Практическая клиническая деятельность

В практической клинической деятельности осуществляется организация практик обучающихся направления «Социальная работа» (учебная, производственная, преддипломная — бакалавры; научно-исследовательская — магистры).

Профессиональная подготовка обучающихся к непосредственной социальной работе требует последовательного осуществления одного из важнейших современных педагогических требований — непрерывного процесса интеграции теории и практики в течение всего периода обучения в университете.

Именно практическая подготовка создает условия для овладения специальными умениями, развивает специальные способности, необходимые для профессиональной деятельности, способствует приобретению обучающимися личного практического опыта, позволяет осмыслить свою будущую профессию, видеть в своей деятельности социальный смысл. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки, способствует комплексному формированию профессиональных компетенций обучающихся, направлена на подготовку студентов к выполнению определенного уровня таких видов профессиональной деятельности в области социальной работы.

Проведение практик осуществляется на основании заключенных СПбГУ с государственными органами и учреждениями, научно-исследовательскими и коммерческими организациями социальной сферы Санкт-Петербурга договоров об организации и проведении практики обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета. Обучающийся имеет право выбора места прохождения практики (за исключением учебных практик) из перечня организаций, с которыми заключены указанные договоры либо выбрать иное учреждение, заключив с ним договор.

В настоящее время заключены договоры об организации и проведении практик бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа» со следующими организациями и учреждениями Санкт-Петербурга.

Для аттестации по результатам практики студент предоставляет ряд отчетных документов:

  • письменный отчет/план-отчет преддипломной практики (титульный лист, содержание, приложения);
  • дневник практики;
  • отзыв куратора.

Формы отчетных документов размещены по каждому виду практики отдельно.

Бакалавриат

1 курс — Учебная практика «Ознакомление с деятельностью социальных служб»

Учебная практика проходит на базе социальных органов, учреждений и организаций социальной сферы Санкт-Петербурга. При посещении выбранных в качестве баз практики учреждений и организаций практиканты выполняют задание.

Цель учебной практики — профессионально-личностное становление и развитие будущего специалиста по социальной работе в процессе формирования общих представлений о системе социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге.

Задачи учебной практики:

  • ознакомление студентов с деятельностью различных социальных учреждений Санкт-Петербурга, с применяемыми в них технологиями и методами работы;
  • формирование у студентов представлений о функциональных и профессиональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных по типу и виду социальных органах или
  • учреждениях по оказанию помощи нуждающимся;
  • формирование у студентов представлений об основных группах клиентов социальных служб Санкт-Петербурга;
  • приобретение профессиональной компетентности в результате посещения социальных учреждений и активного взаимодействия с сотрудниками данных учреждений.
2 курс — Учебная практика «Основы добровольческой деятельности»

Учебная практика проходит в клинической форме и осуществляется на базе социальных органов, учреждений и организаций социальной сферы Санкт-Петербурга. К сопровождению практики привлекаются: преподаватель кафедры теории и практики социальной работы, осуществляющий теоретическую подготовку студентов, кураторы — специалисты учреждений — баз практики, сотрудники социальной клиники, выполняющие функцию консультирующей супервизии и методической поддержки.

Особый акцент в работе сотрудника социальной клиники, осуществляющего супервизию, должен ставиться на необходимости предложения бакалаврам альтернатив в разрешении возникающих проблем, а не предоставления готовых решений. Супервизия, осуществляемая сотрудниками социальной клиники, представляет собой обучение посредством консультирования. Смысл супервизорского сопровождения — развитие у студентов компетенций, определение характера возникающих перед ними трудностей, которые влияния на профессиональное формирование обучающихся.

Клиническая практика закрепляет теоретические знания основ организации добровольческой деятельности, умения проведения добровольческих акций.

Цель практики — подготовка и проведение обучающимися самостоятельных социальных добровольческих акций или мероприятий.

Задачи практики:

  • ознакомление с теоретическими основами организации добровольческой деятельности и самостоятельная разработка плана проведения социальной добровольческой акции или мероприятия с конкретной группой клиентов;
  • получение опыта организации культурного досуга клиентов социальных учреждений города (при супервизии условий практики научным руководителем и профессиональной супервизии
  • по специальности потенциальными работодателями).
2 курс — Учебная практика «Деятельность социальных служб по активизации личностного потенциала клиентов»

В качестве практических площадок выступают государственные социальные учреждения Санкт-Петербурга.

Цель практики — ознакомление с методами арт-терапии, обретение практических навыков в применении методов арт-терапии при работе с клиентами, нуждающимися в помощи.

Задачи практики:

  • формирование у студентов представлений о различных формах психотерапии искусством — арт-терапии;
  • помощь в овладении методами арт-терапии при работе с клиентами, находящимися в кризисной ситуации;
  • обретение практических навыков в применении методов арт-терапии в государственных социальных учреждениях Санкт-Петербурга при работе с клиентами, нуждающимися в помощи.
3 курс — «Деятельность Фондов системы социального страхования»

Цель практики — практическое ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных фондов в части оказания государственных услуг, многообразием видов предоставляемых ими государственных услуг с учетом клиентской специфики.

