клиентами, находящимися в кризисной ситуации;
- обретение практических навыков в применении методов арт-терапии в государственных социальных учреждениях Санкт-Петербурга при работе с клиентами, нуждающимися в помощи.
Цель практики — обучение бакалавров методам самостоятельного исследования и формированию у них теоретической базы для написания ВКР и других научных работ. Формирование у бакалавров углубленных знаний по исследуемой теме, практическое ознакомление с особенностями административной работы в учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга.
Задачи практики:
ознакомление студентов с основами методологии исследовательской деятельности;
- рассмотрение основных этапов научно-исследовательской работы, современных методов и методик научного исследования, методов получения и накопления научной информации и работы с научной литературой;
- развитие навыков самостоятельной работы со справочно-правовыми информационными системами;
- обучение методам самостоятельного исследования и формированию теоретической базы для написания научных работ;
- формирование у студентов навыков постановки научных задач;
- формирование у студентов интереса к творческой исследовательской деятельности;
- совершенствование культуры речи, аргументирования публичных выступлений, участия в научных дискуссиях, умения оформлять и представлять результаты научного исследования.
Цель практики — практическое ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных фондов в части оказания государственных услуг, многообразием видов предоставляемых ими государственных услуг с учетом клиентской специфики.
Задачи практики:
- сформировать системное представление о системе государственных внебюджетных фондов и ее структуре;
- сформировать системное представление об основных направлениях социальной политики и целевых социальных программах, осуществляемых государственными внебюджетными фондами;
- ознакомить с основными нормативными актами в области обязательного социального страхования и государственного социального обеспечения;
- ознакомить с административными струтурами и кадровой политикой государственных внебюджетных фондов;
- изучить организационные особенности региональных отделений государственных внебюджетных фондов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- ознакомить со сферой деятельности (должностных обязанностей) специалистов по социальной работе;
- наделить навыками решения задач, стоящих перед государственными внебюджетными фондами;
- стимулировать интерес к изучаемому материалу, научить анализировать опыт работы, накопленный в социальной сфере.
Цели практики:
- дать студентам системное представление о деятельности, структуре и характерных особенностях государственных социальных органов (учреждений) и негосударственных социальных организаций Санкт-Петербурга, а также о социальном партнерстве государственных структур, с коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями для решения социально значимых проблем;
- дать возможность студентам получить опыт участия в решении конкретных социальных проблем граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Задачи практики:
- сформировать у студентов реальные представления о функциональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных социальных организациях и учреждениях;
- ознакомить с социальными технологиями, используемыми в современной практике социальной работы;
- обогатить профессиональные навыки и умения студентов в процессе осуществления ими функций помощника специалиста по социальной работе; развить навыки и компетенции
- социальной работы с различными категориями населения.
Цель практики — практическое ознакомление с особенностями административной работы в учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга.
Задачи практики:
- изучить организационно-административные особенности учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере оказания социальных услуг различным категориям граждан;
- проанализировать специфику руководства в учреждениях, осуществляющих свою деятельность в сфере оказания социальных услуг;
- разработать инструментарий и провести исследование (количественное или качественное) по проблемам технологии принятия решений руководителем, распределения обязанностей,
- методов стимулирования, контроля работы сотрудников, оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Цель практики — ознакомпление студентов с алгоритмами и методами социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также получение опыта участия в реабилитационной работе на примере конкретного случая при сопровождении специалиста социального учреждения.
Задачи практики:
- формирование у студентов представлений о функциональных и профессиональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных (по типу и виду) социальных органах или учреждениях по социальной ребалитации различных групп населения;
- помощь в овладении методами и технологиями социальной реабилитации различных групп населения;
- обретение практических навыков социальной работы с клиентами, нуждаюзимися в реабилитации.
Цель практики:
- получение опыта самостоятельной профессиональной работы;
- приобретение практических навыков и умений самостоятельно осуществлять все этапы научно-исследовательской или научно-практической работы, направленной на подготовку текста бакалаврской (выпускной) квалификационной работы.
Задачи практики:
- выбор темы и социальной базы для проведения практики;
- знакомство со структурой и спецификой социальной организации, в которой осуществляется практика;
- постановка научно-исследовательской или научно-практической проблемы в соответствии с потребностями данной социальной организации;
- формулировка основных целей и задач исследования или технического проекта;
- разработка методического инструментария для выполнения дипломного задания;
- сбор эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы или апробация разработанной студентом-дипломником технологии решения профессиональной задачи;
- анализ полученных эмпирических материалов;
- подготовка представления результатов научно-исследовательской работы по теме выпускной квалификационной работы научной общественности.
В результате прохождения клинических практик во время обучения по направлению подготовки «Социальная работа» студенты:
- приобретают опыт оказания социальных услуг представителям различных групп населения, нуждающихся в социальной помощи;
- отрабатывают навыки и умения в проведении досуговых, культурных, информационных, просветительских гуманитарных мероприятий для клиентов учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга;
- реализуют добровольческие инициативы в форме участия в социальном патронаже заслуженных универсантов третьего возраста, нуждающихся в социальном сопровождении.
Магистратура
Научно-исследовательская практика
Цель научно-исследовательской практики — расширение профессиональных знаний, полученных магистрами в процессе обучения и формирование практических умений и навыков по общим основам организации и проведения прикладных исследований по общим и частным проблемам социальной работы.
Задачи научно-исследовательской практики:
- овладение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных;
- приобретение опыта в проведении прикладных исследований (в том числе, Интернет-исследования, телефонного опроса);
- формирование навыков составления и оформления научных отчетов, презентации результатов самостоятельной исследовательской работы;
- сбор необходимых эмпирических материалов по теме выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.
Производственная (преддипломная) практика
Цель преддипломной практики — совершенствование знаний о структуре, характерных особенностях, нормативной базе деятельности государственных социальных органов (учреждений) и негосударственных социальных организаций Санкт-Петербурга; получение опыта самостоятельной профессиональной работы и участия в решении конкретных социальных проблем получателей социальных услуг; приобретение практических навыков и умений самостоятельно осуществлять все этапы научно-исследовательской или научно-практической работы, направленной на подготовку текста бакалаврской (выпускной) квалификационной работы.
Задачи преддипломной практики:
● выбор темы и социальной базы для проведения практики;
● знакомство со структурой и спецификой социальной организации, в
которой осуществляется практика;
● знакомство с социальными технологиями, используемыми специалистами
в своей деятельности;
● совершенствование навыков и умений социальной работы с различными
категориями населения посредством взаимодействия с куратором от учреждения;
● постановка научно-исследовательской или научно-практической
проблемы, связанной с выпускной квалификационной работой (ВКР), в соответствии с потребностями данной социальной организации;
● формулировка основных целей и задач исследования или технического
проекта;
● разработка методического инструментария для выполнения дипломного
задания;
● сбор эмпирического материала для написания выпускной
квалификационной работы или апробация разработанной студентом-дипломником технологии решения профессиональной задачи;
● анализ полученных эмпирических материалов; оформление материалов для
выпускной квалификационной работы;
● подготовка представления результатов научно-исследовательской работы
по теме выпускной квалификационной работы научной общественности.
Цель практики — обучение магистрантов методам самостоятельного исследования и формированию у них теоретической базы для написания магистерской диссертации и других научных работ. Формирование у магистрантов углубленных знаний по исследуемой теме. Практическое ознакомление с особенностями административной работы в учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга.
Задачи практики:
- Освоение механизмов поиска и реферирования научной литературы;
- Развитие навыков самостоятельной работы со справочно-правовыми информационными системами.
- Овладение основными этапами научно-исследовательской работы, современными методами и методиками научного исследования, методами получения и накопления научной информации и работы с научной литературой;
- Получение студентами навыков анализа практических ситуаций, оценки эффективности организационных структур и качества социальных технологий;
- Совершенствование опыта публичной презентации полученных научных результатов и ведения научных дискуссий;
- Использование теоретическивСовершенствование навыков публичного представления полученных научных результатов и ведения научных дискуссий.