Задачи практики:

  • сформировать системное представление о системе государственных внебюджетных фондов и ее структуре;
  • сформировать системное представление об основных направлениях социальной политики и целевых социальных программах, осуществляемых государственными внебюджетными фондами;
  • ознакомить с основными нормативными актами в области обязательного социального страхования и государственного социального обеспечения;
  • ознакомить с административными струтурами и кадровой политикой государственных внебюджетных фондов;
  • изучить организационные особенности региональных отделений государственных внебюджетных фондов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
  • ознакомить со сферой деятельности (должностных обязанностей) специалистов по социальной работе;
  • наделить навыками решения задач, стоящих перед государственными внебюджетными фондами;
  • стимулировать интерес к изучаемому материалу, научить анализировать опыт работы, накопленный в социальной сфере.
3 курс — Производственная практика

Цели практики:

  • дать студентам системное представление о деятельности, структуре и характерных особенностях государственных социальных органов (учреждений) и негосударственных социальных организаций Санкт-Петербурга, а также о социальном партнерстве государственных структур, с коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями для решения социально значимых проблем;
  • дать возможность студентам получить опыт участия в решении конкретных социальных проблем граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Задачи практики:

  • сформировать у студентов реальные представления о функциональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных социальных организациях и учреждениях;
  • ознакомить с социальными технологиями, используемыми в современной практике социальной работы;
  • обогатить профессиональные навыки и умения студентов в процессе осуществления ими функций помощника специалиста по социальной работе; развить навыки и компетенции
  • социальной работы с различными категориями населения.
4 курс — Учебная практика по административно-управленческой работе

Цель практики — практическое ознакомление с особенностями административной работы в учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга.

Задачи практики:

  • изучить организационно-административные особенности учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере оказания социальных услуг различным категориям граждан;
  • проанализировать специфику руководства в учреждениях, осуществляющих свою деятельность в сфере оказания социальных услуг;
  • разработать инструментарий и провести исследование (количественное или качественное) по проблемам технологии принятия решений руководителем, распределения обязанностей,
  • методов стимулирования, контроля работы сотрудников, оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
4 курс — Учебная практика по социальной реабилитации

Цель практики — ознакомпление студентов с алгоритмами и методами социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также получение опыта участия в реабилитационной работе на примере конкретного случая при сопровождении специалиста социального учреждения.

Задачи практики:

  • формирование у студентов представлений о функциональных и профессиональных обязанностях специалистов по социальной работе в различных (по типу и виду) социальных органах или учреждениях по социальной ребалитации различных групп населения;
  • помощь в овладении методами и технологиями социальной реабилитации различных групп населения;
  • обретение практических навыков социальной работы с клиентами, нуждаюзимися в реабилитации.
Преддипломная практика

Цель практики:

  • получение опыта самостоятельной профессиональной работы;
  • приобретение практических навыков и умений самостоятельно осуществлять все этапы научно-исследовательской или научно-практической работы, направленной на подготовку текста бакалаврской (выпускной) квалификационной работы.

Задачи практики:

  • выбор темы и социальной базы для проведения практики;
  • знакомство со структурой и спецификой социальной организации, в которой осуществляется практика;
  • постановка научно-исследовательской или научно-практической проблемы в соответствии с потребностями данной социальной организации;
  • формулировка основных целей и задач исследования или технического проекта;
  • разработка методического инструментария для выполнения дипломного задания;
  • сбор эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы или апробация разработанной студентом-дипломником технологии решения профессиональной задачи;
  • анализ полученных эмпирических материалов;
  • подготовка представления результатов научно-исследовательской работы по теме выпускной квалификационной работы научной общественности.

В результате прохождения клинических практик во время обучения по направлению подготовки «Социальная работа» студенты:

  • приобретают опыт оказания социальных услуг представителям различных групп населения, нуждающихся в социальной помощи;
  • отрабатывают навыки и умения в проведении досуговых, культурных, информационных, просветительских гуманитарных мероприятий для клиентов учреждений социальной сферы Санкт-Петербурга;
  • реализуют добровольческие инициативы в форме участия в социальном патронаже заслуженных универсантов третьего возраста, нуждающихся в социальном сопровождении.

Магистратура

1, 2 курс — Научно-исследовательская практика

Цель научно-исследовательской практики — расширение профессиональных знаний, полученных магистрами в процессе обучения и формирование практических умений и навыков по общим основам организации и проведения прикладных исследований по общим и частным проблемам социальной работы.

Задачи научно-исследовательской практики:

  • овладение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных;
  • приобретение опыта в проведении прикладных исследований (в том числе, Интернет-исследования, телефонного опроса);
  • формирование навыков составления и оформления научных отчетов, презентации результатов самостоятельной исследовательской работы;
  • сбор необходимых эмпирических материалов по теме выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.